|
ПРЕТЕНЗИИ Не всегда подрядчик выполняет свою работу
качественно. И чаще всего брак обнаруживается уже после того, как работа сдана.
Тогда заказчик предъявит подрядчику требование к качеству выполненной работы. Для
подрядчика важно знать, в какой срок ему могут предъявить подобное требование.
Об этом мы и поговорим в нашей статье. Но начнем с того, какие именно
требования к качеству выполненной работы заказчик может предъявить. Виды
требований к качеству работы
Их можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся требования, которые
непосредственно названы сторонами в договоре. Поэтому чтобы избежать
конфликтов, эти требования нужно указать в договоре полностью или сделать
отсылку к какому-либо стандарту, руководству, приложению и т.п. Пример 1. Подрядчик взялся изготовить
металлическую решетку на окна по эскизу заказчика. В этом случае по своему
внешнему виду решетка должна полностью соответствовать предоставленному эскизу.
Но это нужно прописать в договоре. Примечание. Что можно требовать от
подрядчика, допустившего брак? Заказчик по своему выбору может потребовать от
подрядчика безвозмездно устранить брак в работе в разумный срок, уменьшить цену
работы или возместить свои расходы на устранение недостатков, если такое право
заказчика (устранять недостатки) было предусмотрено в договоре. Это закреплено
в п. 1 ст. 723 Гражданского кодекса РФ. Ко второй группе следует отнести такие требования по качеству, которые предъявляются к определенным работам. К рассматриваемому критерию определения качества работ обращаются только в том случае, когда в самом договоре отсутствуют или неполно предусмотрены условия, определяющие требования к качеству. Пример 2. Подрядчик взялся установить двери в офисе заказчика. Однако из-за того, что они были неправильно установлены, двери открывались не полностью. Третью группу составляют требования, которые предъявляются к качеству работы законами или иными правовыми актами, за несоблюдение которых подрядчик несет юридическую ответственность не только перед своим заказчиком, но еще и перед государством в лице его уполномоченных органов. Пример 3. Законодательство
предъявляет жесткие требования к качеству строительных работ, направленные на
то, чтобы построенное здание в процессе его эксплуатации отвечало критериям
безопасности. Сроки
предъявления требований
Они зависят от того, установлен на работу
гарантийный срок или нет. Если на работу не
установлен гарантийный срок
В этом случае требования к качеству работ заказчик
может предъявить подрядчику в разумный срок, но в пределах двух лет со дня
передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом. Так указано
в п. 2 ст. 724 Гражданского кодекса РФ. Правда, по договорам строительного
подряда установлен иной предельный срок - пять лет (ст. 756 Гражданского
кодекса РФ). Надо сказать, что аналогичные сроки действуют и по договорам бытового подряда, то есть по договорам, заключенным с частными лицами. А прописано это в п. 3 ст. 29 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Пример 4. Подрядчик установил
подвесные потолки в офисе заказчика. В договоре на них не был установлен
гарантийный срок. Через полгода заказчик обнаружил, что потолок «просел». Тогда
он может предъявить подрядчику требования, связанные с браком в работе. Ведь
такие требования он может предъявить в течение пяти лет с момента приемки
работы. Примечание. Административная
ответственность подрядчика За нарушение требований строительных норм и правил к
подрядчику может быть применена ответственность, предусмотренная в ст. 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, с должностных лиц организации могут взыскать штраф в размере от 1000 до
2000 руб., а с самой организации - от 10 000 до 20 000 руб. За те же нарушения,
если они повлекли потерю несущей способности сооружений или их частей, снижение
прочностных параметров производимых стройматериалов, конструкций и изделий,
штраф с должностных лиц организации составит от 2000 до 3000 руб., а с самой
организации - от 20 000 до 30 000 руб. Если на работу
установлен гарантийный срок
В этом случае заказчик вправе предъявить подрядчику
требования, связанные с недостатками в работе, в течение гарантийного срока. По
общему правилу исчисление гарантийного срока начинается с момента, когда результат
выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком. Правда,
если заказчик не мог пользоваться результатом работ по обстоятельствам,
зависящим от подрядчика, то гарантийный срок исчисляется с момента, когда
работой можно было пользоваться (п. 2 ст. 471, п. б ст. 724 Гражданского
кодекса РФ). Пример 5. Подрядчик
выполнил ремонт в офисе заказчика. При этом результат работ был передан
заказчику. Однако подрядчик не вынес из офиса все свое оборудование, поэтому
заказчик не мог пользоваться офисом. Таким образом, гарантийный срок начнет исчисляться с
того момента, когда подрядчик освободит помещение. Гарантийный срок продлевается на время, в течение которого заказчик не мог пользоваться результатом работ подрядчика, обнаружив в них какие-то недостатки. Но, конечно, при условии, что заказчик известил подрядчика об этих недостатках, причем сделал это в разумный срок или в срок, предусмотренный в договоре. Пример 6. Подрядчик выполнил ремонт в офисе заказчика. Результат работ был принят заказчиком 10 мая 2005 г. Гарантийный срок на работу, установленный в договоре, составляет 6 месяцев, то есть, до 10 ноября 2005 г. Однако уже через месяц в некоторых местах обои отклеились. Заказчик сразу же известил об этом подрядчика, который в течение 7 дней с момента извещения устранил недостаток в своей работе. При этом заказчик был вынужден покинуть офис на эти дни. В этой связи гарантийный срок будет продлен на 7 дней, то есть до 17 ноября 2005 г. Если же подрядчик полностью переделывал
некачественную работу в течение гарантийного срока, то на новую работу
устанавливается такой же гарантийный срок, что и на предыдущую работу (при
условии, что иное не предусмотрено договором). Говоря о гарантийном сроке на работу, следует
отметить, что если он составляет менее двух лет, то претензии к подрядчику
могут быть предъявлены в течение этих двух лет, даже если к этому моменту
гарантийный срок па работы истек. Главное при этом - доказать, что недостатки в
работе возникли до того, как она была передана заказчику. Пример 7. Подрядчик взялся покрасить потолки в офисе организации. Он выполнил работу, установив на нее гарантийный срок - шесть месяцев. Однако в период выполнения работ потолок был частично залит. Подрядчик закрасил возникшие пятна, но не поставил об этом в известность заказчика, а он не заметил недостатка при приемке работ. Впоследствии данный факт выяснился, поскольку на местах пролива появились пятна. Приглашенный эксперт сделал заключение о причинах появления пятен. В этом случае заказчик может предъявить претензию подрядчику в течение двух лет с момента приемки-сдачи работы. Срок
исковой давности
Бывает, что заказчик обнаружил брак в работе после
того, как на нее истек гарантийный срок (а если он не был установлен - пять лет
с момента приемки работы). В этом случае он может обратиться в суд - это его
право. Однако подрядчику не стоит бояться: скорее всего, заказчику в иске будет
отказано. Ведь, согласно п. 1 ст. 725 Гражданского кодекса РФ, срок исковой
давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством
подрядной работы, составляет всего лишь один год, а в отношении зданий и
сооружений - три года. Причем эти сроки исчисляются с момента, когда работа
была сдана заказчику. По сути, эти сроки перекрываются теми, которые
установлены для предъявления требований к самому подрядчику. Поэтому если
заказчик пропустил эти сроки и уже не может обратиться к подрядчику, то и суд
ему здесь не поможет. Примечание. Если работа сдавалась поэтапно Если в
соответствии с договором подряда результат работы принят заказчиком по частям,
течение срока исковой давности начинается со дня, когда была принята вся
работа. Пример 8. В марте 2002 г. подрядчик построил для заказчика (частного лица) коттедж. На работу не был установлен гарантийный срок, поэтому претензии к подрядчику по качеству выполненной работы можно предъявить в течение пяти лет - до марта 2007 г. включительно. Предположим, что в 2008 г. заказчик обнаружит, что с коттеджа обсыпается штукатурка. В этом случае он уже не может предъявить требование но качеству к подрядчику - истек гарантийный срок. Конечно, он может обратиться в суд. Однако и срок исковой давности для предъявления требования истек - еще в марте 2005 г. И.С.
Кривова, Адвокат адвокатского
бюро «Крикунов и партнеры»
|
|