|
О СНиП 12-01-2004 До недавнего
времени основным нормативным документом, определяющим
организационно-технологическое проектирование, был СНиП 3.01.01-85* «Организация
строительного производства». В течение последних двух десятков лет он служил
настольной книгой для технологов строительного производства и организаторов
строительства. С 1.01.2005 г. постановлением
Госстроя России от 19.04.2004 г. № 70 введен СНиП 12-01-2004 «Организация
строительства», носящий рекомендательный характер и устанавливающий для добровольного
применения общие правила ведения строительства, сложившиеся в практике и
обусловленные действующим законодательством. Изложенные в нем общие положения
по организации строительства значительных изменений не претерпели, однако
нормативные требования к составу и содержанию организационно-технологической
документации изменились кардинально. Если СНиП 3.01.01-85*
в пп. 3.8 и 3.11 и соответствующих приложениях устанавливал обязательный состав
и содержание проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства
работ (ППР), то в СНиП 12-01-2004 такой
производственно-технологический документ, как ППР, даже не упоминается. Более
того, полностью отсутствуют какие-либо рекомендации по форме, составу и
содержанию организационно-технологической документации производственного
характера, т. е. документации исполнителя работ. Правда, п. 4.2 дает некоторое
представление о ее назначении. Организационно-технологическая документация
исполнителя работ должна обеспечивать возможность выполнения в процессе
строительства требований законодательства об охране труда, окружающей среды и
населения, а также возможность выполнения всех видов контроля, необходимого для
оценки соответствия выполняемых работ требованиям проектной, нормативной
документации и (или) условиям договора. Тоже повторяет п. 4.9 - в применяемой
исполнителями работ организационно-технологической документации должны быть
документированные процедуры на все виды производственного контроля качества,
необходимые для реализации проекта. Значительно
повышается роль договора подряда и распорядительной документации. Именно они, в
случае, когда в составе проектной документации не разрабатывается ПОС,
определяют порядок приемки закопченного строительством объекта, а также
перечень контрольных процедур оценки соответствия, выполняемых по завершении
определенных этапов строительства. Распорядительным документом администрации
предприятия-застройщика и исполнителя работ определяют порядок согласованных
действий при подготовке и ведении строительно-монтажных работ на территории
действующих производственных объектов. Возможно, с разработкой и принятием
технических регламентов в области строительства многие спорные вопросы,
касающиеся организационно-технологического проектирования, будут сняты. Правда,
после вступления в действие закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
прошло уже около двух лет. Однако как было отмечено на расширенном заседании
экспертного совета по строительству, архитектуре и строительной индустрии
Комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким
технологиям, состоявшемся 30 марта 2005 г., в Государственную думу пока еще не
внесено ни одного проекта технического регламента в строительстве, а их
предполагаемый к разработке объем не соответствует нуждам строительного
комплекса, не принята и концепция технического регулирования в строительстве. В реально
сложившейся ситуации отмененными постановлением Госстроя России СНиПами, взамен
которых разработаны новые (около 10), пользоваться нельзя; не
зарегистрированными Минюстом России, но введенными Госстроем России вновь или
взамен отмененных (около 15 документов) - можно, но лишь как актами
рекомендательного характера (п. 3 ст. 4 закона «О техническом регулировании») и с учетом п. 1 ст. 46 этого же
закона. И, наконец, все принятые до июля 2003 г. СНиПы в соответствии с п. 1
ст. 46 закона подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей
целям: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических
лиц, государственного или муниципального имущества; - охраны
окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; - предупреждения
действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Все остальные
записи, приведенные в СНиПах, носят рекомендательный характер и устанавливают
правила для добровольного применения. Определить где какая часть, даже после
разъяснений Госстроя России (письмо
от 22.12.2003 г. № ЛБ-8381/9), очень непросто. На что же
ориентироваться в сложившейся ситуации при разработке
организационно-технологической документации? Сначала ответим на вопрос:
обязательны ли при строительстве организационно-технологические документы, и
если да, то какие именно? На первую часть вопроса ответ однозначный: бесспорно,
обязательны. Так, Градостроительный кодекс РФ в п. 12 ст. 48 в
состав проектной документации объектов капитального строительства наряду с
другими разделами включает «проект организации строительства» и «проект
организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства,
их частей». Следовательно, па все объекты капитального строительства и их
части, строящиеся, реконструируемые, а также в случаях проведения капитального
ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие
характеристики надежности и безопасности (п. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), разработка ПОС обязательна.
Исключение могут составлять лить объекты индивидуального жилищного
строительства (п. 3 ст. 48). Состав и требования к содержанию разделов
проектной документации (п. 13 ст. 48) должны быть установлены правительством
РФ. Обязательными, в
соответствии с п. 1 ст. 46 закона «О
техническом регулировании», как соответствующие целям защиты жизни и
здоровья граждан остаются требования п. 4.18 СНиП 12-03-2001
о недопущении осуществления работ без ПОС и ППР, содержащих решения по
безопасности труда. Правила
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин (ПБ
10-257-98, ПБ
10-382-00, ПБ
10-518-02, ПБ
10-611-03) устанавливают обязательность разработки ППР при выполнении
строительно-монтажных работ с их применением. Кроме того, для выполнения погрузочно-разгрузочных
работ и складирования грузов кранами на базах, складах, площадках обязательны
технологические карты. Строительство
подземных сооружений как закрытым, так и открытым способом, согласно Правилам
безопасности при строительстве подземных сооружений (ПБ
03-428-02), без ПОС и ППР также запрещается. Теперь о составе
и содержании организационно-технологической документации. Состав и соде ПОС
должны быть определены заказчиком про документации в договоре и задании на
проектирование. При этом можно ориентироваться на упомянутый ранее п. 4.4. СНиП 12-01-2004, а также Положение о едином
порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве (распоряжение
от 11.04.2000 г. № 378-РМ) и пп. 2.1.27, 2.1.30, 2.1.31 Правил подготовки и
производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в
Москве (постановление
от 07.12.2004 г. № 857-ПП), если речь идет о строительстве в Москве.
Необходимо обратить внимание на то, что Правила, введенные в действие с
01.01.2005 г., в значительной степени расширяют требования к разрабатываемым в
ПОС мероприятиям, направленным на обеспечение благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного
капитального ремонта зданий и сооружений. Так, согласно п.
2.1.27 Правил «проект организации строительства, разрабатываемый в составе
проектной документации (при необходимости), должен в соответствии с актом
разрешенного использования земельного участка, градостроительными,
строительными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами устанавливать
границы участка строительства, определять проектные решения на участке
строительства и прилегающей территории по предотвращению чрезвычайных ситуаций,
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей
среды, благоустройству, озеленению, организации транспортного и пешеходного
движения, размещению стоянок индивидуальных автомобилей и остановок
общественного транспорта, инженерному обеспечению, организации обслуживания
населения в период строительства, а также определять сроки и очередность
выполнения работ. Указанные проектные решения подлежат согласованию с
уполномоченными органами исполнительной власти Москвы и городскими
организациями, государственной экспертизе градостроительной и проектной
документации, а также подлежат государственной экологической экспертизе в
порядке и в сроки, установленные законодательством». Кроме того, в
составе ПОС, согласно п. 2.1.30, предусматриваются мероприятия по охране,
гигиене труда и окружающей среды (производственному контролю за соблюдением
санитарных правил при производстве работ), разработанные в соответствии с СП
1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за
соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических
(профилактических) мероприятий» и СанПин
2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного
производства и строительных работ», Особые
требования предъявляются к проектно-технологической документации на выполнение
строительно-монтажных работ с применением грузоподъемных машин. В ПОС с
применением грузоподъемных кранов должны предусматриваться: - соответствие
устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по
грузоподъемности, высоте подъема и вылету крюка (грузовая характеристика
крана); - обеспечение
безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, мест
движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний
приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и
материалов; - условия
установки и работы кранов вблизи откосов котлованов; - условия
безопасной работы нескольких кранов; - складские
площадки. Состав и
содержание ПНР на строительстве объектов в Москве определены «Правилами
подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных
площадок в г. Москве». В соответствии с п. 2.6.3 состав и содержание ППР должны
отвечать требованиям СП
12-136-2002 и приложения 4 к ним. Кроме того, положения раздела 2.6 Правил
конкретизируют отдельные требования к составным частям ППР. Ужесточены
требования к проектным, проектно-конструкторским организациям, а также
проектно-технологическим институтам, оказывающим услуги в разработке ППР по
заказу генеральных, подрядных и субподрядных строительно-монтажных организаций.
Согласно п. 2.6.4, они должны иметь сертификаты соответствия, полученные в
добровольных системах сертификации. Определенный интерес
для подготовки ПОС и ППР представляют нормативно-технические и методические
документы, разработанные ОАО «ПКТИ промстрой» для организаций строительного
комплекса Москвы: «Организационно-технологический регламент строительства
(реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской
застройки», «Рекомендации по устройству пунктов мойки (очистки) колес
автотранспорта на строительной площадке», «Методическое пособие но разработке
решений по экологической безопасности строительства в составе ПОС и ППР». Как уже
отмечалось, организационно-технологическая документация обязательно должна
содержать конкретные проектные решения по охране труда и промышленной
безопасности. В настоящее время порядок разработки, состав и содержание
решений, разрабатываемых с учетом требований охраны труда в
проектно-технологической документации по организации строительства и
производства работ (ПОС и ППР), определяют: - СНиП 12-03-2001
«Безопасность труда в строительстве. Часть 1.Общие требования»; - СНиП
12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2.Строительное производство»; - СП
12-136-2002 «Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и
промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах
производства работ». Согласно ст.
9.5.18 ПБ
10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов», строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов
должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк). Содержание
этого проекта регламентируется вышеуказанной статьей. Строительно-монтажные
работы с применением крапов-манипуляторов должны выполняться по проекту
производства работ, содержание которого определяется ст. 5.5.10 ПБ
10-257-98 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов-манипуляторов». Ст. 4.5.12 ПБ
10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных
подъемников» устанавливает обязательные требования к содержанию проекта
производства работ с применением строительных подъемников. Технологические
карты па погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов грузоподъемными
кранами и кранами-манипуляторами па базах, складах и площадках должны
разрабатываться с учетом требований ГОСТ
12.3.009-76*. Особый интерес
при подготовке ПОС и ППР представляют «Рекомендации по установке и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов, строительных подъемников, грузоподъемных
кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) при разработке проектов организации
строительства и проектов производства работ», создан ОАО «ПКТИ промстрой» и
введенные в действие с 01.11.2004 г. распоряжением Департамента
градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы от 28.10.2004 г. №
85. В рекомендациях кроме основных требований к ПОС и ППР с применением
грузоподъемных машин приведены методики подбора грузоподъемных машин и привязки
их к строящимся объектам, расчета зон, образующихся при работе грузоподъемных
машин и их ограничения. Отдельная глава посвящена организации работы
грузоподъемных машин в охранной зоне линий электропередачи. Очень полезной
будет информация, представленная в главах, посвященных разработке
стройгенпланов и технологических схем. Для каждого вида грузоподъемных машин
разработаны указания по их безопасной работе, которые должны отражаться в ППР.
Значительное место отведено организации погрузочно-разгрузочных работ,
складированию материалов, конструкций, изделий и оборудования, в том числе с
использованием выносных грузоприемных площадок. В отдельную главу вынесены
специальные мероприятия по реконструкции и разборке зданий. Рекомендации
насыщены графическим материалом, расчетными формулами и таблицами. В соответствии
со СНиП 12-01-2004 основным условием успешной
реализации проекта является наличие организационно-технологической
документации, устанавливающей документированные процедуры на все виды
производственного контроля качества. Такими документами могут быть
технологические карты на отдельные виды строительно-монтажных работ или на
монтаж конкретных конструкций (изделий), технические регламенты операционного
контроля качества строительно-монтажных и специальных работ при возведении
зданий и сооружений, а также схемы операционного контроля качества. Эта
документация может быть как типовой, так и индивидуальной на конкретный объект.
Получив проектную документацию, исполнитель работ оценивает достаточность
наличной производственно-технологической документации для осуществления работ и
при необходимости разрабатывает дополнительные документы или дорабатывает имеющиеся. С.Ю. Едличка, генеральный директор ОАО «ПКТИпромстрой», к.т.н., засл. строитель РФ В.И. Сусов, зам. генерального директора ОАО «ПКТИпромстрой» (Журнал «Ценообразование и сметное
нормирование в строительстве» № 3, 2006 г.) |
|