|
Транспорт
дорожный НАКЛАДКИ
ТОРМОЗНЫЕ Метод испытания на деформацию при сжатии ISO 6310:2001 Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method (IDT)
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря Сведения о
стандарте 1
ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом
по стандартизации ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные,
уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия», Открытым акционерным
обществом «Термостойкие изделия и инженерные разработки» (ОАО «ТИИР») 2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 29 декабря 4
Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6310:2001 «Транспорт
дорожный. Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии» (ISO 6310:2001 «Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method») 5 ВЗАМЕН ГОСТ
Р ИСО 6310-93 Информация об изменениях
к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном
указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных
указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление удет опубликовано в ежемесячно
издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая
информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе
общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2007-01-01 1 Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных накладок при
сжатии. Стандарт распространяется
на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов и фрикционный
материал тормозных накладок без колодки. 2
Нормативная ссылка
В настоящем стандарте
использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт: ИСО 611:2003 Транспорт
дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь * * Соответствующий национальный
стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на
русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного
стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов
и стандартов 3 Термины
и определения
В настоящем стандарте
применены термины по ИСО 611, а также следующий термин с соответствующим
определением: 3.1 деформация сжатия,
сжимаемость (compressive strain): Отношение уменьшения
толщины тормозной накладки под действием силы сжатия, приложенной
перпендикулярно к поверхности трения, и температуры к ее начальной толщине. 4
Обозначения и единицы измерения
Обозначения и
соответствующие единицы измерения, используемые в настоящем стандарте,
приведены в таблице 1. Таблица 1 - Обозначения и единицы измерения
5
Сущность метода
Сущность метода
заключается в приложении к испытуемому образцу испытательной нагрузки по одной
из двух методик: a) усилие для создания
давления на единицу площади (методика А, базовый метод испытаний) в
мегапаскалях; b) давление,
эквивалентное значению давления в гидравлической магистрали тормозной системы
транспортного средства (методика В), в барах1). Методику В обычно
используют для тормозных систем с гидравлическим приводом. Результаты испытаний
по методикам А и В не подлежат непосредственному сравнению. 1) 1 бар = 0,1 МПа =
105 Па; 1 МПа = 1 Н/мм2 6
Испытательное оборудование
Испытательное
оборудование должно состоять из: a) плунжера (или
имитатора поршня) с механизмом, обеспечивающим равномерную нагрузку; b) плиты, исключающей
возможность появления коррозии, деформирования и не вызывающей прилипание
материала; c) нагружающего
устройства, обеспечивающего сжатие накладки между плунжером и плитой; d) устройства для измерения
усилия сжатия между плитой и плунжером с точностью до 100 Н; e) устройства для
измерений уменьшения толщины образца в контакте с плунжером вблизи его осевой
линии с точностью до f) устройства для нагревания
плиты до установленных значений температуры (7.2); д) микрометра. Допускается использовать
дополнительное устройство для измерения температуры образца. 7
Требования к испытательному прибору
7.1
Нагрузка
Максимальная нагрузка
должна быть такой, чтобы создать прижимающую нагрузку накладки к плите на
поверхности трения: 8 МПа - для накладок дисковых тормозов и 5 МПа - для
накладок барабанных тормозов (методика А), или может быть приложена
нагрузка, соответствующая давлению в магистрали тормоза транспортного средства
до 160 бар (методика В). Интенсивность увеличения
нагрузки должна быть (4,0 ± 0,5) МПа·с-1 для методики А или
(80 ± 10) бар·с-1 - для методики В. 7.2
Нагревательная плита
Для испытаний в горячем
состоянии температура плиты t1 на поверхности должна
составлять 400 °С (в отдельных случаях - ниже или выше). 7.3 Нагружающий плунжер
7.3.1
Общие сведения
При
испытании накладок дискового тормоза образец должен представлять собой накладку
с колодкой в сборе или часть накладки с колодкой в сборе, например в случае
накладок дискового тормоза для грузовых автомобилей. Образец накладки должен
быть согласован между заинтересованными сторонами, однако могут использоваться
образцы типа I или III (7.3.2 и 7.3.4). Следующие пункты
устанавливают требования к нагружающему плунжеру для различных типов испытуемых
образцов. 7.3.2 Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
Торцевая поверхность
плунжера должна быть плоской и его контур должен быть не меньше контура образца
(рисунок 1). * Для накладок с колодками дискового тормоза
грузовых автомобилей допускаются образцы большего размера. 1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита Рисунок
1 - Образец типа
I (фрикционный материал без колодки) 7.3.3
Образец типа II (накладка с колодкой в сборе дискового тормоза)
В нормальных условиях поверхность плунжера должна иметь ту
же форму (например сплошной или кольцевой поршень) и расположение, что и
реальная поверхность контакта поршня или поршней в тормозе, в котором устанавливается
накладка. Учитывая, что существует много базовых конфигураций тормозов
(с неподвижным суппортом, с двумя поршнями и т.д.), для испытаний допускается
использовать один поршень. При расчете в случае давления на единицу площади следует использовать фактическую площадь фрикционного материала, контактирующего с сопряженной поверхностью (рисунок 2). 1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита Рисунок
2 - Образец типа
II (накладка с колодкой дискового тормоза в сборе) 7.3.4 Образец типа III (накладка с колодкой в сборе барабанного тормоза)
Плунжер должен иметь такую
же форму нажимной поверхности, что и внутренняя поверхность колодки. В
идеальном случае для изогнутого образца длина дуги L должна составлять около 1 - плунжер; 2 - испытуемый образец; 3 - нагревательная плита Рисунок
3 - Образец типа
III (накладка с колодкой барабанного тормоза в сборе) Для случаев, где изгиб может повлиять на результат,
предпочтителен образец типа I 8 Отбор
образцов
В ходе испытаний при
комнатной температуре измерениям подлежат пять образцов. Отклонение от
плоскостности и шероховатость поверхности образца должны быть такими же, как
при производстве изделий, в противном случае результаты испытаний могут
оказаться искаженными. В зависимости от
конкретных потребностей накладки с колодками в сборе дискового тормоза (образец
типа II) могут испытываться с
противошумными прокладками или с прорезиненными покрытиями, или без них. Это
должно быть указано в протоколе испытания. При необходимости могут проводиться измерения
теплопередачи (рисунок 4). 1 - рабочий элемент термопары; 2 - колодка; 3 - фрикционный
материал Рисунок
4 - Расположение
термопары при измерении теплопередачи 9 Методика проведения испытания (приложение А)
9.1 Общие указания
9.1.1
С помощью микрометра измеряют
толщину образца в пяти точках, как показано на рисунке 5а). Рассчитывают
среднюю толщину . Если накладка имеет паз, измерения толщины проводят
в соответствии с рисунком 5b). b) накладка с пазом Рисунок
5 - Указания по
измерению толщины образца 9.1.2
Помещают образец на нагревательную плиту при комнатной температуре (при
температуре окружающей среды (23 ± 5) °С) поверхностью трения к поверхности
плиты. Соответствующим образом устанавливают плунжер. 9.2 Цикл испытаний
9.2.1 Испытания при комнатной температуре
9.2.1.1 Выполняют три
цикла приложения и снятия нагрузки, начиная с предварительного давления 0,5 МПа
(методика А) или 5 бар (методика В), с выдерживанием его в
течение 1 с и последующим увеличением до максимального необходимого давления с
максимальной интенсивностью нагружения (7.1). 9.2.1.2 Устанавливают
измерительное устройство на нулевую отметку во время действия предварительного
давления на образец и выполняют измерения деформации Ddi,x,tot при максимальной нагрузке x в первом и третьем цикле. В третьем цикле показания
уменьшения толщины Ddi,x,tot могут быть сняты на этапе увеличения давления: при 1 МПа, 2 МПа и 4 МПа -
для накладок дискового тормоза и при 1,5 МПа - для накладок барабанного
тормоза. Если выполняют более трех
циклов, это должно быть указано в протоколе испытания. 9.2.2
Испытания в горячем состоянии
9.2.2.1 Снимают образец с нагревательной плиты. 9.2.2.2 Нагревают плиту
до стабильной температуры поверхности t1 ±
10 °С. 9.2.2.3 Помещают образец
на нагревательную плиту и прикладывают предварительное давление 0,5 МПа
(методика А) или 5 бар (методика В) для обеспечения термического
контакта. Выдерживают нагрузку в течение 10 мин ± 30 с. 9.2.2.4 В качестве
показателя теплопередачи принимают температуру колодки t2. 9.2.2.5 Выполняют два
цикла (первый и третий цикл по 9.2.1). 9.2.2.6 В
конце испытания охлаждают оборудование до комнатной температуры. Цикл испытаний показан на
рисунке 6. 1)
Показания сняты при испытательной нагрузке х. Рисунок 6 - Цикл испытаний на деформацию
при сжатии накладки с колодкой в сборе 10
Компенсация деформации испытательного оборудования
При испытаниях
фрикционного материала на сжимаемость происходит собственная деформация
испытательного оборудования. Эта деформация Dde,x должна компенсироваться вручную или автоматически с целью определения
чистой деформации образца фрикционного материала i по формуле D di,x = Ddi,x,tot - Dde,x Для измерения Dde,x нагружают плунжер с установленным поршнем без образца на плите с пластиной
из закаленной стали для предотвращения повреждения нагревательной плиты, а
затем снимают показания с прибора для измерения перемещения при различных
значениях давления, указанных в разделе 9. 11
Протокол испытания
Форма протокола испытания образца приведена в приложении В. Допускается использовать другие виды отчетов с указанием: наименования
предприятия-изготовителя; обозначения тормозной
накладки; номера партии; типа образца (тип I, II или III), сведений о дополнительных покрытиях,
противошумных прокладках и т. д.; размера образца (площади
накладки); количества образцов п; толщины накладки с
колодкой в сборе мм, с точностью 0,1; толщины фрикционного
материала; размера поршня (для
накладок дискового тормоза); принятой методики (А или В); среднего значения
сжимаемости в холодном состоянии для п образцов () среднего значения
сжимаемости в горячем состоянии для п образцов () Приложение
А
|
Параметр |
Методика А (ИСО) |
Методика В (отклонение) |
|
Давление на единицу площади,
МПа (если нет других указаний) |
Давление в магистрали, бар
(если нет других указаний) |
||
Предварительное давление |
0,5 |
5 |
|
Интенсивность повышения
давления |
4 МПа·с-1 |
80 бар·с-1 |
|
Максимальная нагрузка |
Накладка дискового тормоза |
8 |
160 |
Накладка барабанного тормоза |
3 |
60 |
|
Этапы измерений |
Накладка дискового тормоза |
1 2 4 8 |
20 40 80 160 |
Накладка барабанного тормоза |
1,5 3 |
30 60 |
|
Количество циклов |
При комнатной температуре |
3 |
3 |
В горячем состоянии |
2 |
2 |
|
Размер образцов |
Накладка дискового тормоза |
|
|
Накладка барабанного тормоза |
|
|
|
Тип плунжера |
Плоская поверхность |
Реальный поршень |
|
Дата испытаний |
|||
Фамилия испытателя |
|||
Номер протокола |
|||
Изготовитель накладки |
|||
Сведения о накладке |
|||
Номер партии |
|||
Тип образца |
|||
Наличие специального покрытия,
прокладки и т. д. |
|||
Размер образца |
|||
Толщина изделия в сборе мм |
|||
Толщина накладки, мм |
|||
Количество образцов |
|||
Размер поршня |
|||
Принятая методика (А или B) |
Деформация
при сжатии |
Методика А, МПа |
Методика В, бар |
||
х |
|
х |
|
|
При комнатной температуре: |
8(3) |
|
160 |
|
Накладка дискового
(барабанного) тормоза, |
1(1,5) |
|
20 |
|
1-й и 3-й циклы |
2 |
|
40 |
|
|
4 |
|
80 |
|
8(3) |
160 |
|||
В горячем состоянии: |
8(3) |
|
160 |
|
Накладка дискового
(барабанного) тормоза, |
1(1,5) |
|
20 |
|
1-й и 3-й циклы |
2 |
|
40 |
|
|
4 |
|
80 |
|
8(3) |
160 |
|||
Максимальная температура
тeплoпepeдaчи |
||||
Прилагаются ли кривые
характеристик? (Да или нет) |
Ключевые слова: транспорт дорожный, накладки тормозные,
деформация сжатия, метод испытания |
|