|
Приказ
МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства
культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 Об утверждении Положения о системах
оповещения населения В
целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября
2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44,
ст. 4334), приказываем: Утвердить
прилагаемое Положение о системах
оповещения населения. Министр
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу Министр
информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Рейман Министр
культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов Зарегистрировано
в Минюсте РФ 12 сентября 2006 г. Регистрационный
N 8232 Приложение Положение о системах оповещения населения
I. Общие положения1.
Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в
соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N
68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 6
октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 28, ст. 2895), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ
"О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28,
ст. 2895), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882),
постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1
марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования
действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и
информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного
и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных
систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758),
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N
794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 2, ст. 121), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25
октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,
N 44, ст. 4334) и предназначено для федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы
связи и организации телерадиовещания), независимо от форм собственности,
осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем
оповещения населения (далее - систем оповещения). 2.
Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации
мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной
готовности к задействованию для оповещения населения. 3.
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение
сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего
пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до
органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения. 4.
Системы оповещения создаются: на
федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской
Федерации); на
межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории
федерального округа); на
региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта
Российской Федерации); на
муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального
образования); на
объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения
потенциально опасного объекта). Системы
оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться. 5.
В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля
1998 г. N 28-ФЗ "О
гражданской обороне", создание и поддержание в постоянной готовности к
задействованию систем оповещения является составной частью комплекса
мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих
территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны,
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в
военное время. II. Предназначение и основные задачи систем оповещения6.
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения
информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств
гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 7.
Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и
сигналов оповещения до: федеральных
органов исполнительной власти; органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации; территориальных
органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее -
региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать
задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧС
России по субъекту Российской Федерации). 8.
Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение
доведения информации и сигналов оповещения до: органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации; главных
управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. 9.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения
информации и сигналов оповещения до: руководящего
состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта
Российской Федерации; главного
управления МЧС России по субъекту Российской Федерации; органов,
специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах
местного самоуправления; единых
дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; специально
подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых)
для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств
гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии
с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N
794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских
служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты; населения,
проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 10.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение
доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего
состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного
муниципальным образованием; специально
подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской
обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13
постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N
794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских
служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные
объекты; населения,
проживающего на территории соответствующего муниципального образования. 11.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения
информации и сигналов оповещения до: руководящего
состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный
объект и объектового звена РСЧС; объектовых
аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала
организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей
и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия
локальной системы оповещения; населения,
проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. III. Порядок использования систем оповещения12.
Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов
оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и
радиовещания. Передача
информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного
управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов
управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного
вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие
станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных
программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе
возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений
статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне". Речевая
информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из
студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное
повторение передачи речевой информации. Передача
речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными
дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это
организаций. В
исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с
целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в
магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных
(дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС. По
решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения
допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного
персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных
передающих станций. 13.
Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы
оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию
или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны
и РСЧС в установленном порядке. 14.
Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в
автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме. Основной
режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или
выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления,
сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения. В
неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до
органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения
осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на
время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской
Федерации. 15.
Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются: федеральной
системы оповещения - МЧС России; межрегиональной
системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России; региональной
системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта
Российской Федерации; муниципальной
системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления; локальной
системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный
объект; 16.
В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения
разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций,
эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи
и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций,
эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов
связи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующим
территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны при органе местного самоуправления. 17.
Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения
осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов
повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов
связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения. 18.
Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторы
связи и организации телерадиовещания проводят комплекс
организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного
задействования систем оповещения. О
случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации,
эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы
связи и организации телерадиовещания, немедленно извещают соответствующие
постоянно действующие органы управления РСЧС. IV. Порядок совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения19.
В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧС
России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение
плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения. Проверки
систем оповещения проводятся с участием представителей организаций связи и
операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания, кроме
того, с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов,
привлекаемых к обеспечению оповещения. Перерыв вещательных программ при
передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем
оповещения запрещается. 20.
Организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания
непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической
готовности систем оповещения на договорной основе. 21.
В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их
создании предусматривается: доведение
информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов
управления; размещение
используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств
связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления. 22.
Для оповещения и информирования населения органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами, специально уполномоченными на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны при органах местного самоуправления совместно с филиалами
федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская
государственная телерадиовещательная компания" (далее - ФГУП
"ВГТРК") и федерального государственного унитарного предприятия
"Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП
"РТРС"), другими организациями телерадиовещания могут использоваться
создаваемые заблаговременно в мирное время запасные центры вещания. 23.
Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения
населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в
соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N
68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" МЧС России, федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и
муниципальном уровнях соответственно. МЧС
России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению
мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и
техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения. 25.
В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к
использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления: разрабатывают
тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют
их запись на магнитные и иные носители информации; обеспечивают
установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода
сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания; организуют
и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и
персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и
военное время; планируют
и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями
телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов
оповещения и речевой информации; разрабатывают
совместно с организациями связи, операторами связи и организациями
телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб
при передаче сигналов оповещения и речевой информации. 26.
В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи,
операторы связи и организации телерадиовещания: обеспечивают
техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и
средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения; обеспечивают
готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и
речевой информации; определяют
по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и
телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят
запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители
информации. 27.
Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной
готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем
оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи,
операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению
оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N
68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от
12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ
"О гражданской обороне". |
|