Нарушения требований
безопасности при производстве строительно-монтажных работ стали причиной аварий
башенного и пневмоколесного кранов
Н.А.
Шишков
эксперт по подъемным сооружениям управления технического надзора
Ростехнадзора
Содержание
ПРОИСШЕСТВИЕ
Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00,
Типовая инструкция для инженерно-технических
работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии. СРД 10-30-93,
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по
безопасной эксплуатации башенных кранов (РД 10-9-95),
Пояснения
ПРОИСШЕСТВИЕ
Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от
09.05.05)
Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00,
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по
безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных,
пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных,
тракторных). РД 10-74-94,
Пояснения
|
Безопасность производства
строительно-монтажных работ кранами обеспечивается строгим выполнением
работодателями, специалистами и обслуживающим краны персоналом требований
правил безопасности, должностных и производственных инструкций, проектов
производства работ кранами (ППРк) и других нормативных документов.
Невыполнение установленных требований
безопасности при производстве работ кранами может привести к авариям с тяжелыми
последствиями.
В ООО "Горизонт" на
строительной площадке семиэтажного административного здания для выполнения строительно-монтажных
работ был установлен башенный кран КБ-403А.
25 мая 2005
г. согласно указанию начальника строительного участка машинист-крановщик
башенного крана КБ-403А производил работы по подаче раствора каменщикам на
пятую блок-секцию здания. В начале рабочей смены на строительный объект
порожняком прибыл автомобиль КамАЗ (согласно поданной заявке) для перевозки
трактора (бульдозера) на другой объект. Водитель автомобиля не доложил
начальнику строительного участка о прибытии. В 10 часов тракторист (бульдозерист)
попросил машиниста башенного крана погрузить трактор (массой 7 т) в кузов
прибывшего автомобиля КамАЗ. Строповку трактора производил тракторист.
По команде тракториста машинист башенного
крана начал осуществлять подъем трактора. При подъеме трактора на высоту 3,5 м
и вылете стрелы 24 м, что соответствовало паспортной грузоподъемности крана 4,2
т, ограничитель грузоподъемности крана не сработал. Машинист крана
почувствовал, что башенный кран начал падать в сторону груза.
Машинист крана произвел экстренное
опускание груза, но кран продолжал падать и первой секцией башни лег на
строительные конструкции строящегося объекта (перехода от пятой блок-секции к
центру бытовых услуг). При этом стрела башенного крана, оборвав провода
уличного освещения и трамвайные контактные провода, разбив несколько шпал,
перегородив трамвайные пути, застыла неподвижно, углубившись в землю на 250 мм
на трамвайных путях проспекта (рис. 1). В результате падения
крана оголовок стрелы, секции стрелы и башни частично деформированы, одна из
стяжек флюгера портала порвана, рельс подкранового пути в районе нахождения
правой передней ходовой тележки лопнул. Ось задней (левой) ходовой тележки
сломана (рис.2).
Рис. 1. Место аварии башенного крана КБ-403А:
1 - стрела; 2
- здание
Расследованием аварии установлено:
• башенным краном производился подъем груза
массой, превышающей паспортную грузоподъемность крана на 60 %;
• ограничитель грузоподъемности - прибор,
отключающий механизм подъема крана при превышении установленной
грузоподъемности, находился в неисправном состоянии;
• строповку груза производил тракторист,
не обученный в качестве стропальщика;
• в ППРк не предусмотрены работы по
подъему и перемещению трактора башенным краном.
Рис. 2. Башенный кран КБ-403А после аварии
Нарушены требования следующих
законодательных и других нормативных правовых актов.
утв.
постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98
2.12.7. Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы
ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим
механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса
которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на:
• 15 % - для
башенных (с грузовым моментом до 20 т/м включительно)
и портальных
кранов;
• 10 % - для
остальных кранов.
У кранов,
имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь
устройство для переключения его на выбранную характеристику.
9.5.18. Для безопасного выполнения
работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны
обеспечить соблюдение следующих требований:
д)
строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ
кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:
• соответствие
устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по
грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);
• обеспечение
безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения
городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения
кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;
• условия
установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
• условия
безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях;
• перечень
применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема)
строповки грузов;
• места и габариты
складирования грузов, подъездные пути и т. д.;
• мероприятия
по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где
установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т. п.)...
9.5.19. Работа крана не допускается:
м) при
отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах.
утв.
постановлением Госгортехнадзора России от 26.07.93 № 27, с изменением № 1 (РДИ
10-395 (30)-00), утв.
Постановлением Госгортехнадзора России от 28.12.00 № 70
2.8. При осмотре приборов
безопасности инженерно-технический работник, ответственный за содержание
грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан проверить:
3) действие
ограничителя грузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен
автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае
подъема груза, масса которого превышает нормальную грузоподъемность стрелового
крана более чем на 10 % (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т/м и
портальных кранов - более чем на 15 %, для кранов мостового типа - более чем на
25 %). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале
периодических осмотров грузоподъемной машины.
утв.
постановлением Госгортехнадзора России от 30.05.95 № 28
2.1. Прежде чем приступить к
работе, крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, проектом
производства работ, произвести приемку крана и убедиться в исправности всех
механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также крановых
путей.
Для этого
крановщик должен:
8) проверить
наличие приборов и устройств безопасности на кране: концевых выключателей, ограничителя
грузоподъемности, анемометра, указателя грузоподъемности в зависимости от
вылета, сигнального прибора, аварийного рубильника и др.
2.7. После
осмотра крана перед пуском его в работу крановщик обязан опробовать вхолостую
все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:
1) механизмов
крана и электрической аппаратуры;
2) тормозов;
3) приборов и
устройств безопасности, имеющихся на кране (исправность действия ограничителя
грузоподъемности проверяется путем подъема краном контрольных грузов в начале
каждой смены или в сроки, установленные руководством по эксплуатации крана или
владельцем крана, и в присутствии лица, ответственного за безопасное
производство работ кранами). О результатах проверки должна быть сделана
соответствующая запись в вахтенном журнале.
Основной причиной аварии башенного крана
КБ-403А является неудовлетворительная организация производства
строительно-монтажных работ, выразившаяся в нарушении требований подп.
"д" п. 9.5.18 Правил (ПБ
10-382-00): строительно-монтажные работы с помощью крана осуществлялись с
отступлением от ППРк, при этом не соблюдались схемы строповки груза. Работу по
подъему и перемещению груза краном, а также строповку груза осуществлял не
обученный в качестве стропальщика тракторист.
В ООО "Горизонт"
неудовлетворительно осуществляется технический надзор за безопасной
эксплуатацией кранов. Инженерно-технические работники не выполняют должностные инструкции
по осмотру и проверке неисправности ограничителей грузоподъемности кранов.
Крановщики нарушают требования производственных инструкций: перед началом
работы не проверяют механизмы и приборы безопасности кранов, производят подъем
груза неизвестной массы, превышающей паспортную грузоподъемность крана. Работы
по подъему и перемещению груза на строительстве здания осуществляются в
отсутствие лица (прораба), ответственного за безопасное производство работ
кранами.
Многочисленные нарушения Правил, должностных
и производственных инструкций привели к тому, что башенным краном производился
подъем груза, превышающего на 60 % паспортную грузоподъемность крана, который
не мог выдержать такой нагрузки и упал.
Строительно-монтажные работы на строительстве
второй очереди крытого рынка в 142-м квартале г. Якутска осуществляет
предприятие ООО "Тушпа". По заявке этого предприятия ОАО
"Кран-Сервис" на объект был направлен пневмоколесный кран КС-5363 для
производства строительно-монтажных работ.
Однако ППРк на строительном объекте не
было (не разработан), Место установки крана на строительном участке не
подготовлено с учетом весеннего оттаивания грунта. Лицо, ответственное за
безопасное производство работ кранами, на строительном объекте не назначено.
30 мая 2005 г. с помощью пневмоколесного
крана КС-5363 производилось бетонирование строящегося здания. Машинист
(крановщик) пневмоколесного крана в 17.25 начал подъем бадьи с бетоном на
второй этаж строящегося здания. Во время этой операции две правые выносные
опоры крана провалились в грунт, стрела крана ударилась о стену перекрытия
второго этажа строящегося здания (рис. 3). В
результате аварии произошло разрушение стрелы, а также деформация основания,
вставки и гуська (рис. 4).
Рис. 3. Вид пневмоколесного крана КС-5363
после аварии
Рис. 4. Последствия аварии пневмоколесного крана
КС-5363
Причиной аварии пневмоколесного крана
явилось нарушение правил и других нормативных документов по безопасной
эксплуатации грузоподъемных машин. Нарушены требования следующих
законодательных и иных нормативных правовых актов.
Федеральный
закон от 21.07.97 № 116-ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(в ред. от 09.05.05)
Статья 9. Организация, эксплуатирующая
опасный производственный объект, обязана:
• иметь на
опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные
технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном
производственном объекте;
•
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением
требований промышленной безопасности.
утв.
постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98
9.5.13. Владелец крана или
эксплуатирующая организация должны:
а) разработать
и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных
работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки
транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты;
б) ознакомить
(под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц,
ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и
стропальщиков...
утв. постановлением
Госгортехнадзора России от 02.08.94 № 46, с изменением № 1 (РДП 10-426
(74)-01),
утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.12.01 № 60
2.9. Перед началом работы
крановщик обязан:
1) ознакомиться
с проектом строительно-монтажных работ, технологическими картами погрузки,
разгрузки и складирования грузов;
2) проверить
состояние площадки для установки крана.
В ООО "Тушпа" не организован
производственный контроль за соблюдением требований безопасности при
эксплуатации грузоподъемных кранов; не назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ краном; не
назначены стропальщики; ППРк на выполнение строительно-монтажных работ с
помощью пневмоколесного крана, в котором должны были содержаться требования по
безопасной установке крана на участке (площадке) строительного объекта, не
разработан.
Машинист крана приступил к работе по
подъему и перемещению груза без ознакомления с ППРк и проверки состояния
площадки для установки крана. Кроме того, под опоры крана не были подложены
соответствующие подкладки.
Неудовлетворительно осуществлялся надзор
за безопасной эксплуатацией крана его владельцем - ОАО "Кран-Сервис",
не выполнялись требования правил безопасности при направлении кранов в другие
организации.