|
Приказ Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 августа 2006 г. №
228 "О мерах, направленных на повышение эффективности работы, связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого строительства жилья" В настоящее время вопросы, связанные
с комплексным решением проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию
жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, а также безопасные
и комфортные условия проживания в нем, определены в качестве приоритетных направлений
государственной политики в жилищном секторе экономики. В этой связи соответствующая деятельность
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
и ее территориальных органов, связанная с практическим применением комплекса ограничительных,
предупредительных и профилактических мер, призванных не допустить нарушений
соответствующих прав граждан и ущемление их законных интересов в сфере жилищного
строительства, рассматривается Роспотребнадзором как один из важнейших элементов
государственных гарантий жилищных прав граждан Российской Федерации. Между тем работа большинства
территориальных органов в указанном направлении все еще не носит системный
характер и явно не соответствует той социальной значимости проблем, которые
имеют место быть в данной области. Об этом, в первую очередь, свидетельствует
информация, представленная самими управлениями, а также их низкая исполнительская
дисциплина в целом. Так, с нарушением установленного
срока, т.е. уже после 15.07.2006, соответствующие сведения представители территориальные
органы Роспотребнадзора по Республике Ингушетия, Республике Карелия, Карачаево-Черкесской
Республике, Республике Коми, Республике Чувашия, Республике Саха (Якутия), Республике
Бурятия, Республике Северная Осетия-Алания, по Приморскому краю, Белгородской, Брянской,
Волгоградской, Магаданской, Самарской, Псковской, Свердловской и Томской областям,
по Усть-Ордынскому Бурятскому, Ямало-Ненецкому, Немецкому, Ханты-Мансийскому и
Эвенкийскому автономным округам. При этом лишь отдельные управления
Роспотребнадзора (по Республике Марий Эл, Ямало-Ненецкому автономному округу,
Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Пензенской, Свердловской областям)
представили целостную информацию, позволяющую судить об инициативном характере работы,
связанной с обеспечением защиты прав потребителей в рассматриваемой сфере правоотношений. В результате, по сведениям
территориальных органов Роспотребнадзора, в 2005 году и первом полугодии 2006
года в целом по Российской Федерации в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих
соответствующее привлечение денежных средств граждан на строительство квартир в
многоквартирных жилых домах, было проведено 196 мероприятий по контролю. Однако
при этом во многих субъектах Российской Федерации, включая города Москву и
Санкт-Петербург, Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия,
Мордовия, Саха (Якутия), Тыва и Хакасия, Алтайский, Приморский и Хабаровский
края, Амурскую, Архангельскую, Астраханскую, Владимирскую, Ивановскую,
Иркутскую, Калининградскую, Камчатскую, Костромскую, Курскую, Новгородскую,
Орловскую, Омскую, Псковскую, Саратовскую, Сахалинскую, Смоленскую, Томскую, Ульяновскую
и Ярославскую области, а также в отдельных автономных округах подобные
мероприятия вообще не проводились. По результатам проверок
территориальными органами Роспотребнадзора было возбуждено лишь 86 дел об
административных правонарушениях - по ч. 2 ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.4, ч.ч. 1, 2 ст.
14.8, ч. 1 ст. 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700,
2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34,
ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13; № 10, ст. 763, № 13, ст. 1077; № 19, ст.
1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст.
1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст.
2380; № 31, ст. 3452), при этом только в 21 случае в качестве субъектов административной
ответственности в виде штрафа выступали юридические лица (согласно информации,
представленной управлениями Роспотребнадзора по Республике Башкорстан, по
Краснодарскому краю, Калужской, Воронежской, Липецкой, Московской и
Свердловской областям). За тот же период времени в
территориальные органы Роспотребнадзора по различным аспектам защиты прав
граждан в сфере долевого строительства жилья поступило 402 обращения, но только
в 41 случае заявителям в рамках процессуальных требований гражданского судопроизводства
была оказана практическая помощь, связанная с подготовкой и предъявлением соответствующего
иска в суд (управления Роспотребнадзора по Республике Башкорстан, Республике Бурятия,
Республике Коми, Ямало-Ненецкому автономному округу, Краснодарскому и Хабаровскому
краям, Амурской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Смоленской,
Тюменской и Кировской областям). Лишь в 28 случаях территориальные органы Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по Республике
Башкорстан, Ямало-Ненецкому автономному округу, Амурской, Волгоградской, Вологодской,
Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Свердловской, Тюменской и Калининградской
областям) вступали в судебные процессы для дачи заключения по делу в целях
защиты прав потребителей, что свидетельствует о явно недостаточном использовании
с их стороны соответствующих полномочий, закрепленных статьей 47 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,
2002, № 46, ст. 4532). При этом отмечается отсутствие наработанной практики судебной
защиты потребителей в тех регионах, где нарушение прав граждан в сфере
жилищного строительства носит наиболее массовый и систематический характер (г.
Москва, Московская область). Все это, наряду с неоднозначной в целом
судебной практикой разрешения споров в рассматриваемой области, основанной, в первую
очередь, на различных подходах к определению правовой природы соответствующих
отношений с точки зрения предмета договора, значительно подрывает веру
населения в саму возможность добиться действенной и эффективной защиты своих
нарушенных прав за счет практической реализации законодательства о защите прав
потребителей, государственный контроль и надзор за соблюдением которого возложен
на Федеральную службу, что объективно требует принятия со стороны
Роспотребнадзора действенных мер, направленных на достижение качественно нового
уровня соответствующей работы. На основании изложенного и руководствуясь
п. 9.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 № 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
№ 28, ст. 2899; 2006, № 22, ст. 2337), приказываю: 1. Управлениям Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам
Российской Федерации, руководствуясь положениями, закрепленными п. 9 ст. 4 и п.
1 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости
и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",
в редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 111-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 40; 2006, № 30, ст.
3287), активизировать в пределах компетенции работу по применению
предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного
и профилактического характера, направленных на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений прав потребителей в сфере строительства многоквартирных домов, в
связи с чем: 1.1. Во втором полугодии 2006 года провести
анализ договоров, заключенных организациями-застройщиками и (или) иными хозяйствующими
субъектами с гражданами, предметом которых является строительство для них с последующей
передачей в собственность жилых помещений, предназначенных для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, на предмет выявления в этих договорах условий, ущемляющих права потребителей
по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, с
последующим привлечением виновных лиц к административной ответственности по ч.
2 ст. 14.8 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях; 1.2. Повысить эффективность работы,
связанной с судебной защитой прав потребителей, за счет более действенной
реализации соответствующих функций в рамках полномочий, закрепленных за государственными
органами статьями 46 и 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; 1.3. Обеспечить, принимая во внимание
соответствующие положения п. 17 ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006
№ 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом
строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
необходимое взаимодействие по вопросам защиты прав потребителей с
контролирующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными
осуществлять государственный контроль и надзор в области долевого строительства
многоквартирных домов; 1.4. Представить по итогам работы за
2006 год в срок до 20 января 2007 года в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" для последующего обобщения документированную информацию (на
электронном и бумажном носителе (согласно приложению)), характеризующую результаты
проделанной работы в указанной области (с приложением (при наличии) копий направленных
в суд заключений по делам и принятых судебных постановлений). 2. Управлению защиты прав потребителей
обеспечить необходимое информационно-методическое сопровождение деятельности территориальных
органов Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по реализации ими функций,
связанных с защитой прав потребителей в досудебном, административном и судебном
порядке. 3. Территориальным органам Роспотребнадзора
по г. Москве и Московской области в месячный срок по согласованию с органами государственной
исполнительной власти г. Москвы и Московской области определить приоритетные
направления работы, связанной с обеспечением защиты прав граждан в сфере
долевого строительства жилья, после чего предоставлять в Роспотребнадзор информацию,
предусмотренную п. 1.3 настоящего приказа, до 10 числа каждого месяца. 4. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены
и эпидемиологии" обобщить информацию, предусмотренную п. 1.3 настоящего
приказа, и представить ее в Роспотребнадзор в срок до 10 февраля 2007 года. 5. Контроль за исполнением настоящего
приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко Руководитель Г.Г.
Онищенко Приложение к приказу Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 3 августа 2006 г. № 228 Деятельность Территориального управления Роспотребнадзора по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в сфере долевого строительства жилья
|
|