|
ОДМ 218.1.001-2005 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ
АГЕНТСТВО МОСКВА 2005 Предисловие 1. РАЗРАБОТАН: Техническим
комитетом по стандартизации ТК-418 «Дорожное хозяйство», Московским
автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом),
Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и
предложений ФГУ «Росдортехнология», Российского союза научных и инженерных
обществ, Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных
органов управления автомобильными дорогами «Радор», Российской ассоциации
подрядных организаций в дорожном хозяйстве «Аспор», Ассоциации проектных
организаций «Родос», ОАО «Гипродорнии», ГП «Росдорнии», Дортранснии Ростовского
ГСУ 2. СОГЛАСОВАН: Национальным институтом
технического регулирования от 01.07.2005г. № 04/64 3. ВНЕСЕН: Управлением
организации научно-технических исследований и конкурсов и Управлением имущества
и правового обеспечения Федерального дорожного агентства 4. ИЗДАН на основании
распоряжения Федерального дорожного агентства от 08 июля 2005 г. №
ОБ-158-р 5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР Содержание
Раздел
1. Область применения
Отраслевой дорожный
методический документ «Рекомендации по разработке и применению документов технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства» (далее - методический документ)
разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом
регулировании» (далее - ФЗ «О техническом регулировании»)
и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве. Настоящий методический
документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения норм в сфере
дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ «О техническом регулировании»,
а также классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации, издания,
обновления, отмены и применения документов технического регулирования в
указанной сфере. Раздел
2. Нормативные ссылки
В настоящем методическом
документе использованы ссылки на следующие документы: а) Федеральный закон от
27.12.2002 № 184-ФЗ
«О техническом регулировании» б) ГОСТ
Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены в) ГОСТ
Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций.
Общие положения г) ГОСТ
Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения д) ГОСТ
Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и
рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения,
пересмотра и отмены е) ГОСТ Р
1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. Раздел
3. Термины и определения
В настоящем методическом
документе применяются следующие термины с соответствующими определениями: Дорожное хозяйство -
комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской
Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование,
изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание
автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований,
подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку
материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией,
ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Техническое регулирование -
правовое регулирование отношений в области установления, применения и
исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и
применения на добровольной основе требований к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в
области оценки соответствия (статья 2 ФЗ «О техническом
регулировании»). Технический регламент -
документ, который принят международным договором Российской Федерации,
ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации,
или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные
для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования
(продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
(статья 2 ФЗ
«О техническом регулировании»). Стандарт - документ, в
котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются
характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ
или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии,
символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2
ФЗ «О
техническом регулировании»). Национальный стандарт
Российской Федерации - стандарт, утвержденный Национальным органом Российской
Федерации по стандартизации (статья 2 ФЗ «О техническом
регулировании»). Стандарт организации -
стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а
также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции,
выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования
полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний),
измерений и разработок (ГОСТ Р
1.12-2004). Отраслевой дорожный
методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением
федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий
методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и
(или) содержащий технические рекомендации в области проектирования,
строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания, автомобильных
дорог и искусственных сооружений на них. Раздел
4. Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства
а) В соответствии со статьей
3 ФЗ «О
техническом регулировании» техническое регулирование осуществляется в соответствии
с принципами: - применения единых правил
установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию
услуг; - соответствия технического
регулирования уровню развития национальной экономики, развития
материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; - независимости органов по
аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей
и приобретателей; - единой системы и правил
аккредитации; - единства правил и методов
исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной
оценки соответствия; - единства применения
требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; - недопустимости ограничения
конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; - недопустимости совмещения
полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; - недопустимости совмещения
одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; - недопустимости
внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов. б) В соответствии со
статьями 4, 8 и 13 ФЗ
«О техническом регулировании» к основным документам системы технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся: - технические регламенты
(общие и специальные); - национальные стандарты,
правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации; - стандарты организаций; - акты рекомендательного
характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в
дорожном хозяйстве. в) В соответствии со
статьями 6 и 8 ФЗ
«О техническом регулировании» обязательные требования к отдельным видам
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических
регламентов и специальных технических регламентов. Требования общих технических
регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов
продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации. Специальные технические
регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска
причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Технические регламенты
принимаются только в целях: - защиты жизни и здоровья
граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или
муниципального имущества; - охраны окружающей среды,
жизни или здоровья животных и растений; - предупреждения действий,
вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты
применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или)
места происхождения продукции, осуществления процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или
особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся
изготовителями, продавцами, приобретателями. г) В соответствии со статьей
15 ФЗ «О
техническом регулировании» и ГОСТ
Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным
образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения
продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов
или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями,
продавцами, приобретателями. д) В соответствии с ГОСТ
Р 1.10-2004 и ГОСТ Р
1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для
применения организационно-методические положения, которые дополняют или
конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и
определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до
принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные
положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации. е) В соответствии с ГОСТ
Р 1.10-2004 и ГОСТ Р
1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы
организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по
стандартизации и способствуют применению основополагающего национального
стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно
проверить на практике до их установления в основополагающем национальном
стандарте. ж) В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
(далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный
перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных
группировок и направлены для применения при создании государственных
информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене
информацией. и) В соответствии со статьей
17 ФЗ «О
техническом регулировании» и ГОСТ
Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере
независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления
процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и
(или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами,
приобретателями. Стандарты организаций
применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования
производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания
услуг, а также для распространения и использования полученных в различных
областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Стандарты организации,
принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в
обязательном порядке. Стандарты профессиональных
научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и
других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся
членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя
эти обязательства. к) Документы рекомендательного
характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере
дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения
методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных
документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства. л) Совокупность документов
системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного
хозяйства, представлена в таблице 1. Таблица 1 Документы технического
регулирования, применяемые в дорожном хозяйстве
Раздел 5. Применение нормативных документов в переходный периода) Межгосударственные
стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р),
принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на
переходный период (до вступления в силу соответствующих технических
регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей
целям (статья 46 ФЗ
«О техническом регулировании»): - защиты жизни и здоровья
граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или
муниципального имущества; - охраны окружающей среды,
жизни или здоровья животных и растений; - предупреждения действий,
вводящих в заблуждение приобретателей. б) В переходный период (до
вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве
продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных
требований, соответствующих целям в пункте а)
настоящего раздела, следующие категории нормативных документов: - отраслевые стандарты
дорожного хозяйства (ОСТ); - строительные нормы и
правила (СНиП); - санитарные нормы и правила
(СанПиН); - отраслевые дорожные нормы
(ОДН); - ведомственные строительные
нормы (ВСН); - нормативные документы других
ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации
Минюстом России; - отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ); - стандарты субъектов
Российской Федерации; - нормы субъектов Российской
Федерации; - стандарты предприятий
дорожного хозяйства (СТП); - технические условия (ТУ). В данные категории
нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение
переходного периода положения данных нормативных документов должны быть
переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо
правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по
стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-экономической и
социальной информации, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные
методические документы в соответствии с принципами технического регулирования. В случае ссылки на
вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной)
документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения
сторонами, заключившими данный договор (контракт). Раздел
6. Классификация отраслевых дорожных
методических документов в сфере дорожного хозяйства
а) Для оптимизации и
систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного
хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам,
приведенным в таблице 2. Классификационные группы
отраслевых дорожных методических документов
б) В ОДМ классификационной группы 1
систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и
разъясняются положения организационно-технических основ технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства. в) В ОДМ классификационной
группы 2
разъясняются положения, устанавливающие: вI) параметры
конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам: - земляное полотно; - дорожная одежда; - дренаж и водоотвод. вII)
параметры искусственных сооружений по составляющим компонентам: - тоннели и трубы; - мосты, путепроводы и
эстакады; - защитные сооружения; - объекты сервиса и элементы
обустройства автомобильных дорог. вIII)
нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных
дорог и искусственных сооружений на них. г) ОДМ классификационной
группы 3
разъясняют положения технических и технико-экономических параметров ресурсов,
используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения: - энергия; - сырье; - материалы; - изделия и конструкции; - рабочая сила. д) ОДМ классификационной группы 4 разъясняют
положения технических параметров выполнения работ на автомобильных дорогах и
искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели, эстакады и др.): - строительство; - реконструкция; - модернизация; - ремонт; - содержание; - утилизация. е) ОДМ классификационной группы 5
разъясняют положения по технологическим процессам выполнения работ на
автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них. ж) ОДМ классификационной группы
6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения
специальных государственно-регулируемых функций: - обеспечение безопасности
автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по
дорогам; - обеспечение экологической
безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов
движения по автомобильным дорогам; - обеспечение единства
измерений. и) ОДМ классификационной группы
7 разъясняют положения организационно-технических и других требований в
области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за
соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве. к) ОДМ классификационной группы 8
разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков
данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной
интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве. Раздел
7. Порядок разработки, экспертизы, согласования, утверждения, регистрации,
введения в действие, обновления и отмены документов технического регулирования
а) Общие и специальные технические
регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке,
установленном статьями 9 и 10 ФЗ «О техническом
регулировании». б) Правила разработки
национальных стандартов Российской Федерации определены в статье 16 Федерального
закона «О техническом регулировании». При этом проекты национальных
стандартов Российской Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в
соответствии со статьей 16 ФЗ «О техническом
регулировании» представляются разработчиками в ТК-418 для организации
проведения экспертизы. В случае ссылки на
утвержденные национальные стандарты в договорной (контрактной) документации,
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт). в) Общероссийские
классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и
применяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10 ноября 2003 г. № 677. г) Правила стандартизации и рекомендации
по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматриваются и
отменяются в порядке, установленном ГОСТ
Р 1.10-2004. д) Стандарты организаций
разрабатываются, утверждаются, учитываются, изменяются и отменяются
организациями самостоятельно с учетом положений статей 12 и 12 ФЗ «О
техническом регулировании» и ГОСТ
1.4-2004. Стандарты организации могут
разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и
оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую
данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые
данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в
соответствии с заключенными договорами (контрактами) (ГОСТ
Р 1.4-2004), В случае ссылки на
утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации,
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт). По решению организации
утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной
власти в области дорожного хозяйства для согласования в порядке, изложенном в разделе
8 настоящего методического документа. е) ОДМ разрабатываются в
порядке, изложенном в разделах
9 и 10
настоящих рекомендаций. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной
(контрактной) документации, положения данных документов становятся
обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт). Раздел
8. Порядок
согласования стандартов организаций федеральным органом исполнительной власти в
области дорожного хозяйства
а) Разработчиком проекта стандарта
организации может быть любое юридическое и (или) физическое лицо, прежде всего
организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею
стандарта организации. Разработанный проект
стандарта организации с пояснительной запиской такая организация может
разослать на отзыв заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности
дорожного хозяйства и другим организациям для возможно полного учета их опыта и
интересов. б) Перед утверждением
организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею
стандарта организации, вправе направить окончательную редакцию проекта
стандарта организации с пояснительной запиской, поступившими предложениями и
замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган исполнительной власти в
области дорожного хозяйства на согласование. В случае, когда
разработанный проект стандарта организации является стандартом профессиональных
научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и других объединений
юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган исполнительной власти в
области дорожного хозяйства исполнительным органом таких объединений
направляется список организаций (с указанием их реквизитов) - участников
вышеперечисленных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц,
готовых принять на себя обязательства соблюдения данного стандарта организации. В пояснительной записке к
проекту стандарта приводят: - наименование стандарта
организации; - название
организации-разработчика (или паспортные данные физического лица); - контактное лицо от
организации-разработчика (или физическое лицо); - основание для разработки
проекта стандарта организации; - краткую характеристику
объекта стандартизации; - сведения о соответствии
проекта стандарта организации законодательству Российской Федерации,
обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также национальным
стандартам; - сведения о рассылке на
отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику принципиальных
замечаний и предложений (сводку замечаний); - подписи руководителя (зам.
руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя (или
физического лица - разработчика). Построение, изложение,
оформление и содержание стандартов организаций осуществляется по ГОСТ
Р 1.5-2004. в) Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект
стандарта организации на предмет соответствия: - действующим федеральным
законам, действующим техническим регламентам; - целям и принципам
стандартизации, в том числе положениям, установленным настоящим методическим
документом; - правилам и нормам, рекомендациям
и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам; - действующим национальным
стандартам, нормативным и методическим документам, включая рекомендации
настоящего ОДМ, в части показателей потребительских свойств продукции. При рассмотрении комплекта
документов, упомянутых в п. б) раздела 8,
федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства в
установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов
научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в
том числе Техническим комитетом по стандартизации «Дорожное хозяйство» ТК-418. г) В случае соответствия
проекта стандарта организации позициям, указанным в п.
в) раздела 8,
федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства
согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя федерального
органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или начальника
профильного подразделения его центрального аппарата. В случае если стандарт
организации отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной
власти в дорожном хозяйстве с приложением замечаний в письменной форме
направляется в организацию, представившую на согласование проект своего
стандарта. д) Внесение изменений в
стандарт организации и его пересмотр осуществляют в порядке, установленном для
разработки стандартов организации (ГОСТ
Р 1.4-2004). При наличии согласования
стандарта федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства инициатор внесения изменений в стандарт направляет мотивированное
обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в стандарт
организации с изложением объективных причин и технико-экономическим
обоснованием. Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения
внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому
предложению может согласовать изменения в стандарт организации. ж) Отмена стандарта
организации проводится в установленном порядке и осуществляется организацией,
утвердившей данный стандарт. При наличии согласования
стандарта организации федеральным органом исполнительной власти в области
дорожного хозяйства инициатор отмены стандарта организации направляет
мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене стандарта
организации с изложением объективных причин и технико-экономическим
обоснованием. Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения
внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому
предложению может отозвать свое согласование. з) В случае выхода или
вступления новых участников в профессиональные научные, общественные,
инженерные организации, ассоциации и другие объединения юридических лиц,
готовых принять на себя обязательства по соблюдению ранее согласованного
федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства
стандарта организации, исполнительным органом указанных организаций
направляется официальное уведомление в федеральный орган исполнительной власти
в области дорожного хозяйства с указанием наименования этого стандарта, ссылкой
на имеющееся согласование и реквизитов выбывших участников или новых
участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта организации. и) Стандарты организаций,
согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства, применяются наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном
порядке ОДМ. При этом на титульном листе (или в предисловии) стандарта
организации могут указываться реквизиты официального согласования федерального
органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, полученного в
соответствии с п. г) раздела 8
настоящего методического документа. к) Отсутствие согласования
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства не
исключает возможности принятия стандарта организации. Раздел
9. Порядок
разработки, экспертизы, согласования и издания отраслевых дорожных методических
документов
а) Организация разработки
ОДМ включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного
документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в
области дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом данной
процедуры. Предпочтение для разработки
получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности,
обладающие наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим
потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической
информацией. Разработка ОДМ может
проводиться и представляться на рассмотрение в федеральный орган исполнительной
власти, в области дорожного хозяйства любой организацией в инициативном порядке
при условии соблюдения рекомендаций настоящего методического документа. б) Организация, получившая
заказ на разработку (размещение государственного заказа осуществляется путем
проведения конкурсов), формирует рабочую группу, готовит проект ОДМ (первую
редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в
заинтересованные организации. В пояснительной записке
приводятся: - наименование документа; - название
организации-разработчика; - контактное лицо от
организации-разработчика; - основание для разработки
документа; - краткая характеристика
объекта рекомендаций (ОДМ); - сведения о взаимодействии с
техническими регламентами, национальными стандартами и стандартами организаций,
согласованными с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства; - сведения о рассылке на
отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и
предложений (сводка замечаний); - подписи руководителя
(заместителя руководителя) организации-разработчика и ответственного
исполнителя. в) Построение, изложение и
оформление ОДМ осуществляется согласно ГОСТ
Р 1.5-2004 и настоящему методическому документу. В структуру ОДМ входят:
титульный лист, предисловие, содержание, область применения, нормативные ссылки,
определения, содержательная часть документа (может состоять из нескольких
глав), ключевые слова, приложения. Титульный лист ОДМ оформляют
в соответствии с Приложением А.
Наименование ОДМ должно быть кратким (Приложение Б), точно характеризовать область
распространения и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной
классификационной группе по таблицам
1и 2. В предисловии к ОДМ
приводятся: состав разработчиков проекта документа, сведения о согласовании,
основание для издания, данного ОДМ, указание о рекомендательном характере
документа, а также информация о новизне документа («вводится впервые») или об
отмене предшествующих («взамен»). В структурный элемент
«Нормативные ссылки» включаются: общие и специальные технические регламенты,
национальные стандарты, отраслевые дорожные методические документы и другие
нормативно-технические документы (в том числе в установленном порядке
согласованные федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства). г) Организация-разработчик с
учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта ОДМ и
представляет ее вместе с пояснительной запиской в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства, который в установленном
порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными,
проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе в
ТК-418. д) Экспертиза окончательной
редакции проекта ОДМ проводится на соответствие: - действующим федеральным
законам и техническим регламентам; - целям и принципам системы
технического регулирования в сфере дорожного хозяйства, в том числе положениям,
установленным настоящим методическим документом; - правилам и нормам,
рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским
классификаторам; - действующим национальным
стандартам, стандартам организаций, согласованным с федеральным органом
исполнительной власти в области дорожного хозяйства, нормативным и методическим
документам, включая рекомендации настоящего ОДМ. е) Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект ОДМ,
результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения рекомендует
к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или
заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти в области
дорожного хозяйства). ж) После принятия ОДМ
направляется в ТК-418 для регистрации и включения в реестр, а также в
издательство (организацию), определенное в установленном порядке федеральным
органом исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и
распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в периодических изданиях
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства. з) Внесение изменений в ОДМ
и его пересмотр осуществляют в том же порядке, что и разработка. и) Отмена ОДМ проводится в
следующем порядке: - организация-инициатор
отмены ОДМ направляет в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (заместителем
руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ
с изложением объективных причин; - федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное
предложение и в случае положительного решения издает соответствующее
распоряжение и направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа
из реестра. Информация об отмене
ОДМ опубликовывается в периодических изданиях федерального органа
исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Раздел
10. Обозначение
отраслевых дорожных методических документов
Обозначение отраслевых
дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя: - аббревиатуру «ОДМ»; - трехзначное число с
точкой, обозначающее комплекс дорожного хозяйства; - однозначное число,
обозначающее классификационную, группу документа по таблице
2 настоящего методического документа; - трехзначное число,
обозначающее порядковый номер документа в классификационной группе; - четырехзначное число,
обозначающее год регистрации документа. Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного методического документа:
Ключевые слова: дорожное хозяйство, общий и
специальный технические регламенты, национальный стандарт, отраслевой дорожный
методический документ, стандарт организации, порядок разработки и применения Приложение А
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО МОСКВА 200_ Приложение Б
В наименовании отраслевых
дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не допускаются сокращения
(кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и
греческие буквы. Наименования отраслевых
дорожных методических документов могут носить следующие формулировки (примеры): 1. Техническая классификация
автомобильных дорог. 2. Методические
рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог. 4. Руководство
по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций. 5. Правила по ремонту и
содержанию автомобильных дорог. 6. Методика испытания
противогололедных материалов. 7. Пособие
по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов. 8. Технологические
карты по устройству земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог. |
|