Постановление
Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820
"О государственном пожарном надзоре"
(с
изменениями от 19 октября 2005 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
государственном пожарном надзоре.
2. Установить предельную численность сотрудников
федеральной противопожарной службы, осуществляющих функции государственного
пожарного надзора, в количестве 21110 единиц.
3. Министерству Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти внести в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект
федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в части уточнения перечня должностных лиц
органов государственного пожарного надзора.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1
января 2005 г.
Председатель
Правительства
Российской Федерации М.
Фрадков
Москва
21 декабря 2004 г.
N
820
Положение
о государственном пожарном надзоре
(с
изменениями от 19 октября 2005 г.)
1. В целях обеспечения пожарной безопасности в
Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного
надзора федеральной противопожарной службы (далее - органы государственного
пожарного надзора), являющиеся государственными инспекторами по пожарному
надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями (далее - организации), гражданами Российской
Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - граждане),
а также должностными лицами требований пожарной безопасности.
2. Основной задачей государственного пожарного
надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества,
государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от
пожаров и ограничение их последствий.
3. К органам государственного пожарного надзора
относятся:
1) структурное подразделение центрального
аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу
ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного
пожарного надзора;
2) управления государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -
региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий;
3) управления (отделы, отделения)
государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных
решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные
отделы (отделения, инспекции);
4) отделы (отделения, инспекции, группы)
государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной
службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых
административно-территориальных образованиях.
4. Деятельность органов государственного
пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов
государственного пожарного надзора вышестоящим.
5. Органы государственного пожарного надзора
руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим
Положением.
6. Органы государственного пожарного надзора в
рамках своей компетенции:
1) организуют и осуществляют надзор за
соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и
гражданами;
2) проводят в соответствии с законодательством
Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях
требований пожарной безопасности;
3) ведут в установленном порядке производство по
делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
4) осуществляют официальный статистический учет и
ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
5) определяют должностных лиц органов
государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для
включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также
комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
6) осуществляют взаимодействие с федеральными
органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного
контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и
организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
7) рассматривают обращения и жалобы граждан и
организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
7. Органы государственного пожарного надзора
имеют печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы
и бланки установленного образца со своим наименованием.
8. Осуществлять деятельность от имени органов
государственного пожарного надзора вправе следующие государственные инспекторы
по пожарному надзору:
1) главный государственный инспектор Российской
Федерации по пожарному надзору - главный государственный инспектор Российской
Федерации по пожарному надзору, пользующийся правами заместителя Министра
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий;
2) заместители главного государственного
инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - начальник структурного
подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления
государственного пожарного надзора, и его заместители;
3) государственные инспекторы Российской
Федерации по пожарному надзору - сотрудники структурного подразделения
центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в
сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления
государственного пожарного надзора, сотрудники управлений государственного
пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
4) главные государственные инспекторы субъектов
Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители - соответственно
начальники управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -
органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации, и их заместители;
5) государственные инспекторы субъектов
Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники управлений (отделов,
отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально
уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
6) главные государственные инспекторы закрытых
административно-территориальных образований по пожарному надзору и их
заместители - соответственно начальники отделов (отделений, инспекций, групп)
государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной
службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых
административно-территориальных образованиях, и их заместители;
7) государственные инспекторы закрытых
административно-территориальных образований по пожарному надзору - сотрудники
отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора
подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации
профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных
образованиях;
8) главные
государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по
пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники территориальных
отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений
(отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально
уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их
заместители;
(Измененная редакция. Изм.
№ 1)
9) государственные инспекторы городов (районов)
субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники
территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного
надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -
органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации.
(Измененная редакция. Изм.
№ 1)
9. Государственные инспекторы городов (районов)
субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные
инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному
надзору имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор
за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также
должностными лицами и гражданами;
2) проводить обследования и проверки территорий,
зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в
нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной
безопасности и пресечения их нарушений;
3) требовать представления документов,
информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
4) входить беспрепятственно в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения,
на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении
требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или)
угрозу безопасности людей;
5) давать руководителям юридических лиц и
индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для
исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной
безопасности;
6) проводить в организациях, выполняющих
проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения
соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям
пожарной безопасности;
7) прекращать кратковременно, до рассмотрения
дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств,
структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также
эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление
отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для
предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы
жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими
способами невозможно;
(Измененная редакция. Изм.
№ 1)
8) вносить в соответствующие организации и представлять
соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях, представления об устранении
причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в
области пожарной безопасности;
9) участвовать с правом решающего голоса в
работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по
приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
10) составлять протоколы, рассматривать дела об административных
правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством Российской
Федерации административные наказания за нарушения требований пожарной
безопасности.
10. Главные государственные инспекторы городов
(районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители,
а также главные государственные инспекторы закрытых
административно-территориальных образований по пожарному надзору и их
заместители пользуются правами, указанными в пункте
9 настоящего Положения, а также имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор
за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного
самоуправления;
2) давать руководителям юридических лиц и
индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для
исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров
(работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке
реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной
безопасности;
3) вызывать в органы государственного пожарного
надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами
и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки,
документы и их копии;
4) утратил
силу. Изм.
№ 1
5) вносить в органы местного самоуправления
предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей
территории;
6) вносить в органы местного самоуправления
предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
7) отменять (изменять) незаконные и (или)
необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по
пожарному надзору.
11. Государственные инспекторы субъектов
Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными в пунктах 9 и 10
настоящего Положения, а также имеют право рассматривать в установленном порядке
в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и
проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт,
реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий,
сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований
пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.
12. Главные государственные инспекторы субъектов
Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются правами,
указанными в пунктах 9 - 11 настоящего
Положения, а также имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор
за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
2) вносить в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации предложения о выполнении мер пожарной
безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) вносить в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого
противопожарного режима на территориях субъектов Российской Федерации.
13. Государственные инспекторы Российской
Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными в пунктах 9 - 12 настоящего Положения, а также имеют право
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной
безопасности федеральными органами исполнительной власти.
14. Главный государственный инспектор Российской
Федерации по пожарному надзору и его заместители наделяются правами,
установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме.
15. Должностным лицам органов государственного
пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и
должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а
также порядок их выдачи определяются Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.
16. Должностные лица органов государственного
пожарного надзора обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять
предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации
полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в
области пожарной безопасности;
2) соблюдать законодательство Российской
Федерации, права и законные интересы организаций и граждан;
3) проводить мероприятия по контролю на
основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного
пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
4) посещать объекты (территории и помещения)
организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время
исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и
распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении
мероприятий по контролю;
5) не препятствовать представителям организаций
присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по
вопросам, относящимся к предметам их проверок;
6) предоставлять руководителям юридических лиц и
индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при
проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;
7) знакомить руководителей юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами
мероприятий по контролю;
8) при определении мер, принимаемых по фактам
выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений,
их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и
имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных
интересов граждан и организаций;
9) доказывать законность своих действий при их
обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) проводить в ходе мероприятий по контролю
разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о
пожарной безопасности;
11) соблюдать коммерческую и иную охраняемую
законом тайну.
17. Должностные лица органов государственного
пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут
ответственность в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
18. Правами и обязанностями государственных
инспекторов по пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской
Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие
службу в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
аттестованные на соответствие квалификационным требованиям, установленным
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
19. Научно-техническое обеспечение деятельности
органов государственного пожарного надзора осуществляется подведомственными
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пожарно-техническими
научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, создаваемыми в
установленном порядке.
20. Контроль (надзор) за соблюдением требований
пожарной безопасности на объектах Министерства обороны Российской Федерации,
Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности
Российской Федерации и Службы внешней разведки Российской Федерации
осуществляется в порядке, установленном положениями об их ведомственной
пожарной охране, согласованными с главным государственным инспектором
Российской Федерации по пожарному надзору.
21. Настоящее Положение не распространяется на
порядок осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований пожарной
безопасности в лесном фонде Российской Федерации и лесах, не входящих в лесной
фонд Российской Федерации, а также на подземных объектах и при производстве, транспортировке,
хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях,
ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного
назначения.
22. Финансовое и материально-техническое
обеспечение органов государственного пожарного надзора является расходным
обязательством Российской Федерации.