|
Автомобильные транспортные средства СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ Технические требования
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря Сведения о стандарте 1.
РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт»
(ФГУП «НАМИ») 2.
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт» 3.
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 4.
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано
в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет Содержание
Дата введения - 2007-01-01 1. Область применения
Настоящий
стандарт распространяется на системы сигнализации и контроля состояния
тормозных систем автомобильных транспортных средств (далее - АТС) по ГОСТ
Р 41.13 и ГОСТ
Р 41.13-Н и устанавливает технические требования. 2. Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ
Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении
торможения ГОСТ
Р 41.13-Н-99 (Правила ЕЭК ООН № 13-Н) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения ГОСТ
Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН №48) Единообразные предписания, касающиеся
сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и
световой сигнализации ГОСТ Р
52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия ГОСТ
1701-75 Манометры автомобильные и указатели давления автотракторные. Общие
технические условия ГОСТ
4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств.
Общие технические требования ГОСТ
23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие
технические требования Примечание - При пользовании настоящим стандартом
целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе
общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской
Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому
информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по
состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым
информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Термины и определения
В настоящем
стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1. автомобильные транспортные средства
(АТС): Механические транспортные средства и прицепы. 3.2. механические транспортные средства (ТС):
АТС с двигателем. 3.3. система сигнализации и контроля состояния
тормозных систем: Совокупность элементов, обеспечивающих сигнализацию и
контроль состояния тормозных систем. 3.4. сигнализация состояния тормозной системы:
Автоматическое оповещение о состоянии (включение или выключение) тормозной
системы или о достижении ее параметров недопустимых значений. 3.5. элемент системы сигнализации и контроля
состояния тормозных систем: Единичное устройство из числа устройств,
совокупность которых составляет систему сигнализации и контроля состояния
тормозных систем (датчики, сигнализирующие устройства и т.п.). 4. Общие требования
4.1.
Системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем АТС должны
соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ
Р 41.13, ГОСТ
Р 41.13-Н, ГОСТ
4364, ГОСТ
23181 и технической документации (ТД), утвержденной в установленном
порядке. Вместо
указанной сигнализации допускается применение световой сигнализации,
оповещающей водителя об уменьшении уровня тормозной жидкости в резервуаре
(любом отсеке резервуара) ниже значения, составляющего не менее 25 %
номинального уровня, либо об увеличении хода штока пневмоусилителя (для
тормозных систем с пневмогидравлическим приводом тормозов) свыше значения, установленного
предприятием-изготовителем. 4.3.
Механические ТС, имеющие рабочую тормозную систему с пневмогидравлическим
приводом, у которых отсутствуют автоматические регуляторы зазоров во
фрикционной паре тормозных механизмов, должны быть оборудованы системой
сигнализации, оповещающей водителя об увеличении зазора свыше установленного
предприятием-изготовителем АТС. Указанная сигнализация может осуществляться при
увеличении хода штока пневмоусилителя свыше значения, установленного
предприятием-изготовителем. Данное
требование не распространяется на тормозные системы с вакуумными аккумуляторами
энергии, а также на системы, устроенные так, что при отсутствии всякого запаса
энергии можно достичь эффективности торможения не менее предписанной для
запасной тормозной системы. Механические
ТС, оборудованные пневматическими тормозными камерами с пружинными
энергоаккумуляторами, должны быть оборудованы системой сигнализации,
оповещающей водителя о том, что давление воздуха в энергоаккумуляторах
снизилось до уровня не ниже того, начиная с которого энергоаккумуляторы
приводятся в действие. Данные
системы сигнализации не должны подавать никакого сигнала при работе двигателя в
нормальных условиях эксплуатации и при отсутствии повреждений в тормозной
системе, за исключением промежутка времени, необходимого для наполнения
аккумуляторов энергией после запуска двигателя. Это
требование не распространяется на АТС, у которых включение вспомогательной
тормозной системы происходит при устранении мускульного воздействия водителя на
орган управления этой системой. - в
аккумуляторах энергии (или их трубопроводах) тормозных систем, кроме рабочей
тормозной системы механических ТС, а также аккумуляторов энергии, расположенных
между компрессором и защитными клапанами; - на входе наиболее
удаленного тормозного цилиндра (камеры) каждой независимой части привода
рабочей тормозной системы, пружинно-пневматического энергоаккумулятора запасной
или стояночной тормозной системы; - между
тормозным краном или воздухораспределителем и регулятором (ограничителем)
тормозных сил при его наличии. По
согласованию с основным потребителем (заказчиком) допускается устанавливать на
АТС не менее двух клапанов контрольного вывода, но следует предусмотреть места,
заглушив их пробками, для установки (или перестановки) этих клапанов в другие
части привода, оговоренные в данном пункте. 4.9. АТС
должны быть оборудованы системой внешней световой сигнализации торможения,
включаемой в момент приведения в действие органа управления рабочей или
запасной тормозной системы, а также вспомогательной тормозной системы АТС
категории М3 и оповещающей о том, что эта система находится во включенном
состоянии. Расположение сигналов торможения на АТС должно соответствовать ГОСТ
Р 41.48. Включение
внешних сигналов торможения должно осуществляться независимо от состояния
других систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем. 5. Требования к системам
сигнализации и контроля состояния тормозных систем
5.1.
Датчики системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем должны быть
встроены в тормозные системы. 5.2.
Включение и выключение электрических цепей систем сигнализации и контроля
состояния тормозных систем должно осуществляться через выключатель зажигания на
АТС с карбюраторным двигателем ил и через замок-выключатель (или выключатель
аккумуляторной батареи) на АТС с дизельным двигателем. 5.3. Системы
сигнализации состояния тормозных систем не должны потреблять электрическую
энергию до момента начала их действия. 5.4. Не
допускается совмещение сигнализирующих устройств систем сигнализации и контроля
состояния тормозных систем с сигнализирующими устройствами систем сигнализации
и контроля состояния других агрегатов и систем АТС (системы подкачки шин,
пневматической подвески и др.). Данное требование не распространяется на АТС, у
которых сигнализация осуществляется одновременной подачей светового и звукового
сигналов. 5.5. Сигнал
о неисправности тормозной системы должен действовать до устранения
неисправности (при включенном питании системы сигнализации аварийного состояния
тормозной системы). 5.6.
Эффективность торможения АТС при любом единичном отказе в системах сигнализации
и контроля состояния тормозных систем должна быть не ниже установленной ГОСТ
Р 41.13 и ГОСТ
Р 41.13-Н или соответствующими нормативными документами для внедорожных АТС
и тяжеловозов: - для рабочей
тормозной системы - в случае, если этот отказ не приводит к нарушению
герметичности тормозного привода; - для
запасной тормозной системы - в случае, если этот отказ приводит к нарушению
герметичности тормозного привода. 5.7.
Системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем, установленные на
АТС, должны быть работоспособны в климатических условиях, для эксплуатации в
которых предназначено данное ТС. 5.8. Ресурс
систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем должен быть не менее
ресурса до первого капитального ремонта АТС. 5.9.
Гарантийный срок и гарантийная наработка систем сигнализации и контроля
состояния тормозных систем должны быть не менее гарантийного срока и
гарантийного пробега АТС. 6. Требования к
элементам систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем
6.1.
Сигнализация о неисправности тормозных систем по 4.2
- 4.4
и 4.7
должна осуществляться подачей светового сигнала красного цвета и (или)
звукового сигнала. 6.2.
Сигнализация о включении стояночной тормозной системы по 4.5
должна осуществляться подачей сигнала красного цвета. В случае использования
одной сигнальной лампы для сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной
системы и включения стояночной тормозной системы (кроме АТС с гидравлическим
приводом тормозов) сигнал о включении стояночной тормозной системы должен
отличаться по частоте от сигнала об аварийном состоянии рабочей тормозной
системы. 6.3.
Сигнализация о включении вспомогательной тормозной системы по 4.6
должна осуществляться подачей сигнала оранжевого цвета. 6.4.
Световые и звуковые сигнализирующие устройства, если они не используются
одновременно, должны быть сконструированы и установлены таким образом, чтобы
водитель мог легко проверить их исправность с рабочего места. 6.5. Сигнал
светового сигнализирующего устройства должен быть хорошо различим с рабочего
места водителя в условиях эксплуатации, для которых предназначено АТС. 6.6. Сигнал
звукового сигнализирующего устройства должен быть хорошо слышен на рабочем
месте водителя в условиях эксплуатации, для которых предназначено АТС. 6.7.
Частота при прерывистом световом сигнале должна быть от 0,5 до 2,5 Гц (от 30 до
150 колебаний в минуту). 6.8.
Изделия электрооборудования, применяемые в системах сигнализации и контроля
состояния тормозных систем, должны соответствовать ГОСТ Р
52230. 6.9.
Степень защиты датчиков (выключателей) должна быть не ниже 1Р×4 по ГОСТ Р
52230. 6.10.
Датчики (выключатели) систем сигнализации и контроля состояния пневматического
тормозного привода должны нормально работать при давлении до 0,8 МПа и
выдерживать увеличение давления до 2,0 МПа без механических повреждений,
нарушения герметичности и характеристик. 6.11.
Гидравлические датчики (выключатели) систем сигнализации и контроля состояния
гидравлического тормозного привода, если они установлены в главном тормозном
цилиндре или после него, должны обеспечивать нормальную работу при давлении в
приводе до 15 МПа и выдерживать увеличение давления до 20 МПа без появления
механических повреждений, нарушения герметичности и характеристик. В случае,
если расчетное рабочее давление в гидроприводе АТС превышает указанное
значение, требование к датчикам должно быть задано в нормативной документации,
утвержденной в установленном порядке. 6.12.
Контакты датчика (выключателя) сигнализатора аварийного состояния
пневматического тормозного привода должны находиться в замкнутом состоянии при
отсутствии давления в тормозном приводе. Размыкание контактов датчика
(выключателя) должно происходить при давлении в приводе по 6.11 с предельным
отклонением ± 0,05 МПа при температуре окружающей среды 20°С. При изменении
параметров окружающей среды допускается увеличение предельного отклонения на
значение, не превышающее 5×10-3 МПа на каждые 10°С. 6.13.
Сигнальное устройство, оснащенное датчиком аварийной разности давления в
независимых частях гидропривода рабочей тормозной системы, должно обеспечивать
замыкание контактов датчика при разности давлений не менее 0,2 МПа, но не более
2,1 МПа. Подключение сигнального устройства осуществляют к главному тормозному
цилиндру или за ним. 6.14.
Контакты выключателей (датчиков) внешней световой сигнализации при отсутствии
давления в приводе должны находиться в разомкнутом состоянии. Замыкание
контактов выключателя (датчика), установленного в приводе тормозов, должно
происходить при давлении в приводе не более: 0,08 МПа в пневматическом и 0,8
МПа в гидравлическом. 6.15.
Конструктивные параметры и присоединительные размеры клапанов контрольного
вывода (см. 4.8)
и наконечников для присоединения к ним контрольных устройств приведены в
приложении А. Клапаны
контрольного вывода должны быть расположены на АТС таким образом, чтобы
обеспечивалась возможность свободного присоединения к ним контрольных устройств
без риска их повреждения. 6.16.
Механические манометры, применяемые в системе контроля, - по ГОСТ
1701; электрические манометры должны обеспечивать точность показаний в
пределах ± 7 % от верхнего предела измерения. 6.17.
Ресурс датчиков (выключателей) и других элементов систем сигнализации и
контроля состояния тормозных систем должен быть не менее: 100 тыс.
циклов срабатывания - для пневматического привода; 6 тыс.
циклов срабатывания - для гидравлического привода; 1 млн.
циклов - для внешней световой сигнализации. Приложение А
|
Обозначение типа клапана |
а, мм (клапан закрыт) |
Ход открывания клапана, мм |
Усилие открывания клапана
при давлении 1,0 МПа (10,0 кгс/см2), Н |
А |
Не менее 5 |
Не более 2 |
От 20 до 200 включ. |
Б |
Не более 2; |
≥а |
От 20 до 100 включ. |
Примечания 1.
Уплотнения и колпаки должны быть маслобензостойкими. 2. Не указанные на рисунках размеры следует выбирать в зависимости от применения. |
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, система сигнализации состояния тормозных систем, система контроля состояния тормозных систем, датчики, ресурс, гарантийный срок, гарантийная наработка, световые сигнализирующие устройства, звуковые сигнализирующие устройства
|