|
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект
ИНСТРУКЦИЯПО ПРИМЕНЕНИЮ ХИМИЧЕСКИХ РЕАГЕНТОВ ДЛЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УДАЛЕНИЯ ГОЛОЛЕДНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЯХ
Москва 1989
СОДЕРЖАНИЕ В инструкции приведена краткая характеристика гололедных образований и антигололедных реагентов, определены правила приемки, хранения и подготовки реагентов к применению даны нормы их расхода в зависимости от температуры и толщины гололедной пленки, указана технология подготовки и применения реагентов, характеристика средств механизации, отражен комплексный подход к эффективному использованию антигололедных реагентов для борьбы с гололедом. В основу Инструкции положены результаты лабораторных, полигонных и производственных испытаний эффективности действия выпускаемых промышленностью реагентов АНС, карбамид, а также экспериментальных и опытных партий нового антигололедного реагента НКММ на гололедные образования, степени их агрессивного воздействия на материалы, металлы и сплавы, применяемые в самолето- и аэродромостроении. При составлении Инструкций использованы "Указания по применению химических реагентов для борьбы с гололедом на аэродромах", М., 1986. Настоящая Инструкция предназначена для работников аэродромных служб предприятий гражданской авиации, выполняющих работы по предупреждению и удалению гололедных образований на аэродромных покрытиях с применением химических реагентов. До завершения промышленного освоения нового реагента НКММ рекомендации по его использованию, изложенные в Инструкции, необходимо применять только для опытной эксплуатации. Инструкцию составил канд. техн. наук Козодаев Г.А. Утверждена Министерством
гражданской авиации 30 мая 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Гололед представляет
собой тонкий слой плотного льда
толщиной преимущественно от 0,5 до Гололедные образования могут также образовываться … замерзания на покрытии воды или слякоти при понижении температуры ниже 0°С, а также при резком колебании температуры воздуха от кристаллизации водяного пара на поверхности покрытия, минуя жидкую фазу. Близкими по своим свойствам к гололеду являются образования, возникающие при замерзании оплавленного снега от воздействия газовоздушных струй двигателей самолетов на стартовых участках ВПП, в местах опробования и запуска двигателей. 1.2. В зависимости от местных метеорологических условий расположения аэродрома продолжительность формирования гололеда может составлять от 1 ч до 17 ч. Гололедные образования могут сохраняться на покрытии до нескольких суток в зависимости от структуры и толщины слоя, скорости ветра, влажности воздуха, температур воздуха и покрытия. Повторяемость возникновения гололедов в различных районах СССР неодинакова и может достигать по данным метеорологических станций до 40 раз в году. 1.3. Для расчета необходимого количества химических реагентов и средств механизации для борьбы с гололедом количество гололедов в год следует определять на основании статистических данных учета гололедных образований в аэродромной службе аэропорта за период не менее 5 лет. При отсутствии таких данных количество гололедных образований в год принимается ориентировочно по сведениям метеорологической службы аэропорта. Эти сведения должны корректироваться, поскольку количество "аэродромных" гололедных образований может отличаться от метеорологических данных до 2 раз. Для достоверной оценки годового потребного количества антигололедных реагентов и, следовательно, установления более точного объема складских сооружений и погрузочно-разгрузочных работ, необходимо организовать в конкретном аэропорту фиксирование, анализ и изучение особенностей образования гололеда и борьбы с ним по фактическим расходам реагента и случаям образования гололеда с точным учетом норм расхода и обрабатываемых; площадей покрытий. 1.4. Борьба с гололедными образованиями на аэродромных покрытиях химико-механическим способом, как правило, должна заключаться в предупреждении возникновения гололеда путем своевременной обработки поверхности покрытий химическими реагентами до начала или в период формирования льда или плавлением уже сформировавшегося гололеда на покрытии. Реагенты разрушают гололедную пленку, после чего остатки разрушенного и отслоившегося от покрытия льда, а также образовавшийся раствор реагента удаляются с поверхности покрытия механическими средствами. Запрещается оставлять на покрытии куски непрореагировавшегося реагента, остатки льда и лужи с раствором реагента, поэтому на покрытиях должна производиться тщательная чистка поверхности и ее частичная подсушка. 1.5. Для борьбы с гололедом на всех типах покрытий (кроме цементобетонных, имеющих возраст бетона менее двух лет) применяются химические реагенты НКММ и АНС. На асфальтобетонных и черных щебеночных покрытиях - карбамид и НКМ. 1.6. На аэродромных покрытиях, обработанных защитными пропиточными составами на основе нефтеполимерных смол типа СИС (стирольно-индеиновая смола) и НЛС (нефтеполимерная лакокрасочная смола), а также на основе гидрофобизирующих кремнийорганических соединений (КОС) и кольматирующих составов нефтеполимерных смол (НПС), разрешается применение реагентов независимо от возраста бетона. Поверхностная обработка (пропитка) цементобетонных покрытий предотвращает проникновение в поры и трещины бетона растворов антигололедных реагентов и снижает вероятность разрушения поверхностного слоя покрытия от дефектов, допущенных преимущественно при нарушении технологии строительства покрытий. Пропитка покрытий
производится согласно Рекомендациям по защите нефтеполимерными составами
аэродромных цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений (М., 1.7. Химические реагенты
представляют собой гранулы диаметром до 3 - Основные показатели химических реагентов приведены в табл. 1.
х) Ориентировочные данные ДПО
"Азот" г. Днепродзержинск. 1.8. Для предупреждения образования гололеда, особенно в аэропортах, оборудованных специальными системами прогнозирования льдообразований, реагент следует применять как в виде мелкого порошка, так и в виде водных концентрированных 40 - 50 %-ных растворов. Водные растворы не рекомендуется использовать в районах с температурой образования гололеда ниже минус 6°С. 1.9. Для борьбы с гололедом на всех типах аэродромных покрытий следует применять преимущественно гранулированные реагенты. Особенностью действия гранулированных реагентов является проплавление всего слоя льда, снижение адгезии и отслаивание льда на соседних участках от места нахождения гранулы за счет распространения раствора реагента по поверхности покрытия. Время плавления и нарушение сцепления льда с покрытием в зависимости от температур воздуха и покрытия, толщины гололедной пленки типа реагента и норм его расхода обычно составляет 10 - 30 мин. Измерение толщины гололедной пленки производится электроиндикаторным прибором в соответствии с приложением 1. 1.10. На подъездных и внутриаэродромных дорогах для борьбы со скользкостью можно использовать для посыпки покрытий фракционные материалы крупностью не более 5 мм: песок, топливный шлак, дробленный каменный материал и другие местные материалы, повышающие коэффициент сцепления. Для предотвращения смерзания во время хранения, а также для лучшего закрепления на поверхности обрабатываемого асфальтобетонного покрытия к фрикционным материалам необходимо добавлять хлорид натрия, хлорид кальция или соляную смесь (NaCl + CaCl2) в количестве 8 - 10 % от массы фрикционного материала, Антигололедные химические реагенты (см. табл. 1) могут использоваться в качестве добавки к фрикционным материалам в количестве от 0,5 - 1,0% до 2 - 3% от их массы соответственно при температуре воздуха до и свыше 10°С. 2. ПРИЕМКА, ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ (ПРР).
|
Температура применения, °С |
Концентрация раствора, % |
Плотность раствора, г/м3 |
Температура замерзания раствора, °С |
Количество реагента и воды для приготовления
|
Количество 50 % раствора реагента и воды при разбавлении до нужной
концентрации для приготовления |
||
Реагент |
Вода |
50 % раствор реагента |
Вода |
||||
-10 |
50 |
1,26 |
-22 |
630 |
630 |
1 |
- |
-8 |
40 |
1,21 |
-15 |
490 |
720 |
0,76 |
0,24 |
-6 |
35 |
1,18 |
-13 |
410 |
770 |
0,65 |
0,35 |
-4 |
30 |
1,15 |
-11 |
340 |
810 |
0,54 |
0,46 |
-2 |
25 |
1,12 |
-9 |
280 |
840 |
0,44 |
0,56 |
Для заблаговременного приготовления водного раствора реагента 50 % концентрации могут быть использованы стационарные металлические емкости, сблокированные со складом хранения химреагента. Заранее приготовленный раствор реагента может подаваться в разбрызгивающие машины и при необходимости разбавляться водой до нужной концентрации в зависимости от температуры применения (см. табл. 2).
Концентрированный 50 %-ный раствор реагента АНС (НКМ) может храниться длительное время (не менее года) и не замерзает при понижении температуры до минус 22°С (см. табл. 2).
3.1. Основными технологическими операциями при применении химических реагентов для борьбы с гололедными образованиями являются:
измерение толщины гололедной пленки и установление норм расхода реагента;
распределение реагента по поверхности покрытия (разбрасывание или разлив) в твердом виде или растворе;
уборка остатков разрушенного льда, слякоти и образовавшегося раствора реагента;
окончательная подсушка покрытия.
3.2. Основным требованием при проведении работ по предупреждению и удалению гололедных образований является своевременное равномерное распределение заданного количества антигололедного реагента по поверхности покрытия и тщательная уборка продуктов разрушения гололедных образовании (кусков льда, слякоти, раствора реагента).
3.3. Предупреждение гололедных образовании является наиболее эффективным и перспективным способом применения химических реагентов в связи с повышением степени достоверности метеорологических прогнозов оборудованием аэропортов системами прогнозирования льдообразований. При этом способе практически могут быть ликвидированы перерывы в летной работе аэропортов.
3.4. Предупреждение гололеда проводят, как правило, в периоды возможного его интенсивного образования: в конце осени и в начале весны обычно при температуре воздуха от 0 до минус 6°С.
Сущность его заключается в том, что заблаговременно после получения данных прогноза о возможности образования гололеда по поверхности покрытия распределяется реагент (в твердом виде или растворе), который препятствует образованию сплошного гололеда. Образующийся лед имеет рыхлую структуру и слабое сцепление с поверхностью покрытия, что позволяет легко очищать его щетками снегоуборочных машин.
3.5. Для предупреждения образования гололеда и достижения минимального расхода и равномерного распределения реагента по поверхности покрытий применяется: на сухих покрытиях концентрированные (50 %-ные) растворы реагентов АНС, НКМ, карбамид при температурах воздуха до минус 2°С и растворы реагента НКММ - до минус 6°С с расходом 0,05 - 0,3 л/м2, а на влажных (мокрых) - порошкообразные (гранулированные) реагенты с нормами расхода, принимаемыми в соответствия с табл. 3.
Таблица
3
Химический реагент |
Расходы реагентов, г/м2, в интервале температур, минус °С |
||||||||
0 - 2 |
2 - 4 |
4 - 6 |
6 - 8 |
8 - 10 |
10 - 12 |
12 - 16 |
16 - 20 |
20 - 25 |
|
НКММ |
15 |
25 |
25 |
30 |
45 |
55 |
70 |
90 |
100 |
АНС и НКМ |
20 |
35 |
40 |
50 |
70 |
80 |
- |
- |
- |
Карбамид |
20 |
35 |
40 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
При применении водных растворов реагентов их концентрация должна устанавливаться в зависимости от температуры воздуха и контролироваться по плотности раствора денсиметром.
3.6. Растворы реагентов
разливаются по поверхности покрытия поливомоечными машинами типа ПМ-130 на
скорости 10 -
3.7 Удаление гололеда, образовавшегося на поверхности аэродромных покрытий, производится, как правило, реагентами в виде гранул или порошка.
Частицы гранулированного реагента, постепенно растворяясь, проплавляют гололедную пленку до поверхности покрытия, образующийся при этом раствор растекается по поверхности покрытия и уменьшает адгезию льда. В результате образуется большое количество очагов таяния и отслоения пленки гололеда и его можно убирать механическим способом.
Водные растворы реагентов
можно использовать только при минимальной толщине гололедной пленки (не более
Нормы расхода растворов
реагентов для удаления гололеда следует применять те же, что и для его
предупреждения. Средние нормы расхода реагентов в гранулированном виде для удаления
гололедных образований толщиной
Таблица
4
Химический реагент |
Расходы реагентов, г/м2, в интервале температур воздуха, минус °С |
||||||||
0 - 2 |
2 - 4 |
4 - 6 |
6 - 8 |
8 - 10 |
10 - 12 |
12 - 16 |
16 - 20 |
20 - 25 |
|
НКММ |
35 |
45 |
60 |
80 |
90 |
100 |
125 |
150 |
170 |
АНС (НКМ) |
35 |
55 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
Карбамид |
40 |
45 |
80 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
При изменении толщины слоя льда расход реагента корректируются: на каждый его дополнительный миллиметр принимается дополнительно реагента в количестве 50% от данных, указаниях в табл. 4.
В наиболее вероятном температурном интервале образования гололеда и
времени воздействия на гололедную пленку толщиной
Таблица 5
Тип реагента |
Температура
воздуха, минус °С |
||||||||
0,5 |
3 |
6 |
|||||||
Время воздействия на гололедную пленку, мин. |
|||||||||
15 |
30 |
45 |
15 |
30 |
45 |
15 |
30 |
45 |
|
АНС (НКМ) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
НКММ |
-0,30 |
-0,06 |
-0,04 |
+0,22 |
+0,17 |
+0,14 |
+0,17 |
+0,18 |
+0,16 |
Карбамид |
-0,19 |
-0,27 |
-0,18 |
+0,13 |
+0,14 |
+0,15 |
-0,25 |
-0,09 |
+0,07 |
Примечание.
Плюс означает более, а минус - менее эффективное плавление льда относительно
реагента АНС, принятого за единицу.
3.8. Расход реагента в воронкообразном виде определяется в зависимости от расхода гранулированного реагента по следующей формуле:
ρпор ≈ ρгр.К, (1)
ρпор, ρгр - расход реагента соответственно
порошкообразного и гранулированного, г/м2;
К - коэффициент для корректировки расхода реагента.
В зависимости от толщины гололедной пленки и температуры воздуха
коэффициент "К"
определяется по таблице 6.
3.9. Для организации технологии льдоочистки покрытий и составления технологических карт необходимо иметь численное представление об интенсивности движений ВС, возможностях льдоуборочных работ на данном аэродроме и степени достоверности прогнозирования льдообразования.
Минимальный временной интервал, взлетами и посадками ВС, при которых такая очистка будет возможна, рассчитывается по формуле, С:
(2)
Где tразб(взл) - время занятия ИВПП для посадки (взлета) ВС, С
tбез - временной интервал безопасности, в
соответствии с п.2.2.5. НАС ГА-86 принимается равным 6 мин (300 с);
- время разбрасывания реагента по покрытии отрядом машин, С
tплав - время плавления льда реагентом определенного типа в конкретной гололедной обстановке устанавливается по нормативным документам или экспериментальным данным, С;
- время технического маневрирования отряда машин для разбрасывания реагента по покрытию устанавливается хронометражем в зависимости от конкретных условий рассматриваемого аэропорта и типа разбрасывающих средств, с.
Если время, необходимое
для очистки покрытий от слякоти и растворов реагента отрядом уборочных машин ТО,
более величин ( + tплав),
то в формуле (2) указанная величина заменяется на ТО.
Значения коэффициента "К"
Толщина слоя льда, мм |
Температура воздуха»,
ºС |
|||||||||
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
|
0,5 |
1,78 |
3,57 |
3,86 |
3,40 |
2,87 |
2,44 |
2,10 |
1,84 |
1,63 |
1,47 |
1,0 |
1,25 |
2,50 |
2,70 |
2,38 |
2,01 |
1,70 |
1,47 |
1,29 |
1,14 |
1,03 |
1,5 |
1,01 |
2,03 |
2,20 |
1,93 |
1,63 |
1,39 |
1,19 |
1,05 |
0,93 |
0,84 |
2,0 |
0,87 |
1,75 |
1,88 |
1,66 |
1,40 |
1,19 |
1,03 |
0,90 |
0,80 |
0,72 |
2,5 |
0,77 |
1,55 |
1,68 |
1,48 |
1,25 |
1,06 |
0,91 |
0,80 |
0,71 |
0,64 |
3,0 |
0,70 |
1,41 |
1,53 |
1,34 |
1,14 |
0,96 |
0,83 |
0,73 |
0,65 |
0,58 |
(3)
или
(4)
где В и L - соответственно ширина и длина очищаемого элемента летного поля, м;
γ - число соединительных РД, примыкающих к ИВПП в разных ее точках по длине с учетом количества дополнительных съездов (выездов) для маневрирования очистительных машин;
п - количество ведущих машин в отряде, шт.;
впер - ширина перекрытия смежных проходов в конкретных условиях, м;
в - эксплуатационная ширина захвата уборочной машины при выполнения уборочной операции в конкретных условиях, м;
V - эксплуатационная скорость отряда машин при очистке покрытий, м/с;
tдоб - время "добегания" последней машины отряда при завершении операции очистки первой машиной;
ln - длина машин, м;
d - безопасная дистанция между машинами в отряде, м;
tм - среднее время маневрирования машин отряда, с;
Г - количество гонов;
К - коэффициент, учитывающий площадь очистки покрытий, изменяется от 0,5 (очищена только рабочая зона) до 1,0 (покрытие полностью очищено).
3.11. Время, затрачиваемое на разбрасывание реагента по покрытию ИВПП, рассчитывается по формуле:
(5)
где пp - количество машин, разбрасывающих антигололедный реагент, ед.;
вр - эксплуатационная ширина разбрасывания, м;
Vp - рабочая скорость разбрасывателя, м/с;
tМ - среднее время на разворот разбрасывающей машины от предыдущего до следующего гона, с (устанавливается хронометражем).
Остальные обозначения такие же, как и при расчете величины Т0 по формулам (3) и (4).
3.12. Время занятая ИВПП для посадка (tпос) отсчитывается с момента пролета высоты принятия решения до момента сруливания воздушного судна с летной полосы на РД за линии критической зоны радиомаячной системы (РМС) и определяется суммой времени:
от момента пролета высоты принятия решения до момента планирования расчетного самолета;
пробега самолета по ИВПП;
сруливания с ИВПП за линии РМС.
3.13. Время занятия ИВПП
при взлете (tпос)
отсчитывается с момента начала выруливания самолета на исполнительный старт до
момента окончания взлета (пролета торца ИВПП или до момента набора высоты
руления на исполнительный старт;
нахождения на исполнительном старте;
разбега;
от момента отрыва самолета от ИВПП до окончания взлета.
3.14. Время технического маневрирования отряда разбрасывающих машин определяется суммированием времени:
получения команды на занятие ИВПП;
выезда на ИВПП для проведения работ;
получения команды на освобождение ИВПП;
освобождения ИВПП за линии критической зоны РМС.
3.15. Расчеты по формуле (2) определяют льдоочистку покрытий по намеченной технологии с учетом имеющихся технических средств разбрасывания реагента и очистки покрытий от образовавшейся слякоти и растворов, типа реагентов (скорости плавления льда); геометрических размеров элементов аэродрома, которые влияют на площади очистки, времени возможного маневрирования и количество машин, участвующих в процессе льдоочистки; интенсивности движения ВС, от которой зависит время занятия и освобождения элементов аэродрома и интервалы, в которые можно проводить очистку покрытий.
3.16. Для распределения гранулированных (порошкообразных) антигололедных реагентов используют самоходные разбрасывающие специальные средства типа АПМ-5, КСА-3, KО-104A-, КДМ 130Б, ПР 164M, ЭД-403, ЭД-207 и другие прицепные: РУМ-16, РУМ-8, РУМ-5, 1-РМГ-4, 1-PМГ-4А, РУМ-3 и т.п., агрегатирующиеся с тракторами различных классов от 14 кН до 50 кН.
Основные технические данные разбрасывающих средств приведены в приложении 7. Методические рекомендации по выбору разбрасывающих средств приведены в приложении 8.
Разбрасывающие средства
имеют достаточно широкий диапазон объема кузовов от
3.17. Расход реагента при движения разбрасывающего средства определяется скоростью движения и величиной выходного отверстия механизма разбрасывания путем регулировки высоты высевной щели или установкой номера отверстия по лимбу дозирующего устройства согласно техническому описанию и инструкции по эксплуатации применяемого средства. Основные рекомендации по режиму работы некоторых разбрасывающих средств для достижения необходимых норм расхода реагента приведены в приложении 7.
При распределении гранулированного реагента ширина россыпи его по сравнению с порошкообразным реагентом увеличивается в 1,4 - 1,5 раза.
3.18. Реагент распределяется на ИВПП с учетом поперечных уклонов полосы, направления и скорости ветра.
На ИВПП с двускатным поперечным профилем движение распределительных машин организуется по кольцевой схеме, начиная от продольной оси покрытия к краям полосы, а на ИВПП с односкатным профилем - по челночной схеме, от более высокой кромки полосы к низкой. При боковом ветре со скоростью 5 м/с и более движение машин целесообразно организовывать только по челночной схеме, начиная с наветренной стороны ИВПП. Боковой ветер со скоростью до 5 м/с не оказывает существенного влияния на равномерность распределения реагента.
При совпадении направления ветра с продольной осью ИВПП движение машин, распределяющих реагент, рекомендуется производить в направлении ветра.
3.19. Для обеспечения равномерности обработки покрытий реагентом без огрехов движение машин и механизмов, распределяющих реагент, должно быть организовано с перекрытием следа при смежных прогонах и гонах. Распределение реагента должно производиться на очищенную от снега поверхность.
3.20. Продолжительность плавления льда и степень снижения его адгезии с покрытием при действии растворов зависит от температура воздуха, толщины гололедной пленки, норм расхода и составляет 25 - 30 мин. в случае применения порошкообразного реагента и 10 - 25 мин. - для гранулированного реагента.
По истечении указанного времени производится окончательная очистка поверхности покрытия щетками машин типа ПМ-130 или машинами типа ДЭ-224. После очистки с поверхности покрытий удаляется скопившийся в пониженных местах раствор реагента ветровыми машинами типа ВМ-66, ВМ-63, ВМ-АИ-25. При необходимости покрытие подсушивается.
Работы выполняются с учетом местных условий по принятой в данном аэропорту технологии льдоснегоочистительных работ в соответствии с технологическими картами, которые должны быть заранее составлены согласно требованиям НАС ГА-86 п. 5.1.1.
3.21. Контроль качества очистки поверхности покрытия от остатков льда и образовавшегося раствора реагента (слякоти) производится путем измерения величин коэффициента сцепления аэродромной тормозной тележкой АТТ-2 или дисселерометром 1155М и сравнения полученных величин с нормативными данными РЛЭ, гарантирующими безопасную эксплуатацию воздушных судов. Описание средств и методик оценки условий торможения воздушных судов на покрытиях приведено в НАС ГА-86.
4.1. Все работы с антигололедными реагентами должны производиться под контролем инженера (техника) аэродромной службы.
4.2. Личный состав аэродромной бригады, производящий работы с химреагентами и их растворами, должен пройти инструктаж и иметь спецодежду: резиновые сапоги, брезентовый или хлопчатобумажный костюм, рукавицы (резиновые перчатки), а также защитные очки.
4.3. Антигололедные реагенты не токсичны и безвредны для кожного покрова человека и одежды. Однако следует принимать меры против попадания их в глаза и на слизистые оболочки.
4.4. При работах с переохлажденными растворами реагентов, имеющих отрицательную температуру, необходимо принимать меры предосторожности, предотвращающие обмораживание.
4.5. Проведение работ по транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и при подготовке реагента к применению с помощью подъемно-транспортных средств и других машин и механизмов должно осуществляться в соответствии с существующими правилами эксплуатации и техники безопасности при использовании этих средств, оборудования, машин и механизмов.
Погрузочно-разгрузочные работы с мягкими контейнерами, необходимо проводить предварительно убедившись в исправности грузовых элементов и грузоподъемных механизмов. Запрещается работать неисправными грузоподъемными механизмами и приспособлениями для работ с контейнерами.
Запрещается перемещать контейнеры волоком и производить какие-либо работы с мягкими контейнерами при температуре воздуха минус 30°С и ниже.
4.6. После окончания работ с антигололедными реагентами необходимо тщательно вымыть руки и лицо.
Для определения потребной нормы расхода реагента измеряется средняя толщина гололедной пленки на покрытии индикаторным прибором с нагревательным элементом, схема которого приведена на рисунке. Нагревательный элемент питается от автомобильного аккумулятора напряжением 12 B.
Индикаторный прибор с нагревательным элементом для
определения толщины гололедной пленки
Прибор прост по
конструкции и может быть изготовлен в любой мастерской. Он состоит из
индикатора часового типа (1), закрепленного на корпусе (2), который имеет три
свинчивающихся опоры (3). На подвижной ножке
индикатора закреплен изолятор (4) с
проволочной нагревательной иглой (5) из высокоомной проволоки, к
которому с помощью низкоомных изолированных проводов, длиной 5 -
Измерения проводятся следующим образом. При разъединенном выключателе подсоединяют прибор к аккумулятору, устанавливает опорами на обледенелую поверхность так, чтобы нагревательная игла опиралась на поверхность льда (при поднятой ножке индикатора). В этом положении фиксируют начальное положение иглы с помощью стрелки индикатора (п0). При включенном положения выключателя ток нагревает иглу; лед под иглой расплавляется и она вместе с ножкой индикатора опускается вниз до поверхности покрытия. По окончании движения стрелки прибор включается и берется конечный отсчет по индикатору (пк). Толщина гололедной пленки определяется как разница двух обсчетов:
h = пк - п0, мм
Каждое следующее
определение производятся после остывания нагревательного элемента, обычно через
10 - 15 сек. Измерения толщины гололедной пленки проводятся в каждой трети ИВПП
в тех же местах, в которых определяется коэффициент сцепления: по четыре
измерения в
Для определения фактического состава поступившей партии реагента, оценки его качества, соответствия техническим условиям или ГОСТ необходимо отобрать пробы реагента.
Пробы отбирают выборочно
из 3 % всех мешков или
контейнеров, соответствующих данной партии. Взятые пробы по 0,3 -
Химическая лаборатория согласно методикам контроля состава реагента и его свойств проводит определение процентного содержания составных компонентов, нерастворимых примесей, влаги и других показателей, указанных в технических условиях (ГОСТ). Результаты анализа проб по установленной форме выдаются лабораторией аэродромной службе аэропорта.
Антигололедные реагенты должны храниться на складе в штабелях в сухих закрытых неотапливаемых помещениях в специальной таре (в мешках, на плоских поддонах, в мягких и жестких контейнерах) в специальных отсеках раздельно в зависимости от типа реагента.
Максимальная высота складирования
штабеля загруженных контейнеров и поддонов не должна превышать
При расчете складских площадей для хранения химреагентов следует исходить из условия размещения 15 мешков (по 5 рядов высотой 3 - 4 ряда) на единицах плоской (поддоны размером 12×800 мл) и стоечной (контейнеры размером 1200×800×1100 м) производственной тары соответствующей ГОСТ 9078-67 и ГОСТ 9570-73.
При поступлении реагентов
в мягких контейнерах разового использования МКР-1, ОМ (ТУ 6-19-185-81) и MKP-
Вместимость склада должна соответствовать максимальному наличию химреагентов в любой период времени года в зависимости от повагонного завоза и расхода реагентов со склада.
Внутренняя планировка склада должна быть с продольным или поперечным размещением отсеков относительно осевой линии склада, с отдельным въездом в каждый из них с боковой или торцевой стороны склада; и поперечное размещение отсеков с продольным проездом внутри склада и двумя въездами в него с торцевых сторон.
Объемы отсеков или их сочетание на складе должны предусматривать приемку реагентов различных типов.
Полы на складе должны
быть асфальтобетонными, а на погрузочно-разгрузочных площадках асфальтобетонными
или цементобетонными; целесообразно предусмотреть раздельные въезд и выезд для
транспорта. Размеры ворот для проезда автотранспорта должны превышать
габаритные размеры груженных транспортных средств по высоте на
Площадки для погрузки и выгрузки затаренного реагента (мешков, контейнеров) должны иметь рампы, эстакады высотой, равной высоте пола кузова автотранспорта (прицепа). Эстакады должны иметь продольные направляющие и поперечный предохранительный брус.
Другие требования к объемно-плакировочным и конструктивным решениям, водопроводу, канализации, вентиляции, электрическим устройствам на складе должны соответствовать требованиям главы СНиП II-108-78 "Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений" (М., 1979).
Реагенты в складе
хранятся на стеллажах, расположенных в отсеках, как правило, вдоль стен склада,
и приподнятых над полом не менее, чем на
При разработке и организации ПРР и складских работ с химреагентом необходимо ориентироваться на поэтапное усовершенствование и изменение уже сложившейся в данном аэропорту технологии в следующей последовательности:
пакетирование затаренного в мешки реагента на поддонах, использование авто- и электропогрузчиков для погрузочно-разгрузочных и транспортных работ с целью значительного сокращения ручного труда;
ПРР с затаренным химреагентом в мягких контейнерах с применением кранового и другого соответствующего оборудования;
Перечень технологических операций, используемых средств механизации и обслуживающего персонала поэтапного усовершенствования ПРР приведен в табл. 1 с учетом следующих рассматриваемых вариантов:
I вариант. ПРР ведутся вручную грузчиками (существующий в настоящее время в большинстве аэропортов и требующий коренных изменений, приведен для сравнения);
II вариант. С применением поддонов, стоечных контейнеров и погрузчиков (существующий частично в крупных aэpoпopтах и наиболее приемлемый в ближайшем будущем);
III вариант. С применением мягких контейнеров разового использования и грузоподъемных механизмов (требуется внедрение в аэропортах в ближайшем будущем).
На рис. 1 показана принципиальная схема механизированного склада химреагента по варианту II в качестве примера.
Из предлагаемых вариантов технологии ПРР с химреагентами наиболее целесообразным является вариант III, поскольку он содержит все прогрессивные элементы, обеспечивающие удобное механизированное выполнение работ с минимальными затратами;
мягкие контейнеры,
предназначены для разового использования, обеспечивают перевозку всеми видами
транспорта и хранение сыпучих химических продуктов при температурах от минус
применение мягких контейнеров для транспортировки и хранения гранулированного химического реагента АНС позволяет снизить затраты на тару и уменьшить трудоемкость при упаковочных процессах; сократить ручной труд и обеспечить комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ; обеспечить сохранность реагента и его качество хранения в загруженных контейнерах на открытых площадках; улучшить санитарно-гигиенические условия труда рабочих.
Для транспортировки и хранения гранулированного реагента АНС можно применять контейнеры разового использования следующих типов;
Технологические операции |
Вид тары, используемые средства
механизации, машины, оборудования и обслуживающий персонал по вариантам |
||
I |
II |
III |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Погрузка химреагента в вагоны в повагонная поставка его
железнодорожным транспортом в аэропорт |
Химреагент в мешках массой до |
То же, что ж в
варианте 1 |
Химреагент в мягких контейнерах грузится в открытые
полувагоны, а на плоских поддонах или стоечных контейнерах - в закрытые
вагоны рабочими предприятия-изготовителя |
2. Прием и
разгрузка химреагента из вагонов, поступающих на склад ОМТС аэропорта в транспортные
средства общего использования |
Выгрузка мешков с реагентом вручную на ленточный
транспортер, снятие с транспортера и укладка в штабель (на транспортное
средство) вручную. Груз перемещается не более |
Формирование пакетов и загрузка контейнеров путем взятия
мешков с реагентом из вагона и укладки их на поддоны или в контейнеры
вручную; перемещение загруженных поддонов и контейнеров из вагона погрузчиком
и укладка их в штабель (на транспортное средство) |
Выгрузка мягких контейнеров или плоских поддонов, или
стоечных контейнеров из вагона. При разгрузке мягких контейнеров, работает
бригада из 2 человек: крановщик - 1 чел.; стропальщик - 1 чел.; используется
автокран типов К-46, К-64, АК-75. Возможна выгрузка одновременно 4
контейнеров при наличии траверсы |
|
|
Работает бригада из 3 чел.: 1 водитель погрузчика, 2
грузчика; используется фронтальный погрузчик типа ПФ-0,75 -:1 шт. Должны быть
в наличии парк плоских поддонов или стоечных контейнеров не менее 130 шт. на
100 т реагента |
При разгрузке плоских поддонов или стоечных контейнеров
работает водитель погрузчика - 1 чел.; используется погрузчик типа ПФ-0,75 –
1 шт. Должен быть предусмотрен обменный фонд контейнеров или поддонов не
менее 130 шт. на 100 т реагента |
3. Транспортировка реагента от места выгрузка загонов со
склада ОМТС аэропорта до склада химреагента на территории аэродромной службы
(на расстояние примерно |
Реагент перевозится на автомобилях, тракторах с
использованием автомобильных или тракторных прицепов и др. транспортных
средствах общего назначения; используется не менее 2 единиц транспортных
средств. Работают водители не менее 2 чел. |
То же, что и в варианте 1 |
To же, что и в варианте 1 |
4. Разгрузка реагента из транспортных средств с
устройством штабели (бурта) на складе химреагентов для его хранения |
Разгрузка мешков с реагентом вручную из транспортных средств
на ленточный транспортер, снятие с транспортера и укладка в штабель. Груз перемещается на расстояние не более |
Разгрузка транспортных средств от поддонов и контейнеров
с реагентом, перемещения их внутри склада и устройства штабеля погрузчиком.
Работает водитель погрузчика - 1 чел.; используется погрузчик типа ПФ 0,75 -
1 шт. |
Разгрузка мягких контейнеров, плоских поддонов или стоечных
контейнеров из транспортных средств. При разгрузке мягких контейнеров
работают: крановщик - 1 чел.; стропальщик - 1 чел.; используется автокран
типа К-46 или К-64, АК-75 - 1 шт. Перемещение мягких контейнеров и устройство
штабеля осуществляется мостовым электрическим однобалочным краном
грузоподъемностью до 2 т - 1 шт. Разгрузка плоских поддонов и стоечных
контейнеров осуществляется также, как и в варианте II |
5. Подача
реагента из штабеля в измельчитель с растариванием реагента,
измельчение слежавшихся реагентов и выдача подготовленного реагента в
разбрасывающие средства транспортные разбрасыватели: 1-PMT-4 (1-РМГ-4А), РУМ-5, РУМ-8 или PУM-16; автомобильные разбрасыватели: KCA-3, ПР-164М, ЭД-403, КДО-130Б |
Подача мешков с реагентом из штабеля вручную на ленточный
транспортер ПКС-80, растаривание реагента с освобождением и уборкой мешкотары
и подача реагента в измельчитель ИСУ-4. Погрузка реагента от измельчителя в разбрасывающее
средство. Работает бригада грузчиков из 6 чел.; используются: ленточные
транспортеры ПКС-80 - 2 шт. и измельчитель минеральных удобрений ИСУ-4 - 1
шт. |
Подача мешков с реагентом на поддонах или в стоечных
контейнерах из штабеля к приемному бункеру измельчителя-растариваталя и
загрузка его мешками с реагентом без освобождения от мешкотары. Работают водитель погрузчика 1 чел.; грузчик - 1 чел.
Работы выполняются с уборкой порожних поддонов и контейнеров; используются:
измельчитель-растариватель АИР-20 - 1 шт.; фронтальный погрузчик типа ПФ-0,75
1 шт. Погрузка реагента в разбрасывающее средство производится ленточным
транспортером ПКС-80 - 1 шт. |
Подача мягких контейнеров из штабеля к
измельчителю-растаривателю минеральных удобрений или минуя его в случае, если
реагент не требует измельчения, в приемный бункер подачи и разбрасывающие
средства с помощью транспортера ПКС-80; используются: мостовой кран
электрический - 1 шт.; ПКС-80 - 1 шт. Работают 2 чел.: крановщик, подсобный
рабочий (осуществляет растаривание и уборку использованной тара) |
Рис. 1. Принципиальная схема
механизированного. склада химреагента: 1 - бытовое помещение; 2 - навес; 3 - разбрасывающее средство; 4 - ленточный конвейер ПКС-80; 5 - измельчитель-растариватель AИP-20; 6
- штабели с реагентом; 7 - транспортное средство; 8 - погрузчик
тиса ПФ-0,75; 9 - аккумуляторно-зарядное
устройство
МКР-С - мягкий специализированный контейнер разового использования из нитепрошивного полотна с полиэтиленовым вкладышем (ТУ 6-19-74-77), схема которого приведена на рис. 2:
Рис. 2. Мешок типа MKP-1,0С
МКР-М - мягкий специализированный контейнер разового использования из полиэтиленовой ткани (ТУ 6-33-185-81), схема которого приведена на рис. 3.
Рис.3. Мешок типа МКР-1,0М
Контейнер представляет собой мешок с квадратным днищем. Основные параметры и размеры контейнеров приведены в табл. 2.
Авиапредприятия, получающие реагент в контейнерах, должны иметь:
грузоподъемный механизм для выгрузки загруженных контейнеров из транспортных средств;
средства внутриаэропортового транспортирования;
складские помещения и площадки для складирования контейнеров;
опорную раму для разгрузки контейнеров.
Таблица
2
Тип контейнера |
Габаритные размеры незаполненного
контейнера, не более, мм |
Габаритные размеры в загруженном
состоянии, не более ,мм |
Собственная масса контейнера, не
более, кг |
Грузоподъемность, не более, т |
Рабочий объем в загруженном состоянии,
м3 |
Насыпная масса транспортируемого
продукта, не более, т/м3 |
|||
В |
L |
D |
H |
Номинал |
Предельное отклонение |
||||
МКР-1,0С |
1500 |
1900 |
980 |
1200 |
5,0 |
1,0 |
0,90 |
± 0,05 |
1,0 |
МКР-1,0М |
1500 ± 10 |
2300 ± 20 |
965 ± 15 |
1200 |
2,1 |
1.0 |
0,85 |
± 0,05 |
1,1 |
Выгрузка и складирование контейнеров на авиапредприятиях производятся грузоподъемными механизмами, имеющими соответствующую высоту подъема и грузоподъемность (рис. 4). При этом следует учитывать, что материал контейнера не исключает возможности его порывов, порезов, проколов при задевании за выступающие части транспортных средств.
Рис. 4. Транспортирование загруженных
контейнеров с помощью: а) электрокара; б) автопогрузчика; в) электропогрузчика;
г) тельфера
Транспортные средства перед погрузкой на них загруженных контейнеров очищаются от остатков ранее перевозимых грузов; из них удаляются выступающие гвозди, болты, проволока и другие посторонние предметы; заостренные грани деталей кузова оборачиваются ветошью.
При выгрузке необходимо правильно производить стропление контейнеров и устанавливать их в транспортные средства таким образом, чтобы максимально использовать их грузоподъемность и грузовместимость (рис. 5). Допускается производить погрузку и загрузку с захватом в одном подъеме от двух до четырех контейнеров. В этих случаях применяются соответствующие подъемно-транспортные механизмы, снабженные траверсами (рис. 6).
Размещение загруженных контейнеров для хранения производится как в складах, так и на открытых площадках.
Открытые площадка должны иметь искусственные покрытия, обеспечивающие отвод воды, а их размеры должны обеспечивать работу грузовых механизмов при выгрузке из транспортных средств и загрузке реагента в средства разбрасывания.
Поверхность открытых площадок должна регулярно очищаться от мусора, снега и льда.
Рис. 5. Стропление контейнеров: а)
типа МК-Л: б) типа МКР и МКО-С;
в) типа МКР-М
Рис.6. Погрузка и выгрузка
загруженных контейнеров с захватом в один подъем: а) одного; б) двух; в) трех;
г) четырех штук
Загруженные контейнеры на открытых площадках могут складироваться до трех ярусов, при этом нижний ряд необходимо размещать на поддонах или настилах. Размещать штабели загруженных контейнеров следует с учетом интервалов, необходимых для прохода между ними средств механизация для разгрузки и погрузки в распределительные средства.
При разгрузке контейнеров могут быть использованы различные подъемные механизмы, имеющиеся в аэропортах ГА. Порядок разгрузки контейнеров следующий:
из специального кармана контейнера следует вынуть сопроводительные документы;
застропить контейнер за грузовые элементы;
поднять и подвести контейнер к месту разгрузки;
разгрузка контейнера должна производиться только в зафиксированном положении на опорной раме или на специальных устройствах, установленных на разбрасыватели.
Разгрузка контейнеров типа МКР может производиться разрезанием днища специальным ножом или путем опускания на специальное разрезное устройство (рис. 7).
Рис. 7. Разгрузка контейнера
разового использования: а) ножом; б) с помощью специального разрезного
устройства
Вместимость склада зависит от оптимального количества химреагентов, которые могут находиться на складе в любой момент времени с учетом характера их поставок и определенного расхода в осенне-зимне-весенний период для каждого рассматриваемого аэропорта.
Расход реагента со склада пропорционален числу случаев гололедных образований, которые наблюдаются в определенные периоды года. Очевидно, что общий объем поставок реагентов равен общему количеству израсходованных реагентов. Он зависит от годовой их потребности, которая, в свою очередь, зависит от площадей и типа обрабатываемых покрытий; средних норм расхода реагентов по всем диапазонам температур гололедных образований отдельно для их предупреждения и удаления; количества предупреждаемых и удаляемых гололедов; вероятности или процентного распределения случаев образования гололеда в зависимости от диапазона температур.
В расчетах необходимо рассматривать отдельно площади аэродромных покрытий цементобетонные, обрабатываемые реагентом АНС, НКММ (Sц/б) и асфальтобетонные, обрабатываемые реагентами карбамид, НКМ (Sa/б). Процентное распределение количества случаев гололедных образований в зависимости от диапазонов температур принимается по таблице на основе статистических данных за 5 лет.
Таблица
Температурный интервал, °С |
Распределение количества случаев
образования гололеда, |
Обозначение количества случаев
образования гололеда по диапазонам температур |
I |
2 |
3 |
0 ÷ 0 |
4,0 |
nΔt1 |
0 ÷ -2 |
43,0 |
nΔt2 |
-2 ÷ -4 |
28,8 |
nΔt3 |
-4 ÷ -6 |
14,4 |
nΔt4 |
-6 |
8,3 |
nΔt5 |
ниже -6 |
1,5 |
nΔt6 |
Всего |
100 |
n |
По данным таблицы принимаем, что в 98,5 % случаев можно использовать эффективно химический метод предупреждения и борьбы с гололедом реагентами АНС, карбамид, НКМ; а в 1,5 % - с помощью реагентов типа НКММ или тепловым методом.
Количество удаляемых и предупреждаемых гололедов в год (n) определяется, в соответствии со статистическими данными учета удаляемых и предупреждаемых гололедных образований в аэродромной службе аэропорта за период не менее 5 лет.
Средние нормы расхода реагентов, т/м2 по всем рассматриваемым диапазонам температур льдообразования для его удаления (предупреждения) рассчитываются по следующей формуле:
(1)
ρΔtm - нормы расхода реагента определенного вида,. соответствующие определенным диапазонам температур Δtm, г/м2 (см. таблицу). Нормы расхода берутся из настоящей инструкции на основании испытаний эффективности плавления льда химреагентами;
nΔtm - количество случаев удаления (предупреждения) гололеда химическим методом в долях от общего количества гололедов на аэродроме п в определенном температурном интервале.
Годовое потребное количество реагентов (Т) для удаления и предупреждения гололедных образований рассчитывается по следующим формулам:
(2)
где K - коэффициент, учитывающий долю удаляемых гололедов от общего числа гололедных образований.
Годовое потребное количество реагентов определяется суммированием полученных по формулам (2) количеств реагентов определенного вида в зависимости от площадей цементобетонных и асфальтобетонных покрытий.
Для определения оптимальной вместимости склада химреагентов необходимо построить графические диаграммы повагонного завоза и расхода реагентов со склада с имитацией сроков поставки, принимая во внимание следующие условия, которые не должны нарушаться:
расход реагента со склада в любое время возможного периода борьбы с гололедом не должен превышать наличия реагентов на складе с тем, чтобы был обеспечен химический метод борьбы и не произошла сбойная ситуация;
перед наступлением сезона на складе должен находиться определенный запас реагента, чтобы не нарушать предыдущее условие;
количество расходуемого со склада реагента, за годовой период должно равняться количеству поступающего реагента с заводов-изготовителей;
рассматривается весь годовой период поступления и расхода реагентов.
По данным полученных диаграмм строятся кривые наличия химических реагентов на складе в тоннах за годовой период, максимальное значение функции наличия химреагентов на графике, отобранном из всех построенных по принципу минимальных значений этой функции, будет выражать то количество реагентов, на которое должен рассчитываться склад, а следовательно, средства механизации и оборудование для ПРР.
Задачу определения вместимости склада химреагентов можно решить с применением ЭВМ методом статистического моделирования входных потоков поступающих в различное время реагентов на склад. Одновременно с этим рассматривается в качестве известной закономерность выходного потока реагентов по статистическим данным их расхода в определенные периоды времени года.
Предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных работ на складах.
Техническая характеристика
погрузчиков
Параметр |
ПФ-0,75 |
4055М |
Грузоподъемность, кг |
750 |
1500 |
Отрывное усилие, кг |
2250 |
- |
Arpeгатируется с
тракторами класса |
1,4 |
дв. ГАЗ-63 |
Производительность за час чистой работы (при расстоянии
транспортирования |
|
|
на сыпучих грузах |
23,0 - 45,0 |
- |
на затаренных |
32,2 |
|
Обслуживающий персонал, чел. |
1 |
1 |
Габариты в агрегате с трактором, мм в рабочем положении
(ковш максимально поднят): |
|
|
длина |
5700 |
8350 |
ширине |
2000 |
2250 |
высота |
3500 |
7300 |
в транспортном положении, мм: |
|
|
длина |
6200 |
- |
ширина |
2000 |
- |
высота |
2300 |
- |
скорость движения автопогрузчика с грузом, км/ч |
- |
15 |
Максимальная погрузочная высота, м; |
|
|
с ковшом |
2,8 |
7,3 |
с вилочным захватом |
3,5 |
- |
Масса машины (с полным комплектом рабочих органов), кг |
1280 |
9750 |
Транспортеры для погрузки
минеральных удобрений на складах
Предназначена для погрузки минеральных удобрений в прирельсовых и глубинных складах, а также для транспортировки насыпных мелкокусковых и мелких штучных грузов в горизонтальном и наклонном положении под углом до 20°С.
Техническая характеристика
транспортеров
Параметр |
ПКС-88 |
ЛТ-6 |
С-382А |
ЛТ-10 |
Т-164A |
1 |
2 |
1 |
4 |
§ |
6 |
Производительность, т/ч |
т |
60 |
60 |
60 |
60 |
Высота отгрузки, мм: |
|
|
|
|
|
максимальная |
3200 |
1700 |
2100 |
3600 |
3800 |
минимальная |
1000 |
1350 |
375 |
2100 |
1500 |
Привод ленты |
от электродвигателя |
- |
- |
- |
- |
Тип электрического двигателя |
- |
- |
А032-4Щ2 |
АО-2-42-6 |
АЛ41-4Щ2 |
Мощность электрического двигателя, кВт |
2,2 |
2,8 |
1 |
4,0 |
1,7 |
Напряжение, В |
220/380 |
220/380 |
220/380 |
220/380 |
220/380 |
Ширина лента, мм |
400 |
500 |
400 |
500 |
400 |
Рабочая длина конвейера, мм |
- |
5100 |
5000 |
10000 |
10000 |
Скорость движения ленты, м/с |
- |
4,5 |
1 |
3,2 |
1 |
Колея ходовой части, мм |
- |
- |
675 |
- |
675 |
Высота при максимально поднятом транспортером, мм |
3500 |
- |
- |
- |
- |
Габаритные размеры, мм |
|
|
|
|
|
длина |
5650 |
6250 |
5300 |
10250 |
10330 |
ширина |
1350 |
1100 |
870 |
1300 |
870 |
масса, кг |
540 |
420 |
325 |
870 |
485 |
Предназначены для измельчения слежавшихся незатаренных и затаренных удобрений с одновременным освобождением последних от мешкотары. Растариватель-измельчитель АИР-20 представляет собой стационарный полуприцепной агрегат, состоящий из рамы с колесами, бункера с подающим механизмом, измельчающего устройства, отгрузочных транспортеров, устройства для удаления мешкотары и механизма привода рабочих органов.
Техническая характеристика
измельчителей
Параметр |
АИР-20 |
ИСУ-4 с электроприводом |
ИСУ-4 с приводом от ВОМ трактора |
1 |
2 |
3 |
4 |
Производительность, т/ч |
28 |
до 6 |
до 6 |
Тип электродвигателя |
- |
АО 63-8 |
- |
Мощность электродвигателя, кВт |
30 |
7 |
- |
Число оборотов рабочего органа, об./мин |
- |
67 |
67 |
Напряжение электросети, В |
- |
220/380 |
- |
Число оборотов двигателя, об./мин |
- |
735 |
- |
Транспортная скорость, км/ч |
до 15 |
- |
- |
Агрегатируется с трактором класса |
14 |
- |
1,4 |
Погрузочная высота, мм |
2150 |
- |
- |
Вместимость бункера, м3 |
0,95 |
- |
- |
Обслуживающий персонал, чел. |
3 |
1 |
1 |
В том числе: |
|
|
|
тракторист (оператор) |
1 |
- |
- |
тракторист на погрузчике |
1 |
- |
- |
работа на вспомогательных
работах |
1 |
- |
- |
Габаритные размеры, мм: |
С трактором
в рабочем положении |
|
|
длина |
6300 |
2500 |
1200 |
ширина |
5365 |
2700 |
2700 |
высота |
2725 |
1630 |
1500 |
Масса машин, кг |
1915 |
640 |
340 |
Силосорезка РKC-12
Может использоваться для измельчения слежавшихся реагентов.
Техническая характеристика
силосорезки PKC-12
Потребная мощность, л.с. 12 - 25
Производительность, т/ч. 10 - 12
Длина ножей, см 44,5
Диаметр вентилятора, см 86
Число оборотов в минуту на резке 500 - 600
Высота подачи, м 10
Габаритные размера, мм;
Длина 3000
Ширина 1550
Высота 1660
Масса, кг 950
Технические характеристики
разбрасывателей
Показатели |
1РМГ-4 |
1РМГ-4А |
РУМ-8 |
РУМ-5 х) |
РУМ-16 х) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ширина полосы разбрасывания, м |
6 - 14 |
6 - 14 |
8 - 14 |
10 - 20 |
8 - 15 |
С ветрозащитным устройством, м |
6 |
6 |
- |
- |
- |
Рабочая скорость, м |
6 - 12 |
6 - 12 |
8 - 24 |
до 15 |
10 - 15 |
Транспортная скорость |
30 |
30 |
до 30 |
до 25 |
до 33 |
Пределы регулирования норм разбрасывания, г/м2 (регулируется высотой высевной щели от 25 до |
10 - 600 |
10 - 600 |
30 - 800 |
10 - 600 |
100 - 1200 |
Объем кузова, м3
(грузовместимость, т) |
3,5 (4) |
4,0 (4,5) |
10 |
5 |
16 - 18 |
Погрузочная высота, мм |
1840 |
1965 |
2300 |
2000 |
2480 |
Разбрасывающий орган |
Двухдисковый центробежный с приводом
от гидросистемы трактора |
То же |
- |
- |
- |
В зависимости от объемной массы реагента его норма разбрасывания регулируется размером высевной щели в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Размер высевной щели, мм
Объемная масса реагента, т/м3 |
Норма разбрасывания реагента, г/м2 |
||||||||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
150 |
170 |
200 |
|
|
Пониженная скорость транспортера |
||||||||||||
0,65 |
55 |
105 |
160 |
210 |
255 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,8 |
110 |
80 |
125 |
170 |
210 |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,1 |
25 |
45 |
70 |
95 |
115 |
140 |
160 |
185 |
205 |
230 |
- |
- |
- |
|
Пoвышенная скорость транспортера |
||||||||||||
0,65 |
- |
- |
- |
- |
- |
65 |
80 |
90 |
100 |
110 |
- |
- |
- |
0,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
65 |
75 |
85 |
95 |
180 |
225 |
- |
1,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
100 |
В зависимости от фактической объемной массы и ширины полосы разбрасывания размер отверстия (h) может быть скорректирован с помощью формулы:
где hрасч - размер щели в соответствии с
таблицей, мм;
Врасч, Вфакт - соответственно расчетная и фактическая ширина полосы разбрасывания реагента, м;
γрасч,
γфакт
- объемная масса реагента соответственно расчетная и фактическая, т/м3.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тип рассеивающего рабочего органа |
- |
- |
Двухтиповой центробежный конусный |
- |
- |
Привод транспортера |
От ходового колеса |
- |
от ВОМ |
- |
- |
рассеивающих дисков |
- |
- |
От гидросистемы транспорта |
- |
- |
Габаритные размера, |
|
|
|
|
|
длина |
5505 |
5505 |
6000 |
5350 |
11030 |
ширина |
2498 |
2498 |
2465 |
2152 |
2860 |
высота |
1965 |
1965 |
2300 |
2000 |
2480 |
Масса, кг |
1700 |
1700 |
3420 |
2100 |
7550 |
Радиус поворота агрегата, м |
4,1 |
5,2 |
5,5 |
5,3 |
10 |
Число оборотов разбрасывающих дисков, об./мин. |
800 - 900 |
800 - 900 |
- |
- |
- |
Колея, мм |
1800 |
1800 |
2040 |
180 |
2400 |
Агрегатируются с трактором колеса, кН |
1,4 |
1,4 |
30 |
16 |
60 |
Обслуживающий персонал, чел. (тракторист) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
х) Машина проходит испытания.
Определение норм россыпи реагента в зависимости от скорости движения и величины выходного отверстия для разбрасывателя РУМ-8 производится по табл. 2.
Таблица
2
Норма разбрасывания г/м2 |
Номер отверстия по лимбу при
скорости агрегата, км/ч |
||||||
8,53 |
10,08 |
11,4 |
13,38 |
18,55 |
22 |
24,9 |
|
20 |
4 |
5 |
5 |
6 |
9 |
11 |
14 |
30 |
5 |
6 |
7 |
.8. |
11 |
13 |
18 |
40 |
7 |
8 |
9 |
11 |
15 |
18 |
24 |
50 |
8 |
10 |
11 |
13 |
18 |
22 |
28 |
60 |
10 |
12 |
13 |
16 |
22 |
26 |
35 |
70 |
12 |
14 |
16 |
22 |
26 |
35 |
- |
80 |
13 |
16 |
18 |
21 |
29 |
.- |
- |
90 |
15 |
18 |
20 |
24 |
33 |
- |
- |
100 |
17 |
20 |
23 |
27 |
- |
- |
- |
125 |
21 |
25 |
28 |
34 |
- |
- |
- |
150 |
25 |
30 |
35 |
- |
- |
- |
- |
170 |
29 |
34 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
34 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Технические характеристики
автомобильных разбрасывателей КСА-3 и KО-104A
Показатели |
КСА-3 |
K0-I04A |
Базовое шасси |
ЗИЛ ММ3-555 |
ГАЗ-53А |
Разбрасываемая ширина полосы, м |
|
4 - 8 |
Производительность, тыс. кг/ч |
|
160 |
Рабочая скорость движения, км/ч |
15 - 30 |
20 |
Плотность посыпки, г/м2 |
|
|
пескосоленой смесью |
|
150 - 400 |
реагентами |
|
15 - 200 |
Вместимость кузова, м3 |
3,2 |
2,2 |
Транспортная скорость, км/ч |
|
50 |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
длина |
6400 |
6500 |
ширина |
2630 |
2220 |
высота |
2500 |
2240 |
Масса, кг |
830 |
4050 |
Грузовместимость, т |
4 |
- |
Рабочая ширина рассева, м: |
|
|
без ветрозащитного устройства |
8 - 12 |
- |
с ветрозащитным устройством |
6 |
- |
Пределы регулирования норм разбрасывания, г/м2 |
10 - 600 |
- |
Обслуживающий персонал, чел. (шофер) |
1 |
1 |
Погрузочная высока, мм. |
2140 |
- |
Колея, мм |
1790 |
- |
Радиус поворота, м |
7,0 |
|
Регулировка норм для автомобильных разбрасывателей достигается путем изменения размеров высевной щели за счет перестановки дозирующей заслонки по линейке, прикрепленной на задней стенке кузова, а также путем изменения скорости транспортера, т.е. аналогично разбрасывателям 1-РМГ-4 и 1-РМГ-4A.
Технические характеристики
автомобильных разбрасывателей КД130Б, ЭД-403, ЭД-207, Пр164М
Показатели |
КДМ130Б |
Эд-403 |
Эд-207 |
Пр164М |
||
ЗИЛ 133Г1 |
ЗИЛ 133Г2 |
ЗИЛ 133ГЯ |
ЗИЛ133Г2 или ЗИЛ133ГЯ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Емкость |
|
|
|
|
|
|
кузова, м3 |
3,25 |
3,6 |
4,6 |
5,6 |
22,5 |
3,25 |
цистерны, м3 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
Ширина полосы разбрасывания противогололедных материалов,
м |
6,5 - 8,5 |
10,5 |
до 10,5 |
до 10,5 |
5 - 10,6 |
6,5 - 8,0 |
Плотность посыпки: |
|
|
|
|
|
|
песком, т/м2 |
155 - 940 |
- |
- |
- |
- |
- |
хлоридами, т/м2 |
26 - 150 |
- |
- |
- |
- |
- |
Производительность, тыс. м2/ч |
212 |
315 |
365 |
415 |
- |
54 – 16,0 х) 21,9 - 126.5 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
|
|
|
|
|
рабочая |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
6 - 30 |
транспортная |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
|
|
|
длина |
9450 |
11020 |
11020 |
11020 |
10270 |
7940 |
ширина |
2220 |
2790 |
2790 |
2790 |
2790 |
3060 |
высота |
2240 |
2825 |
2825 |
2825 |
2825 |
2660 |
Плотность распределения противогололедных материалов, г/м2 |
- |
315 |
365 |
45 |
- |
- |
Норма рассыпки, т/м2 |
- |
- |
- |
- |
20 - 150 |
- |
Минимальный интервал регулирования нормы посыпки, г/м2 |
- |
- |
- |
- |
10 |
- |
масса, кг |
- |
- |
- |
- |
17835 |
- |
Ширина полосы посыпки, м |
- |
- |
- |
- |
- |
6,5 - 8,0 |
Завод-разработчик-изгоговитель |
|
Смоленский опытно-экспериментальный завод
им.Калинина Минавтодора РСФСР |
Мамонтовский 033 Минавтодора РСФСР |
Новосибирский завод дорожных машин |
х) В числителе: песком, в знаменателе - хлоридами.
Агрегаты для поверхностного
внесения твердых минеральных удобрений
Предназначены для поверхностного внесения твердых минеральных удобрений. Унифицированы с машиной МХА-7. Устанавливаются на энергетическое средство самоходной высокопроходимой машины ЭСВМ-7. Обслуживает один человек.
Технические характеристики
АПМ-5 и ААП-5
Показатели |
АПМ-5 |
ААП-5 |
1 |
2 |
3 |
Производительность при внесении гранулированных удобрении |
Доза внесения 20-50 т/м2, |
Доза внесения 30-50 г/м2, т/ч (га/ч) |
основного времени |
4,6 – 18 (22,8 - 35,6) |
4,84 – 72 (14,5 - 16,2) |
эксплуатационного времени |
3,1 - 10,6 (15,3 - 21) |
2,75 - 4,46 (9,0 - 9,19) |
Рабочая скорость, км/ч |
10 - 25 |
10 - 25 |
Транспортная скорость, км/ч |
до 35 |
до 35 |
Ширина захвата при внесении удобрений, м |
16 - 25 |
12 |
Норма внесения удобрений, т/м2 |
10 - 200 |
10 - 100 |
Грузоподъемность, т |
5 |
5 (при насыпной плотности 1200 кг/м3) |
Максимальная высота погрузки, м |
2,7 |
- |
Габаритные размеры агрегата в рабочем положении, мм: |
|
|
с энергетическим средством |
8600×3500×3170 |
- |
без энергетического средства |
4900×2500×2200 |
5060×11480×2310 |
Масса (конструктивная), кг |
1800 |
2150 |
Рабочая скорость движения, км/ч |
|
|
при дозе внесения 10 - 30 г/м2 |
- |
20 |
при дозе внесения 40 - 60 г/м2 |
- |
15 |
при дозе внесения 70 - 100 г/м2 |
- |
10 |
Удельный расход топлива, кг/т (кг/га) |
- |
2,4 - 3,5(1,51 - 1,9) |
Основной принцип подбора отряда разбрасывавших средств - максимальное сокращение времени посыпки главного элемента аэродрома - ИВПП при минимальном количестве машин без дополнительной их дозаправки реагентом.
Рекомендации последовательность выбора средств, разбрасывающих антигололедные реагенты, следующие:
1. Определяются средние нормы расхода реагентов (ρср) по всем диапазонам температур льдообразования на данном аэродроме в соответствии с рекомендациями приложения 4;
2. Для однополосного аэродрома учитывается площадь покрытия ИВПП, м2, а для многополосного - наибольшая площадь из всех имеющихся ИВПП:
S = LВПП.ВВПП
3. Определяется расход реагента, м3, отнесенный к площади всей ИВПП:
где γ - насыпная масса применяемого реагента, т/м3;
4. Количество разбрасывающих машин (п), которые требуются для обработки ИВПП без дополнительной дозаправки машин реагентом, определяется по следующей формуле:
п = R : Vn
где Vn - объем кузова разбрасывающей машины, м3;
5. Определяется количество гонов (Г) отряда из разбрасывающих машин по формулам:
Г = ВВПП : Вп
или
где Вп - ширина захвата отряда
разбрасывающих машин, м;
в - ширина разбрасывания реагента одной
машиной, м;
впер - величина перекрытия соседних полос разбрасывания реагента, м.
Ширина захвата отряда разбрасывающих машин должна быть кратна ширине ИВПП с тем, чтобы исключались дополнительные огрехи и гоны машин. Количество гонов не должно превышать двух. Отряд разбрасывающих машин должен подбираться таким образом, чтобы величина впер была бы минимальной.
В идеальном случае (при впер = 0) для ИВПП шириной
где Г - количество гонов: 1, 2.
|