|
Об общероссийских классификаторах в свете
Федерального закона «О техническом регулировании»
М.Л. Рахманов, А.А. Саков Современный этап развития работ по
общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации
связан с выходом Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании» и принятыми в его развитие постановлениями
Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об
общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в
социально-экономической области» и от 4 августа 2005 г. № 493 « О внесении
изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003
г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной
информации в социально-экономической области». Особенность текущего этапа обусловлена тем,
что национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой
национальную систему стандартизации. При этом не предусмотрено существование
ранее действовавшей в стране Единой системы классификации и кодирования
технико-экономической и социальной информации. Соответственно в составе
документов в области стандартизации, используемых на территории Российской
Федерации, отсутствуют отраслевые классификаторы и классификаторы организаций.
Вместе с тем, роль общероссийских классификаторов значительно повышается. Впервые законодательно установлено, что
применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании
государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при
межведомственном обмене информацией. Наряду с этим, общероссийские
классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области
для однозначной идентификации объектов правоотношений, в том числе в области
прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности,
налогообложения. Указанными нормативными правовыми документами
также устанавливаются основные положения разработки, принятия, введения в
действие и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и
социальной информации. Определено, что общероссийские классификаторы
являются нормативными документами в области стандартизации, распределяющими
технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее
классификацией (классами, группами, видами и другими группировками). Основными задачами разработки общероссийских
классификаторов являются: ·
обеспечение
совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов; ·
обеспечение
межведомственного обмена информационными ресурсами; ·
создание
условий для формирования единого информационного пространства на территории
Российской Федерации; ·
систематизация
информации по единым классификационным правилам и их использование при
прогнозировании социально-экономического пространства страны, организации
статистического учета и отчетности и в банковской деятельности; ·
упорядочение
работ по разработке технических регламентов, по стандартизации и сертификации
выпускаемой продукции и оказанию услуг; ·
информационное
обеспечение основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая
налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью,
социальное страхование, финансовое посредничество; ·
гармонизация
общероссийских классификаторов с международными и региональными классификациями
и стандартами по классификации. Общероссийские классификаторы создаются
федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством
промышленности и энергетики Российской Федерации, Российским агентством по
техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной
статистики и Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации. Общероссийские классификаторы разрабатываются
по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой
при создании государственных информационных и информационных ресурсов, а также
при межведомственном обмене информацией. Разработка общероссийских классификаторов
обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и включает в себя
создание и экспертизу проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них
изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое
обеспечение ведения и применения общероссийских классификаторов. Ведение общероссийских классификаторов
включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в
общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную
сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный
информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования,
а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских
классификаторов. Обеспечение обязательного применения
общероссийских классификаторов осуществляется путем: ·
прямого
использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов
и наименований позиций; ·
включения в
общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и
классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций
общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций. Определение по общероссийскому классификатору
кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего
субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения
этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского
классификатора. Применение общероссийских классификаторов
обеспечивает: ·
повышение
качества регулирования рыночной экономики на различных уровнях и в различных ее
секторах; ·
непосредственное
влияние на повышение качества продукции и уровня оказываемых услуг на всех
этапах их жизненного цикла. ·
Головным
федеральным органом исполнительной власти в стране по вопросам классификации и
кодирования технико-экономической и социальной информации определено
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое: ·
осуществляет
принятие и введение в действие общероссийских классификаторов; ·
проводит
межведомственную координацию работ по разработке, ведению и применению общероссийских
классификаторов; ·
обеспечивает
проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по
общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских
классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов
общероссийских классификаторов и других касающихся их документов; ·
определяет при
принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом
исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого
общероссийского классификатора, дату введения его в действие; ·
обеспечивает
включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в
федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов; ·
осуществляет
официальное опубликование всех общероссийских классификаторов и внесенных в них
изменений в виде печатных изданий и официальных публикаций в
электронно-цифровой форме в составе Единой информационной системы по
техническому регулированию; ·
обеспечивает
представление в Федеральную службу государственной статистики принятых
общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений. Перечень 31-го общероссийского классификатора
и федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие их разработку,
ведение и применение приведены в таблице 1. Таблица 1 ПЕРЕЧЕНЬ
Федеральные органы исполнительной власти
обеспечивают также предоставление органам государственной власти, органам местного
самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся
закрепленных за ними общероссийских классификаторов и внесенных в них
изменений. При этом Федеральной службой государственной статистики
осуществляется с использованием информационно-вычислительной сети этой Службы
предоставление актуализированных текстов всех общероссийских классификаторов с
внесенными в них изменениями. Построение общероссийских классификаторов на
базе международных классификаций и стандартов по классификации Организации
Объединенных Наций, Международной организации по стандартизации, Европейского
Союза и других международных и региональных организаций, их широкое применение
позволяет обеспечивать отражение состояния и развития экономики Российской
Федерации и построения государственных информационных систем и информационных
ресурсов в соответствии с международными требованиями, а также вхождение
Российской Федерации в международные и региональные организации и ее
эффективное взаимодействие с другими странами. Дальнейшие первоочередные работы в области
общероссийских классификаторов предусматривают в том числе: разработку Общероссийского классификатора
продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), построенного на основе
гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в
Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) - Statistical Classification
of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA
2002) и PRODCOM List 2003/ПРОДКОМ (Перечень продукции Европейского Союза).
Принятие ОКПД предполагает отмену Общероссийского классификатора продукции
(ОКП), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности,
продукции и услуг (ОКДП) Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН).
При этом предусматривается 3-х летний переходный период для данной замены. В связи с принятием ОКПД предстоит
пересмотреть Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), 3-9–й знаки в
структуре кодового обозначения которого соответствуют кодам отменяемого ОКДП. В целях выполнения требований постановлений
Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 и от 4 августа
2005 г. № 493 будут обеспечиваться на плановой основе работы по разработке,
ведению и применению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений,
а также методическое обеспечение этих работ. |
|