|
Закон
г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 Об обеспечении беспрепятственного доступа
инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города
Москвы (с
изменениями от 21 ноября 2007 г.)
Настоящий Закон в
совокупности с мерами организационного, правового, экономического и
воспитательного воздействия призван способствовать обеспечению свободы
передвижения маломобильных граждан и созданию им равных с другими гражданами
возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других
прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Закон регулирует
отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения,
доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы; определяет тенденции к
интеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействия
архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и
свободы маломобильных граждан. Закон определяет общие
требования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения,
доступа к ним инвалидов и других маломобильных граждан, в соответствии с
федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами,
строительными нормами и правилами, и устанавливает ответственность за их
нарушение в городе Москве. Статья 1. Основные понятияОсновные понятия,
используемые в настоящем Законе: маломобильные граждане
- инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья
со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности,
и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста;
граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие
лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно
передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или
временного физического недостатка использовать для своего передвижения
необходимые средства, приспособления и собак-проводников; инженерная,
транспортная и социальная инфраструктуры - комплекс сооружений
и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов
социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое
развитие и функционирование поселений и территорий; государственные
градостроительные нормативы, строительные нормы и правила
- нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным
органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и
градостроительства города Москвы и подлежащие обязательному исполнению при
осуществлении градостроительной деятельности всех видов. Статья 2. Основополагающие, нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения, установленные настоящим ЗакономПравовые отношения, установленные настоящим Законом, регулируются нормативными правовыми актами и основополагающими документами, регламентирующими свободы и права инвалидов, а также требования по обеспечению свободного передвижения, доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, которыми являются: - Конституция
Российской Федерации; - Гражданский кодекс
Российской Федерации; - Градостроительный кодекс Российской
Федерации; - Федеральный закон "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации"; - Федеральный закон
"Об обслуживании инвалидов"; - Декларация прав и
свобод человека и гражданина; - Декларация прав
инвалидов ООН; - Стандартные правила
обеспечения равных возможностей для инвалидов ООН; - постановление Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 года N 1188
"Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходимы
модификации средств транспорта, связи и информатики"; - постановление
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах
по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам
социальной инфраструктуры"; - Устав города Москвы; - распоряжение Мэра
Москвы от 27 августа 1997 года N 684-РМ "О дополнительных мерах по
обеспечению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры"; - Градостроительные
нормативы и правила (СНиП: 2.07.01-89,
2.08.02-89, 2.09.02-85, 2.09.04-87; ВСН
62-91; РДС 35-201-98; Рекомендации по проектированию окружающей среды,
зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных
групп населения, выпуски 1, 2,
3,
7,
10,
12,
13,
14, 19,
20;
Московские городские строительные нормы (МГСН); пособия
и рекомендации
по комплексному
проектированию окружающей среды, зданий, сооружений и территорий для людей
с физическими ограничениями, разработанные Москомархитектурой, утвержденные и
введенные в действие решениями Правительства Москвы и органов архитектуры). Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованиемК объектам, подлежащим
оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного
передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: - жилые здания
государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда; - административные
здания и сооружения; - объекты культуры и
культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления
религиозных обрядов и т.д.); - объекты и учреждения
образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; - объекты торговли,
общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские
учреждения; - гостиницы, отели,
иные места временного проживания; -
физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха,
парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и
сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные
дорожки; - объекты и сооружения
транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные
вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного,
железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; - станции и остановки
всех видов городского и пригородного транспорта; - почтово-телеграфные
и другие здания и сооружения связи и информации; - производственные
объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; - тротуары, переходы
улиц, дорог и магистралей; - прилегающие к
вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади. Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов инфраструктур городаОбъекты социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства,
реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими
специальными приспособлениями и оборудованием: - визуальной и
звуковой информацией; - специальными
указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; - звуковой сигнализацией
у светофоров; -
телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; -
санитарно-гигиеническими помещениями; - пандусами и
поручнями у лестниц при входах в здания; - пологими спусками у
тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок
городского транспорта общего пользования; - специальными
указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских
парков и других рекреационных зон; - пандусами и
поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных
транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; - пандусами при входах
в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых
площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и
магистралей. На автостоянках и в
местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок,
должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее
удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств
инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а
также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют
противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки
специальных автотранспортных средств бесплатно. Статья 5. Организация общедоступности объектов инфраструктур города для маломобильных гражданОрганы исполнительной
власти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организации
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия
для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного
их передвижения в городе. Планировка и застройка
новых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка
проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт
зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без
приспособлений для доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан не
допускаются. В состав основных
видов и стадий разработки проектной документации на строительство новых
объектов социальной инфраструктуры включается специальный раздел проекта с
пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий
жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан". Оснащение специальными
приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования
маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и
планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти
работы. В случаях
невозможности выполнения в полном объеме требований нормативно-технических
документов по приспособлению для маломобильных граждан действующих объектов,
собственниками и балансодержателями таких объектов по согласованию с органами
исполнительной власти Москвы и органами власти районов должны осуществляться
все мероприятия, архитектурно возможные для исполнения. Окончательное решение
о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов
без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только
судом. Органы исполнительной
власти Москвы, административных округов и местного самоуправления, при
необходимости, могут разрабатывать мероприятия или отдельные целевые программы
по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к
действующим объектам. Финансовые затраты,
связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности
вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной
инфраструктур города Москвы для маломобильных граждан, несут собственники и
балансодержатели указанных объектов. Статья 6. Участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов приспособления городской среды для инвалидовОбщественные
объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную
информацию о степени доступности объектов инфраструктур города для пользования
инвалидами и о всех мероприятиях, изменяющих степень доступности. Общественные
объединения и организации инвалидов вправе обращаться в органы исполнительной
власти города, органы власти районов с предложениями по улучшению доступности
объектов инфраструктур города для пользования инвалидами. Органы исполнительной
власти Москвы, организации и предприятия независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных
представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия
решений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижению
и адаптации в городской среде. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут
быть признаны недействительными в судебном порядке. Представители
общественных объединений инвалидов, при необходимости, включаются в состав
комиссий по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений с правами и полномочиями,
равными правам и полномочиям любого другого члена этих комиссий. Статья 7. Контроль за обеспечением доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктурКонтроль за выполнением требований нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, норм и правил в части создания условий для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе при разработке документации на всех стадиях проектирования, строительстве новых, реконструкции, капитальном ремонте и переоборудовании действующих помещений, зданий, сооружений, благоустройстве территорий и пешеходно-транспортной сети осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти Москвы, органов местного самоуправления, государственных инспекций и органов архитектуры и градостроительства, уполномоченных на то законодательными актами Российской Федерации, в пределах их компетенции. Действия и решения
указанных должностных лиц, осуществляющих контроль, могут быть обжалованы в суд
в установленном порядке. Законом
г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 статья
3 настоящего Закона изложена в новой редакции Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего ЗаконаЗа невыполнение
требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных
маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной
инфраструктур должностные и юридические лица несут административную
ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных
правонарушениях. Неоднократное
нарушение норм настоящего Закона в период строительства и проведения ремонтных
работ объектов и территорий юридическим лицом, а также нарушение, совершенное в
течение одного года с момента наложения штрафа, может явиться основанием
ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 61 Гражданского
кодекса Российской Федерации. Статья 9. Вступление настоящего Закона в силуНастоящий Закон
вступает в силу, в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года
N 22 "О законодательных актах города Москвы", со дня его официального
опубликования, за исключением статьи 8. Статью 8 ввести в
действие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская
Дума 17 января 2001 года N
3 |
|