|
МЕСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ДОРОЖНО-СТРОТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ОБЪЕКТОВ В настоящее время многие крупные подрядные организации
России оснащены современными машинами и установками лучших мировых фирм. Тем не
менее, дорожно-строительные материалы остаются в основном отечественными... Правильный выбор каменных материалов для дорожного
строительства является безусловным залогом обеспечения качества и надежности
покрытий и оснований. Успешный и продолжительный (более 10 лет!) опыт работ
компании «ВАД» на федеральных трассах, а также на сложных в инженерном плане
объектах транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга показал, какие каменные
материалы и какой битум смогут в наиболее полной степени обеспечить длительную
и бездефектную эксплуатацию автомобильных дорог в климатических и
гидрологических условиях Севера-Запада. ЗАО «ВАД» использует каменный материал собственного карьера
«Райконкоски» (в переводе с финского - «Порог рая»), открытого в 2004 году в
Республике Карелия. У добываемого здесь материала прекрасные характеристики.
Высокопрочные габбродолериты, относящиеся к основным породам этого
месторождения, имеют примерно в сорок раз меньшую радиоактивность,
установленную по нормативам для щебня первого класса. У камня отсутствует
кислотность. Марка прочности - 1500 (для сравнения: у гранита только 1200).
Щебень «Райконкоски» соответствует всем требованиям ГОСТа для щебеночно-гравийно-песчаных смесей,
предназначенных для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов.
Кроме того, по заключению КНЦ Российской академии наук, долериты могут
использоваться для сооружений космодромов, зданий любой высотности,
метрополитенов. Выпускаемая продукция имеет следующую структуру: фракция 20-70 мм (либо 25-60 и 60-70 мм) - 77 %; фракция 5-20 мм - 15 %; отсев фракции 0-5 мм - 8 % . Морозостойкость - более 300 циклов. Марка щебня по дробимости - «1400»; по истиранию - «И1»; Долериты месторождения «Райконкоски» являются очень стойкими
породами в отношении различных воздействий на них - механических, химических,
температурных. Безусловно, это делает их более конкурентоспособными по
сравнению, например, с менее прочными и стойкими гранитами, которые
используются в составе асфальтобетонных смесей для верхних слоев дорожного
покрытия, особенно при проездах шипованных автомобилей. Благодаря высокой марке долерита по истираемости верхний
слой дорожного покрытия из абсфальтобетона, в составе которого он применен,
сохраняет на более длительный срок эксплуатации высокое значение коэффициента
сцепления по сравнению с асфальтобетоном, в составе которого используется
гранит, что непосредственно влияет на безопасность дорожного движении. Не менее важны эти свойства долерита и для оптимальных по
гранулометрическому составу смесей, укладываемых в щебеночное основание дороги.
Двухлетний опыт ЗАО «ВАД» по устройству таких оснований наглядно подтверждает
это. Разведанных общих запасов долеритов на месторождении
«Райконкоски» хватит на 25 лет. В настоящее время ведутся работы по доразведке
запасов, которые по прогнозу практически неограниченны. Необходимо отметить, что организация горнодобывающих и
перерабатывающих производств связана с большими первоначальными
капиталовложениями и длительными сроками строительства. Препятствуют быстрому освоению минерально-сырьевых ресурсов
несовершенство законодательных актов в области недро-, земле-, лесо-, и
водопользования, дефицит кадров (особенно высшего звена), а также отсутствие
эффективного отечественного оборудования и др. Карьер «Райконкоски» создан с использованием нетрадиционного
оборудования. К прогрессивным элементам данного производства относятся: - использование высокотехнологичного горно-транспортного
оборудования шведских фирм; - использование собственных энергетических установок и
независимость от наличия энергетических сетей - использование оборудования на гусеничном ходу,
располагающегося непосредственно в забоях карьера и перемещающегося по мере
продвижения забоев. Не требуется перевозка масс взорванного камня, разрыхленная
горная масса подается экскаватором непосредственно в дробилку. Стоит добавить, что производства подобного рода на
сегодняшний день являются передовыми в Финляндии и Швеции. К основным их преимуществам относятся: - производство является безотходным в части использования
полезного ископаемого; - оборудование позволяет быстро организовать производство
продукции по заказу потребителей; - быстрота развертывания и простота эксплуатации позволяют
практически сразу после поступления основного технологического оборудования
начать производство продукции; - мобильность (при производстве взрывных работ весь комплекс
оборудования в течение 1 часа выводится за пределы опасной зоны и по завершении
взрывных работ также быстро возвращается для продолжения работ); - технические возможности применяемого оборудования таковы,
что в щековой дробилке первичного дробления отделяются загрязняющие горную
массу компоненты. Доля дробленого песка составляет не более 9 % от объема щебня,
в то время как на стационарных дробильно-сортировочных заводах в дробленый
песок перерабатывается 30-35 % сырья. - для обслуживания всего комплекса горно-транспортного и
перерабатывающего оборудования требуется в 10 раз меньше персонала, чем на
предприятиях с традиционным оборудованием. Кроме того, свежий дробленый материал обеспечивает лучшую
адгезию с битумом, что в совокупности с качественными характеристиками щебня и
новейшими технологиями его использования в асфальтобетонных работах позволяет
увеличивать гарантийные сроки дорожных покрытий до 7 лет... Сегодня предприятию
на базе карьера «Райконкоски» по добыче долеритов для производства
строительного щебня уже отводится значительная роль в плане дальнейшего
развития дорожно-строительного комплекса не только Республики Карелия, но и
всего Северо-Запада России. Таким образом, имея собственное производство
высококачественных каменных материалов, ЗАО «ВАД» практически не зависит от
внешнего рынка и может стабильно наращивать объемы выпуска каменных материалов. (Журнал «Ценообразование и сметное нормирование в
строительстве, № 3 2006 г.) |
|