|
Положение о функциональной подсистеме
надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв.
Роспотребнадзором и Главным государственным санитарным врачом РФ от 5 октября
2005 г. N 01-12/176-05) 1. Настоящее Положение определяет порядок
организации и деятельности функциональной подсистемы надзора за
санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Далее - функциональная
подсистема). 2. Положение разработано в соответствии с
Федеральными законами от 21.12.1994 N
68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", от 30.03.1999 N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указом
Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти", Постановлениями Правительства
Российской Федерации от 30.12.2003 N
794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций" и от 27.05.2005 г. N 335 "О внесении изменений
в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794". 3. Чрезвычайная ситуация - опасная
для населения обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии, природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
эпидемии, массовых заболеваний и отравлений среди населения, сопровождающаяся
человеческими жертвами, создающая потенциальную или реальную угрозу здоровью
людей или нарушающая гигиенические условия жизни населения. Потенциально опасный для населения объект - объект, на
котором проводятся, используются, перерабатываются, хранятся или
транспортируются радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и
биологические вещества, материалы или иные вещества, опасные в эпидемиологическом
отношении, создающие потенциальную или реальную угрозу здоровью людей или
гигиеническим условиям жизнедеятельности населения. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций
- комплекс организационно-технических, медико-санитарных, гигиенических и
санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение и
ликвидацию или снижение вероятности возникновения чрезвычайных для населения
ситуаций техногенного, природного или эпидемиологического характера. 4. Руководство созданием и деятельностью
функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). (Далее -
Служба). 5. В своей деятельности функциональная
подсистема руководствуется вышеуказанными постановлениями Правительства
Российской Федерации, Положением о Службе, Положением
о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации,
иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением. 6. Основными задачами функциональной
подсистемы являются: организация мероприятий, направленных на
предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и
санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций; совершенствование организации и повышение
готовности органов и учреждений Службы к деятельности по наблюдению, оценке и
прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленных
возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения. 7. Функциональная подсистема действует на
федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. 8. Координационными органами
функциональной подсистемы являются: на федеральном уровне - комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Роспотребнадзора; на объектовом уровне - комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности организаций, подведомственных Роспотребнадзору. Компетенция комиссий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также
порядок принятия решений определяются в положениях о них. 9. Постоянно действующими органами
управления функциональной системы являются: на федеральном уровне - подразделение
Роспотребнадзора для решения задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций; на региональном уровне - подразделения
территориальных управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на муниципальном уровне - отделы и
филиалы территориальных управлений Роспотребнадзора, уполномоченные на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: на объектовом уровне - работники организаций,
уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Компетенция и полномочия постоянно
действующих органов управления функциональной системы определяются
соответствующими положениями о них. 10. Органами, повседневного управления
функциональной системы являются оперативные дежурные (дежурные)
Роспотребнадзора, территориальных управлений Роспотребнадзора, отделов и
филиалов территориальных управлений Роспотребнадзора, организаций. 11. К силам и средствам функциональной
подсистемы относятся: органы и учреждения Службы центрального
подчинения и ведомственных служб. (Организационно-методическую функцию
выполняет Роспотребнадзор); научно-исследовательские институты
гигиенического и эпидемиологического профиля, территориальные управления Службы
и Федеральные государственные учреждения здравоохранения, центры гигиены и
эпидемиологии в субъектах Российской Федерации; соответствующие отделы территориальных
управлений Роспотребнадзора на транспорте и в субъектах Российской Федерации,
где расположены территориальные органы МЧС России; силы и средства наблюдения, контроля и
ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера на
соответствующих территориях. 12. Порядок создания специализированных
формирований Службы и их функции в условиях чрезвычайных ситуаций определяются
приказами Роспотребнадзора 13. Решения об использовании сил и
средств функциональной подсистемы, привлекаемых к проведению санитарно-гигиенических,
противоэпидемических и других мероприятий в районе чрезвычайных ситуаций,
принимаются в зависимости от их масштабов, потенциальной или явной опасности
для населения, на федеральном уровне - Руководителем Службы или заместителями
руководителя Службы, на региональном и муниципальном уровнях - руководителями
территориальных управлений Роспотребнадзора, на объектовом уровне -
руководителями организаций, по согласованию с руководством Службы. 14. Управление функциональной подсистемой
осуществляется с использованием систем связи и оповещения, средств связи и
оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и
ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов
оповещения до органов управления, сил функциональной подсистемы и населения. Система связи, оповещения и
информационного оповещения на всех уровнях сопрягается с
информационно-управляющей системой РСЧС и информационной системой Всероссийской
службы медицины катастроф. 15. Проведение мероприятий по надзору за
санитарно-эпидемиологической обстановкой при ликвидации чрезвычайных ситуаций в
рамках функциональной подсистемы осуществляется на основе планов действий
Роспотребнадзора и подведомственных организаций. 16. При отсутствии угрозы возникновения
чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления
и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной
деятельности. Для соответствующих органов управления и
сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов
функционирования: а) режим повышенной готовности - при
угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; б) режим чрезвычайной ситуации - при
возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 17. Основными мероприятиями, проводимыми
органами управления и силами функциональной подсистемы являются: а) в режиме повседневной деятельности
(при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической
обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, ведении
долгосрочных восстановительных работ по ликвидации последствий аварий,
катастроф, стихийных и экологических бедствий): наблюдение, оценка и прогнозирование
санитарно-эпидемиологической обстановки; предупреждение, выявление и пресечение
нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны
здоровья населения; предупреждение возникновения и распространения массовых
инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений среди населения; подготовка специалистов Службы к
действиям в чрезвычайных ситуациях, организация аттестации формирований и
специалистов; обеспечение постоянной готовности органов
управления, сил и средств функциональной подсистемы, обобщение опыта и
обеспечение дальнейшего развития функциональной подсистемы; участие в разработке и реализации целевых
программ в области надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой при
выполнении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; наблюдение и контроль за состоянием
окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и на
прилегающих к ним территориях; разработка и выполнение программ,
направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения. б) в режиме повышенной готовности (при
ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при
прогнозе возможности возникновения эпидемий): постоянный сбор, обработка и передача
органам управления и силам функциональной подсистемы информации о
прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и
способах защиты от них; подготовка специальных медико-санитарных,
гигиенических санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на
обеспечение защиты населения; усиление наблюдения и контроля за
состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на
прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности и масштабов
эпидемий; формирование оперативных групп, уточнение
санитарно-эпидемиологической обстановки, планов действий (взаимодействия) и
иных документов; проведение при необходимости
эвакуационных мероприятий. в) в режиме чрезвычайной ситуации: разработка и реализация органами и
учреждениями Службы комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий: профилактика массовых инфекционных и
неинфекционных заболеваний и отравлений включающая применение современных
средств иммунной защиты населения и средств личной профилактики,
вакцинопрофилактику и санитарно-эпидемиологический контроль за их организацией; обслуживание аварийно-спасательных и
других специализированных формирований в районе чрезвычайных ситуаций,
направленное на обеспечение эпидемической безопасности этой категории
специалистов; поддержание взаимодействия органов
управления и учреждений Службы с другими заинтересованными министерствами и
ведомствами в соответствии с конкретными планами мероприятий разрабатываемых по
обстановке в чрезвычайной ситуации; организация карантинно-ограничительных
мероприятий и установление режима поведения в эпидочаге при возникновении
эпидемических вспышек особо опасных инфекций; организация работ по проведению
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силами ведомственных
формирований постоянной готовности; организация и осуществление оперативного
контроля и измерений уровней радиоактивного и химического загрязнения в районах
чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение о степени
риска последствий чрезвычайных ситуаций для здоровья населения; восполнение запасов медицинского
имущества, диагностических и дезинфекционных средств для ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (совместно со Всероссийской
службой медицины катастроф); выдвижение оперативных групп в район
чрезвычайных ситуаций; оценка санитарно-эпидемиологической обстановки; организация материально-технического
обеспечения работы специалистов Службы; осуществление постоянного контроля за
состоянием окружающей среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на
аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях; санитарно-эпидемиологическое
сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего
населения; 18. Финансовое обеспечение деятельности
функциональной подсистемы и мероприятий по надзору за
санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении задач по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в
соответствии с законодательством Российской Федерации; Финансированием целевых программ в
области надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой при выполнении
задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации; Выделением* средств из резервного фонда Правительства
Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации. Руководитель Роспотребнадзора, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко Согласовано Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Р.Ц. Цаликов 15 сентября 2005 г. *Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации
источника |
|