|
Распоряжение
Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. N 266-р 1.
Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы стандартизации. 2.
Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции
развития национальной системы стандартизации при проведении работ в области
технического регулирования. Председатель
Правительства Российской Федерации М.
Фрадков Концепция развития национальной системы
стандартизации
I. ВведениеНастоящая
Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития национальной
системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года и содержит
обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы
стандартизации. Концепция
подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом
международных нормативных документов в области стандартизации. Сформированная
на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе
реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему
стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений
призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов,
общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность
российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на
основе повышения качества товаров, работ и услуг. Стандартизация
является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической
политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению
технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья
и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды
и экономию всех видов ресурсов. Стандартизация
в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести
достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы
стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть
адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике. Законодательную
и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют: Конституция
Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного
ведения Российской Федерации; Федеральный закон "О
техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в
Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и
добровольность применения стандартов; нормативные
правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации; основополагающие
стандарты национальной системы стандартизации. Национальные
и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки
технических регламентов и содействия соблюдению их требований. Организационно-функциональную
структуру национальной системы стандартизации составляют: национальный
орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии); научно-исследовательские
организации по стандартизации; технические
комитеты по стандартизации; разработчики
стандартов. В
состав фонда документов национальной системы стандартизации входят
межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые
стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области
стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и
социальной информации. Фонд
документов национальной системы стандартизации является составной частью
федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. В
рамках фонда документов национальной системы стандартизации сформировался ряд
таких уникальных подсистем, как общетехнические системы стандартов, система
стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных
ситуациях и другие. Подсистемой национальной системы стандартизации является
система стандартизации оборонной продукции. Существующие
проблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходным
периодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающим
фактором в достижении стратегических целей стандартизации. В
Федеральном законе
"О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения,
определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы
стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы
финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных
стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты
и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции
остается весьма существенным. По
отдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимость
национальных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результаты
научно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с
международными стандартами. Ввиду
отсутствия необходимых научных исследований и слабого притока профессиональных
кадров в научно-исследовательские организации и технические комитеты по
стандартизации, а также недостаточного финансирования ухудшается качество
разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации. Темпы
обновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизации
за последние годы снизились (необходимо ежегодно обновлять не менее 10
процентов фонда для поддержания его на приемлемом уровне). В
связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов,
реорганизацией управления отраслями и отраслевыми научно-исследовательскими
институтами активность технических комитетов по стандартизации в последние годы
также снизилась. Российская
Федерация является членом Международной организации по стандартизации,
Международной электротехнической комиссии и Международного союза электросвязи,
участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотря
на активное участие Российской Федерации в деятельности международных
организаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ней,
явно недостаточно для реализации национальных интересов Российской Федерации. Проблемы
действующей национальной системы стандартизации не позволяют в полной мере
обеспечить необходимые темпы промышленного роста в нашей стране. В
этой связи формирование национальной системы стандартизации, направленной на
обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение
конкурентоспособности российской экономики, должно осуществляться на основе
комплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими
целями, принципами, задачами и направлениями развития национальной системы
стандартизации. II. Стратегические цели, принципы и задачи развития национальной системы стандартизацииВ
основу стратегии развития национальной системы стандартизации положены
апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие
принципы стандартизации: добровольность
применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае
принятия решения об их использовании; применение
международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за
исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие
несоответствия требований международных стандартов климатическим и
географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или)
технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская Федерация в
соответствии с установленными процедурами выступала против принятия
международного стандарта или отдельного его положения; максимальный
учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальных
стандартов; обеспечение
преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации; недопустимость
создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и
оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения
стратегических целей стандартизации; обеспечение
условий для единообразного применения национальных стандартов; обоснованность
разработки национальных стандартов; открытость
процессов разработки национальных стандартов; обеспечение
доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей; однозначность
понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в
национальные стандарты; прогрессивность
и оптимальность требований национальных стандартов; применение
требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между
изготовителем и потребителем. Стратегическими
целями развития национальной системы стандартизации являются: повышение
качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг,
реализуемых на внутреннем и внешнем рынках; обеспечение
научно-технического прогресса; обеспечение
обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и
технологической безопасности Российской Федерации; обеспечение
единства измерений; обеспечение
рационального использования ресурсов; обеспечение
технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции; содействие
взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных
отраслях экономики; содействие
сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом
отношении стран. Для
эффективного развития национальной системы стандартизации и достижения
стратегических целей необходимо: сформировать
механизмы использования национальных стандартов в государственных интересах
Российской Федерации, в том числе для выполнения международных обязательств и
поддержки социально-экономической политики государства; обеспечить
приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольной
основе, для соблюдения требований технических регламентов; обеспечить
при разработке национальных стандартов баланс интересов государства,
хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей; сформировать
экономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованных
сторон к работам по стандартизации и их финансированию; обеспечить
эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия
успешному развитию секторов российской экономики с высоким потенциалом
развития, а также для повышения качества и конкурентоспособности российской
продукции, работ и услуг; применять
при разработке стандартов метод программно-целевого планирования; оптимизировать
процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием
международного опыта; усилить
роль Российской Федерации и повысить ее авторитет в международной
(региональной) стандартизации; повысить
уровень гармонизации национальных и международных стандартов; повысить
эффективность межгосударственной стандартизации. III. Направления развития национальной системы стандартизацииНаправления
развития национальной системы стандартизации включают в себя: совершенствование
законодательных основ национальной системы стандартизации, усиление роли
национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства
в развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной структуры
национальной системы стандартизации, экономических основ стандартизации, фонда
документов национальной системы стандартизации, информационного обеспечения в
области стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными и
региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке, переподготовке
и повышению квалификации кадров по стандартизации. В
целях совершенствования законодательных основ национальной системы
стандартизации необходимо подготовить предложения о внесении изменений в
законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О
техническом регулировании" в части: уточнения
положений, определяющих понятие, структуру, статус, участников национальной
системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов,
вопросов финансирования деятельности по разработке международных и
межгосударственных стандартов; уточнения
правовых вопросов, связанных с применением национальных стандартов при
государственных заказах и использованием прав на объекты интеллектуальной
собственности в стандартизации. Для
усиления роли национальной стандартизации в решении государственных задач и
роли государства в развитии стандартизации необходимо: определить
приоритетные направления развития стандартизации на среднесрочную перспективу; разработать
механизмы применения национальных стандартов при формировании программ развития
отраслей экономики, а также в сферах закупок продукции, выполнения работ и
оказания услуг для государственных нужд; внедрить
механизмы участия в разработке национальных стандартов представителей органов
исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений,
предпринимателей и потребителей; обеспечить
развитие работ по общероссийским классификаторам, разработать общероссийский
классификатор продукции по видам экономической деятельности, гармонизированный
с классификацией Европейского союза. В
целях развития организационно-функциональной структуры национальной системы
стандартизации необходимо: провести
мониторинг деятельности технических комитетов по стандартизации и подготовить
предложения о их реструктуризации, слиянии или упразднении с учетом структуры
технических комитетов международных организаций, разработать правила
взаимодействия с техническими комитетами; разработать
и реализовать новую модель отношений с научно-исследовательскими институтами по
стандартизации с учетом их статуса, профессионального опыта, научных и
технических возможностей; создать
общественный совет по стандартизации, включающий в себя представителей
федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, научно-технических
обществ, общественных объединений, предпринимателей и потребителей; разработать
и реализовать пилотный проект создания и функционирования отраслевых советов по
стандартизации. В
целях развития экономических основ стандартизации необходимо: разработать
и внедрить экономически эффективные модели планирования, разработки, принятия и
распространения национальных стандартов; реализовать
на практике механизм приоритетного бюджетного финансирования разработки
национальных стандартов, используемых для исполнения государственных функций и
оказания государственных услуг; разработать
механизмы привлечения к разработке стандартов представителей органов
исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений,
предпринимателей и потребителей; обеспечить
развитие программно-целевого планирования разработки национальных стандартов на
основе реализации ведомственных целевых программ. В
целях развития фонда документов национальной системы стандартизации необходимо: провести
анализ действующего фонда документов национальной системы стандартизации на
соответствие современному научно-техническому уровню, пересмотреть или отменить
национальные стандарты, противоречащие требованиям технических регламентов и не
отвечающие задачам развития экономики; обеспечить
разработку новых национальных стандартов и внести изменения в действующие
стандарты в соответствии с современными достижениями науки и техники, учитывая
необходимость гармонизации с международными стандартами и повышения
конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг; повысить
уровень гармонизации национальных и международных стандартов; оптимизировать
процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием
международного опыта; провести
анализ отраслевых стандартов и подготовить предложения, касающиеся их
дальнейшего использования. В
целях развития информационного обеспечения в области стандартизации необходимо: создать
единую информационную систему, предназначенную для обеспечения заинтересованных
лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного
фонда технических регламентов и стандартов; внедрить
новые информационные технологии при планировании, разработке, принятии и
распространении стандартов. В
целях совершенствования взаимодействия с международными и региональными
организациями по стандартизации необходимо: подготовить
предложения по созданию под руководством Российской Федерации в рамках
международных организаций по стандартизации новых технических комитетов в
приоритетных для нашей страны направлениях стандартизации; активизировать
участие Российской Федерации в деятельности Международной организации по
стандартизации, Международной электротехнической комиссии, Европейского
комитета по стандартизации, Европейского комитета по стандартизации в области
электротехники и электроники, а также в деятельности таких региональных
организаций, как Европейская экономическая комиссия ООН, форум
"Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество",
Азиатско-тихоокеанский комитет по стандартизации. В
целях развития работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
кадров по стандартизации необходимо: сформировать
систему подготовки и аттестации экспертов по стандартизации; разработать
образовательные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных
специалистов в области стандартизации; повысить
эффективность программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путем
корректировки учебных планов учреждений профессионального образования,
совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров
и стажировок. IV. Реализация КонцепцииРеализация
Концепции должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти на
основе межведомственного плана мероприятий. Решение
задач Концепции может обеспечиваться в рамках федеральных и ведомственных
целевых программ. Формирование
национальной системы стандартизации будет осуществляться на основе реализации и
ежегодного уточнения программы разработки национальных стандартов, адаптации
действующей системы стандартизации к условиям добровольного применения
стандартов, реформирования деятельности технических комитетов и активизации их
участия в межгосударственной и международной стандартизации. Правительство
Российской Федерации должно содействовать созданию условий для разработки и
применения национальных стандартов, направленных на обеспечение национальных
интересов Российской Федерации, выполнение ее международных обязательств,
осуществление деятельности органов государственной власти в области стандартизации,
для финансирования разработки национальных стандартов, используемых в целях
исполнения государственных функций и оказания государственных услуг. Национальному
органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия
заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации
и обеспечить координацию деятельности разработчиков стандартов в Российской
Федерации. Федеральным
органам исполнительной власти следует использовать национальные стандарты и
осуществлять деятельность, направленную на расширение их применения,
участвовать в организации разработки национальных стандартов. Федеральным
органам исполнительной власти следует продолжить работы в сфере ведения и
применения общероссийских классификаторов, разработку новых общероссийских
классификаторов, гармонизированных с международными и региональными
классификациями. Применение общероссийских классификаторов в области
прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности,
налогообложения и межведомственного информационного обмена, создания
информационных систем и информационных ресурсов повышает эффективность
государственного регулирования экономики. Разработка
национальных стандартов за счет средств федерального бюджета должна
соответствовать задачам социально-экономического развития страны. |
|