|
О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ М. М.
Соловьев, начальник
отдела нормативно-правового обеспечения ТЭК
Минпромэнерго РФ С принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 года № 35-ФЗ начались процессы активного реформирования электроэнергетического комплекса. В России данный комплекс теснейшим образом связан с централизованным теплоснабжением, т. к. до 1/3 всего объема производства электрической энергии в стране приходится на тепловые электростанции в комбинированном цикле. В то же время в Федеральном законе № 35-ФЗ вопросы правового регулирования теплоснабжения отражены практически единственной ст.45 закона «Правовое регулирование теплоснабжения в Российской Федерации». В ст.45 указано, что отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов с учетом установленных Федеральным законом № 35-ФЗ особенностей оперативно-диспетчерского управления работой теплоэлектростанций в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, особенностей участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, а также устанавливаемых Правительством РФ особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки. Однако сфера теплоснабжения в России не может ограничиваться только комбинированным производством энергии на ТЭЦ. В стране функционирует более 70 тыс. котельных различной мощности и форм собственности, а их суммарная мощность составляет около 700 тыс. Гкал/ч. Поэтому, учитывая суровые климатические условия России, в новых экономических условиях стала все больше проявляться необходимость нормативно-правового регулирования теплоснабжения, соответствующего проводимым в стране реформам. В свое время это нашло отражение в деятельности Совета Федерации, по инициативе которого была начата разработка Федерального закона «О теплоснабжении в Российской Федерации». К настоящему времени создана рабочая группа под руководством министра промышленности и энергетики В. Б. Христенко, которая должна подготовить проект закона для вынесения его на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Необходимо отметить, что проблемы теплоснабжения имеют в основном региональный характер. В то же время теплоснабжение технологически тесно связано с энергетическим сектором: с Единой газоснабжающей системой России (через РАО «Газпром») и Единой электроэнергетической системой России (через РАО «ЕЭС России»). Поэтому на федеральном уровне необходимо координировать действия предприятий и организаций энергетического комплекса с промышленностью и жилищно-коммунальным комплексом страны. При этом следует учитывать высокую социальную значимость сектора ЖКХ, реформирование которого ведется под руководством Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Рострой) в составе Минрегиона России. Другим важнейшим направлением работы Департамента ТЭК является деятельность в рамках Программы по техническому регулированию. Выписка из Программы
разработки технических регламентов Таблица 1
Технические регламенты,
конкурсы на которые запланированы на 2006 год после их утверждения
Правительством РФ Таблица 2
Перечень
организаций-победителей конкурса на право заключения в 2005 году
государственных контрактов на разработку технических регламентов (выписка) Таблица 3
Несколько слов о Правилах
коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей. Проект Правил
разрабатывался в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, законов
РФ «Об
обеспечении единства измерений», «Об
энергосбережении», «О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию», Жилищного
кодекса и других нормативных актов Российской Федерации, действующих в
области энергоснабжения. Правила определяют порядок
организации и ведения коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей на
источниках и у потребителей тепловой энергии, а также порядок контроля качества
тепловой энергии и режимов потребления тепловой энергии и теплоносителей. Под коммерческим учетом
тепловой энергии и теплоносителей понимается процедура определения количества,
качества и режимов потребления тепловой энергии и теплоносителей для
коммерческих расчетов между поставщиками и потребителями тепловой энергии и
теплоносителей, основанная на результатах измерений, выполненных в соответствии
с установленными законодательством требованиями, а также на результатах
расчетов, выполненных в соответствии с методами, установленными настоящими
Правилами, в случаях выхода из строя или при отсутствии средств измерений,
необходимых для измерения указанных величин. Правила определяют общие
положения по организации коммерческого учета отпуска и потребления тепловой
энергии и теплоносителей (сетевой воды, пара, конденсата), контроля качества
отпускаемой тепловой энергии и теплоносителей, режимов их потребления, а также
общие технические требования к средствам измерений и узлам учета тепловой
энергии и теплоносителей в целом, включая требования к организации их
эксплуатации. Определение количества
тепловой энергии, количества (массы) теплоносителя, а также расходов,
температур и давлений теплоносителей должно осуществляться на основании
измерений, выполняемых в соответствии с требованиями закона РФ «Об обеспечении
единства измерений». При этом измерению подлежат все физические величины,
которые используются в договорах теплоснабжения, а также в договорах
купли-продажи тепловой энергии и теплоносителей и договорах на оказание услуг
по передаче тепловой энергии (мощности) и теплоносителей (договор
теплоснабжения) и позволяют определить количество, качество и режим потребления
тепловой энергии и теплоносителей в соответствии с действующим
законодательством (Гражданским кодексом РФ). (журнал
««ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» № 2, 2006 г.) |
|