|
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ БОРЬБА С ОПОЛЗНЯМИ, ЛАВИНАМИ, СЕЛЯМИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ Ретроспективный указатель Москва 2001 СНиП
2.01.15-90. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных
геологических процессов. Основные положения /Госстрой СССР. - Введ. 01.01.92.
–М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1997. - 32 с. Настоящие нормы распространяются на проектирование сооружений и мероприятий инженерной защиты территорий, зданий и сооружений (в том числе линейных) от опасных геологических процессов (оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин, переработки берегов морей, водохранилищ, озер и рек подтопления и затопления территорий) и их сочетаний (далее инженерной защиты) и должны также учитываться при проектировании схем и ТЭО инженерной защиты. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. - Изд.
офиц.; Введ. 01.01.2000. - М. - Госстрой СССР, 1986. - 52 с. В главе 9.16 предусмотрены мероприятия, надежно защищающие участки дороги, проходящие по открытой местности, от снежных заносов во время метелей. Глава 9.18 посвящена защите дорог от снежных заносов на участках, располагаемых на землях государственного лесного фонда, покрытых лесом, в случае намечаемого проведения рубок обеспечивается сохранение с обеих сторон дороги лесных полос шириной 250 м каждая (считая от оси дороги). В главе 9.20 рассмотрены вопросы защиты дорог и дорожных сооружений от воздействия прилегающих оврагов, оползней, размыва водными потоками, а также от песчаных заносов. Защиту следует осуществлять с помощью специальных насаждений, сочетающихся с комплексом геотехнических инженерных мероприятий, предусматриваемых при проектировании земляного полотна с учетом местного опыта. Глава 9.21. Для защиты горных дорог от снежных лавин и обвалов следует предусматривать: - устройство галерей и навесов, лавинорезов, отбойных и лавинонаправляющих дамб; - удерживание снега на склоне с помощью различных устройств, предотвращающих его передвижение и смещение; - установку снегозащитных щитов, подпорных заборов или стенок перед лавиносборами для уменьшения скопления в них снега; - обрушение снега на лавиноопасных участках в процессе эксплуатации дорог и пр. СНиП
11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. -
Утв. Минстроем России. - Взамен СНиП 1.02.07-87; Введ.
01.11.96. -Изд. офиц. - М.: ПНИИИС, 1997. - 44 с. В строительных нормах и правилах освещены вопросы, касающиеся строительства в районах развития опасных природных процессов, в том числе селей и снежных лавин. СНиП 22-01-95, Геофизика
опасных природных воздействий /Минстрой РФ: Введ. 01.01.96. -М.: ГП ЦПП, 1996.
- 9 с. СНиП 23-01-99. Строительная климатология.
- Изд. офиц.; Введ. 01.01.2000. - М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2000. - 62 с. Настоящие строительные
нормы устанавливают климатические параметры, представленные в виде таблиц и
схематических карт, которые применяют при строительстве зданий и сооружений,
систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения при планировке и
застройке городских и сельских поселений. Инструкция по учету потерь народного хозяйства от
дорожно-транспортных происшествий при проектировании автомобильных дорог: ВСН
3-81 /Минавтодор РСФСР. - М.: транспорт, 1982-54 с. Инструкция содержит методику учета потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий при разработке проектов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, назначения мероприятий по повышению безопасности движения. В нее включены также расчеты потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий на горных дорогах и в городах. Инструкция предназначена для проектных и эксплуатационных дорожных организаций, а также службы организации движения. Пособие
дорожному мастеру (по организации производства работ при содержании и ремонте
автомобильных дорог) / Рос. дор. агентство. - М., 2000. - 30 с. Глава 3.4.8. Ремонт и пополнение средств снегозащиты (щитов, сеток и пр.). Установка временных снегозащитных устройств (щитов, сеток и т.п.) и ремонт постоянных снегозащитных устройств (заборов и т.п.) на снегозаносимых участках. Установка и ремонт снегозадерживающих и лавинонаправляющих устройств и сооружений на лавиноопасных участках. Дорожный мастер на основании данных диагностики определяет потребность в средствах снегозащиты, формирует бригаду по установке и ремонту снегозадерживающих, лавинозадерживающих и лавинонаправляющих устройств; выдает задание с указанием местоположения мест производства работ и сроков их выполнения; контролирует качество и сроки выполнения работ; осуществляет приемку
выполненных работ. Руководство
по производству работ дорожным мастером (при содержании и ремонте автомобильных
дорог) /Рос. дор. агентство. - М., 2000. - 49 с. Глава 3.4.8. Ремонт и пополнение средств снегозащиты (щиты, сетки и пр.) - Установка временных снегозащитных устройств (щитов, сеток и т.п.) и ремонт постоянных снегозащитных устройств (заборов и т.п.) на снегозаносимых участках. Установка и ремонт снегозадерживающих и лавинонаправляющих устройств и сооружений на лавиноопасных участках. Потребное количество снегозащитных устройств определяется за месяц до наступления зимнего периода эксплуатации по формуле: N = L/l, где L - протяженность снегозаносимых участков (в метрах) по данным диагностики; l - длина одной секции применяемых снегозащитных устройств (в метрах). Временные средства снегозащиты (щиты, сетки и т.п., снегозадерживающие устройства) располагают вертикально на стойках, предварительно установленных в ряд на расстоянии 60 м от бровки земляного полотна, с наветренной стороны, параллельно заносимому участку дороги, с шагом, соответствующим длине секции, или в соответствии с инструкцией по установке. Ремонт временных и постоянных средств снегозащиты, заключающийся в замене отдельных поврежденных элементов конструкции, должен быть выполнен до образования снежного покрова (согласно данным справочника по климату). Типовые
решения по восстановлению несущей способности земляного полотна и обеспечению
прочности и морозоустойчивости дорожной одежды на пучинистых участках
автомобильных дорог /Рос. дор. агентство. - М., 2000. - 104 с. Типовые решения по восстановлению несущей способности земляного полотна и обеспечению прочности и морозоустойчивости дорожной одежды на пучинистых участках автомобильных дорог разработаны в соответствии с заданием Федеральной автомобильно-дорожной службы России (в настоящем - Государственная служба дорожного хозяйства). Настоящие типовые решения предназначены для использования при ремонте или реконструкции пучинистых участков автомобильных дорог с одеждами нежесткого типа в районах сезонного промерзания грунтов на территории Российской Федерации. Типовые решения разработаны с учетом действующих нормативных документов, методических указаний и рекомендаций. В настоящей работе использованы типовые строительные конструкции ранее разработанных типовых проектов. В типовые решения вошли конструкции и мероприятия, проверенные временем, зарекомендовавшие себя при эксплуатации дорог и наиболее эффективные при выполнении затрат. В данных типовых решениях в первую очередь рассматриваются вопросы снижения влажности грунтов земляного полотна как одной из основных причин пучинообразования с помощью дренажа, гидроизоляции и совершенствования конструкций. Представлены также конструкции с морозозащитными и теплоизолирующими слоями и армирующими прослойками для обеспечения морозоустойчивости дорожной одежды и усиления несущей способности земляного полотна на пучинистых участках автомобильных дорог. Исходными данными для выбора и разработки противопучинных мероприятий являются результаты обследования пучинистых участков, методика выявления и обследования которых описана ниже. Указания по
обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах: ВСН
25-86 /Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1988. - 183 с. Глава 15 посвящена мероприятиям по повышению безопасности движения в неблагоприятных погодно-климатических условиях. Абарыков В.П., Хачатурян В.Х. О нормативном обеспечении
сейсмической безопасности населения и строительных объектов //Трансп. стр-во. -
1998. - № 11. - С. 4-5. Предложена социально-экономическая оценка вариантов деятельности по обеспечению сейсмической безопасности. Асташин В. Мосты наши
гордые //Автомоб. дороги. - 2001.-№ 4. - С. 40-41. Мостоотрядом № 98 Северной
Осетии построено 110 мостов большой, средней и малой мощности (в среднем 80 м
каждый), сотни метров противолавинных галерей тоннельного типа. Байнатов Ж.Б.,
Исаенко Э.П. Защита автомобильных дорог от снежных лавин. - М., 1993. -
(Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 2). Рассмотрены способы защиты сооружений в зависимости от характера движения и мощности снежных лавин, морфологии местности. Приведены расчетные формулы для определения давления, скорости лавин и методика расчета противолавинных сооружений на сейсмическое воздействие. Байнатов Ж.Б.,
Тулебаев К.Р. Защита автомобильных дорог от оползней, обвалов и осыпей. - М.,
1996. - 76 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 2). В данном выпуске обзорной информации рассмотрены известные способы защиты автомобильных дорог от оползней, обвалов и осыпей, а также некоторые новые эффективные типы конструкций, разработанные авторами. Кроме того, изложены методики расчета некоторых типов противооползневых и противообвальных сооружений, приведены расчетные методы оценки устойчивости склонов и откосов. Байнатов Ж.Б.,
Тулебаев К.Р. Защита автомобильных дорог от снежных и песчаных заносов. - М.,
1997. - 76 с. (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 3). В данном выпуске обзорной информации рассмотрены известные и новые конструкции снегозащитных сооружений и способы защиты дорог от песчаных заносов, а также изложены методики расчета некоторых типов снего - и пескозащитных сооружений и вероятностей оценки их состояния. Браславский В.Д.,
Грицюк Л.В., Дибров Э.М. Противооползневые конструкции на автомобильных
дорогах. - М.: Транспорт, 1985. Горбушина В.К.
Типизация оползневых скальных массивов //Воплощение и развитие науч. идей Н.Н. Маслова
в практике стр-ва. - М., 1998. - С. 285-295. - (Сб. науч. трудов /МАДИ-ТУ). На основании изучения и типизации 350 случаев нарушений устойчивости скальных склонов и откосов, анализа факторов и механизмов разрушений составлена геоструктурная типизация оползнеопасных массивов. Типизация является связующим звеном при переходе от геологических описаний и инженерно-геологического моделирования массивов к геомеханическому моделированию оползневого процесса и оценке устойчивости склонов и откосов. Данилюк Г. Усилия
Координационного совета - на решение геотехнических проблем //Строит, газ. -
2001. - № 19 (11 мая 2001). - С. 8. Треть территории Украины находится под воздействием опасных природных и техногенных факторов - оползней, обвалов, просадок почвы под горными выработками. В связи с этим было принято
решение о создании Межведомственного координационного совета по вопросам
строительства и защиты строений, сооружений, территорий в сложных инженерно-геологических
и сейсмических условиях Украины при НИИ строительных конструкций как
совещательного и консультативного органа Госстроя Украины. Дивочкин О.А.,
Рафик Юсуфи. Режим движения автомобилей при близком расположении скал
относительно дороги //Проектирование автомоб. дорог. - М., 1999. - С. 70-76. -
(Сб. науч. тр. /МАДИ). Исследование режимов движения автомобилей при близком расположении скал проводилось на участках горных дорог Афганистана, Таджикистана и Киргизии. При выборе объектов исследований использовались материалы видеосъемки, фотографирования отдельных участков дорог, а также многочисленные фотографии, полученные проф. B.C. Порожняковым при обследовании им дороги Бишкек - Ош. По полученным материалам определялся угол наклона скал и склонов гор естественного залегания в местах, где дорога проходит у подножия скал, приближаясь вплотную к горной реке, или на водораздельных участках, а также на участках дорог, где была выполнена разработка скал (дорога в полке, в полунасыпи - полувыемке, дорога в выемке). Всего было проанализировано около 500 поперечников при естественных уклонах скал и около 300 на участках с разработкой скал. По полученным данным построены кривые распределения углов наклона скал, которые для естественных и разработанных склонов зависят от видов скальных пород, особенностей расположения отдельных напластований (внутрь горного массива или к дороге), наличия осыпей. Дюнин А.К.,
Бялобжеский Г.В., Чесноков А.Г. Защита автомобильных дорог от лавин. - М.:
Транспорт, 1987. - 61 с. В книге рассмотрены виды лавин и условия их образования. Описаны способы защиты автомобильных дорог от снежных лавин, применяемые у нас в стране и за рубежом. Показаны принципы выбора противолавинных мероприятий. Емельянов С.Н., Рами Ханна М. Оценка устойчивости
обводненных склонов и откосов выемок на основе метода конечных элементов
//Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - 1999. - Вып. 1. - С. 15-24. На основании моделирования МКЭ (метод конечных элементов) установлено, что при создании выемки в неоднородной обводненной грунтовой толще, основание которой расположено ниже водоносного горизонта, наиболее вероятное формирование оползней на откосах произойдет не при проектной глубине, а раньше, в процессе разработки, когда основание выемки будет находиться в пределах водоносного горизонта. Кадыров М.Н. Прогноз осадок во времени дорожных насыпей на
просадочных лессовых грунтах в условиях поливного земледелия Таджикистана:
Автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 1999. - 18 с. Изучены процессы увлажнения лессовых оснований дорожных насыпей на основе физического и математического моделирования; разработаны расчетная схема и математическая модель для описания процесса накопления во времени осадки дорожной насыпи за счет ее возможного вязкого погружения в основание из переувлажненных лессовых грунтов, а также определен ряд мер и даны рекомендации по предотвращению возникновения вязкопластических деформаций. Казарновский В.Д., Мурадов Х.Я. Оптимизация положения
трассы по строительной стоимости при проектировании участка дороги на горном
склоне /МАДИ (ТУ). - М., 1999.-13 с. Рассмотрены условия и пути обеспечения устойчивости системы "склон + земляное полотно" при изменении положения оси земляного полотна на склоне. Предложены математические модели устойчивости склона, связывающие коэффициент устойчивости системы "склон + земляное полотно" с координатами положения оси земляного полотна и определяющие границы коридора оползневой безопасности на склоне. Модели адаптированы к решению задачи поиска оптимального положения оси трассы, обеспечивающего устойчивость системы "склон + земляное полотно". Приведены последовательность шагов практической технологии оптимизации трассы на горном склоне. Рукопись депонирована в Информавтодоре (270-ад). Кокоев М.Н. Поиск новых методов защиты дорог от снежных
лавин //Наука и техника в дор. отрасли. - 1998. - № 1 - C. 16-17. Организация горнолавинной службы на основе широкого применения полуавтоматических модулей позволит повысить эффективность и надежность защиты автодорог от снежных лавин, а также сократить затраты на противолавинные работы при одновременном снижении ущерба горной экологии. Львович Ю.М., Фонарев П.А., Семендяев Л.И. Исследование
устойчивости откосов автодорожной выемки с учетом общей оползневой активности
природного склона //Воплощение и развитие идей Н.Н. Маслова в практике
строительства. - М., 1998. - С. 148-159. - (Сб. науч. тр. /МАДИ-ТУ). На основе теории Н.Н. Маслова о длительной прочности глинистых грунтов проведено исследование устойчивости природного склона и оползневых откосов глубокой автодорожной выемки, являющейся подходным сооружением к мосту через р. Тарусу. Мурадов Х.Я., Богатиков В.Н. Оптимизация трассы
автомобильной дороги на оползнеопасных горных склонах /МАДИ (ТУ). - М., 1999. -
10 с. Предлагается оптимизировать трассу автомобильной дороги на оползнеопасных горных склонах по строительной стоимости с использованием методов золотого сечения и кубических сплайн-функций. Рукопись депонирована в Информавтодоре (269-ад). Мурадов Х.Я., Еремин В.М., Шухман Г.А. Многокритериальная
задача выбора вариантов автомобильных
дорог /МАДИ (ТУ) - М., 1999. - 28 с. Предлагается новый
многокритериальный подход к решению задачи выбора проектных вариантов
автомобильных дорог на горных склонах. Приводится краткое описание системы,
реализующей данный подход. На конкретных примерах проектных вариантов дорог на
горных склонах показаны особенности предлагаемого подхода. Рукопись депонирована в
Информавтодоре (268-ад). Мурадов Х.Я. Основы трассирования автомобильных дорог на
склонах с учетом их устойчивости. - М.: Информавтодор, 1999 г.-164 с. Монография посвящена новым возможностям в проектировании автомобильных дорог в горных условиях. Необходимость в разработке дополнительного критерия в системе оценки вариантов трассы автомобильной дороги связана в первую очередь с часто наблюдающимися на практике оползневыми обрушениями грунтовых масс на горных дорогах. В ряде случаев оползни существенно нарушают нормальную эксплуатацию дороги. Как показывает статистика, в сравнении с равнинными участками, затраты на восстановление горной дороги на оползневом участке в несколько раз повышают стоимость содержания горных дорог. Автор предлагает ввести в проектный цикл оценку степени устойчивости природно-техногенной системы "склон + земляное полотно" для оползнеопасных участков дороги, выполнить комплекс расчетов по предлагаемой методике, построить пространственный коридор, провести вариантное проектирование трассы участка дороги в границах полученного пространственного коридора. Такие мероприятия позволяют оптимизировать трассу дороги как по традиционным критериям, так и по критерию обеспечения требуемой степени устойчивости склонов, по которым предлагают провести дорогу. Мурадов Х.Я. Трассирование автомобильных дорог на склонах с
учетом количественной оценки устойчивости системы "склон + земляное
полотно" ///Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - 1999. - Вып. 1.
- С. 1-14. Предложена программа трассирования дорог с математической моделью пространственного контроля на оползневом склоне. Оценка инженерных мероприятий по обеспечению устойчивости
оползневого участка на автодороге Пермь - Казань /В.Л. Кубецкий, Э.М. Добров,
С.Н. Емельянов, Н.М. Ковалева //Воплощение и развитие идей Н.Н. Маслова в
практике строительства. - М., 1998. - С. 296-303. (Сб. науч. тр. /МАДИ-ТУ). Представлены результаты оценки противооползневых мероприятий на участке автомобильной дороги Пермь - Казань. Отсыпка насыпи на оползневом участке была произведена на неподготовленную поверхность природного склона, переувлажненный водонасыщенный слой элювиально-делювиальных отложений не был предварительно удален. Основные причины оползневых явлений; наличие наклонной поверхности основания насыпи и изменение напорного режима подземных вод. На основе выполненной серии расчетных исследований уточнены значения параметров сопротивления сдвигу по выявленной поверхности скольжения. Расчетный анализ показал, что определенное повышение коэффициента устойчивости оползневого участка может дать устройство контрбанкета, однако данное мероприятие, учитывая особенности рельефа, не позволяет обеспечить необходимую надежность. В качестве расчетного метода оценки устойчивости оползня использовался метод Маслова - Берера. Для основного противооползневого решения рекомендуется выполнить удерживающую конструкцию из двух-трех рядов буронабивных свай, объединенных железобетонным ростверком. Оценка устойчивости оползневого склона /Глаговский В.Б.,
Коган А.А., Кригоногова Н.Ф., Созинова Т.А. //Воплощение и развитие науч. идей
Н.Н. Маслова в практике стр-ва. - М., 1998. - С 236-243. - (Сб. науч. трудов
/МАДИ-ТУ). На участке перехода магистрального газопровода через р. Каму дважды произошли разрушительные аварии вследствие активизации оползневых процессов. Анализируются инженерно-геологические условия и результаты расчетов устойчивости склона для обоснования противооползневых мероприятий. Пеноплэкс. Защита
автодорог от морозного пучения грунта: (Проспект) /3-д "Пеноплэкс". - Кириши,
Ленингр. обл., б.г. - 4 с. Приведены область применения и технические характеристики плит "Пеноплэкс". Перевозников Б.Ф.
Дополнительные технические предложения по вопросам, затрагиваемым в обсуждении
международного сотрудничества по высокогорным дорогам в Индии /Союздорнии. -
М., 1999. - 10 с. Рассмотрены предложения по технологии строительства тоннелей в горах (заснеженных районах); снегоуборочному оборудованию для горных дорог, аэродромов и вертолетных площадок в заснеженных районах; оборудованию и приспособлениям для сбрасывания снега с горных склонов и по строительству подвесных канатных путей сообщения в горной местности и на ледниках. Рукопись депонирована в Информавтодоре (267-ад). Перевозников Б.Ф.
Защита автомобильных дорог от опасных гидрометеорологических процессов и явлений.
- М., 1993. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 1). В обзоре обобщен опыт проектирования, строительства и эксплуатации мер защиты, приведены концептуальные основы и методы инженерной оценки состояния развития и совершенствования региональных дорожных сетей против воздействия опасных природных и природно-техногенных гидрометеорологических процессов и явлений. Рассмотрены классификация факторов воздействий, режимов подпружения, защитных сооружений и мероприятий, а также даны анализ типовых и индивидуальных конструкций, нормативной базы проектирования и рекомендации по защите дорог от этих процессов. Перевозников Б.Ф.
Инженерные изыскания для разработки дорожных противоселевых мероприятий
//Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - 1994. - Вып. 7. - С. 27-40. Рассмотрены вопросы проведения инженерных изысканий, которые составляют часть комплекса противоселевых мероприятий. Перевозников Б.Ф. О
направленности международного сотрудничества по предупреждению и снижению
последствий стихийных бедствий на автомобильных дорогах в десятилетие 1990-1999
гг. и задачах дальнейшего развития отечественных научно-методических основ
обеспечения защитно-восстановительных противопаводковых мероприя-тий //
Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор. - 1999. - Вып. И.-С. 1-18. В данном выпуске информационного сборника сообщается о направленности международного сотрудничества по предупреждению и снижению последствий стихийных бедствий на автомобильных дорогах в десятилетие 1990-1999 гг. и задачах дальнейшего развития отечественных научно-методических основ обеспечения защитно-восстановительных противо-паводковых мероприятий. Перевозников Б.Ф.
Опыт и направленность международного сотрудничества по предупреждению и
снижению последствий стихийных бедствий на автомобильных дорогах: Рукопись
/Союздорпроект. - М., 1999. - 41 с. Работа отражает многолетний опыт и направленность международного сотрудничества по предупреждению и снижению последствий стихийных бедствий на автомобильных дорогах. В ней дан обобщающий анализ материалов работы международных конгрессов, конференций и других форумов, посвященных опасному проявлению наводнений, землетрясений, селевых потоков, оползней, тайфунов и других процессов и явлений. Рукопись депонирована в Информавтодоре (№ 263-ад). Перевозников Б.Ф.
Опыт обоснования мер защиты дорог от селевых потоков. - М., 1994. - (Автомоб.
дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 5). В данной работе отражен комплекс вопросов наиболее полного обоснования селезащитных сооружений и мероприятий, необходимых для проектирования, строительства и содержания автомобильных дорог. Перевозников Е.Ф., Пальмова В.Г. Каталог проявлений
стихийных бедствий на территории России, стран СНГ и других государств в
1975-1979 гг.: Рукопись /Союздорнии. - М, 1999. - 76 с. Работа подготовлена на основе сбора и обобщения исходных данных по проявлению наводнений, селевых потоков, землетрясений, штормов, прорывов плотин и других стихийных бедствий. В ней в хронологическом порядке отражены даты проявления и последствия этих бедствий, ущербы, масштабы разрушений автомобильных дорог, мостов и других народнохозяйственных объектов. Рукопись депонирована в Информавтодоре (№ 264-ад). Перевозников Б.Ф. Предложения по организации и реализации
международного сотрудничества в строительной деятельности на высокогорных
автомобильных дорогах /Союздорпроект. - М., 1999. - 8 с. Рассмотрены основные направления возможного международного сотрудничества с участием российских специалистов в строительной деятельности на высокогорных автомобильных дорогах, а также рекомендации по ведению начального переговорного процесса по реализации такого сотрудничества. Предложения основаны на обобщении многолетнего опыта Союздорпроекта по оказанию технического содействия зарубежным странам. Рукопись депонирована в Информавтодоре (265-ад). Перевозников Б.Ф. Селезащитные и регулирующие русловые
сооружения по уменьшению мощности селевых потоков //Автомоб. дороги: Информ.
сб. /Информавтодор. - 1994. - Вып. 7. - С. 18-27. В данной работе рассматриваются типы сквозных сооружений, их классификация, условия применения, а также дополнительные рекомендации по проектированию глухих и сквозных поперечных селезаградительных сооружений и региональные условия селепроявлении на территории России. Перевозников Б.Ф., Селиверстов В.А. Временные и
вспомогательные дорожно-мостовые сооружения. - М., 1997. -76 с. - (Автомоб.
дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 2). Временные и вспомогательные сооружения способны испытывать многократное разрушающее воздействие от опасных гидрологических процессов и явлений, анализ которых отражен в данной работе. Перевозников Б.Ф., Селиверстов В.А. Дорожно-мостовые
габионные конструкции и сооружения. - М., 2001. - 97 с. - (Автомоб. дороги:
Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 2). В обзорной информации обобщен обширный и малоизвестный многолетний опыт Союздорпроекта, Гипротрансмоста и других отечественных и зарубежных организаций по применению габионных конструкций и сооружений в дорожно-мостовом строительстве. Эти конструкции и сооружения универсальны и имеют широкую область применения, в частности, при укреплении откосов, склонов, подмостовых конусов и русл; при устройстве удерживающих, подпорных, стабилизирующих, водоотводных, водопропускных и локальных дорожно-мостовых очистных сооружений. Обзорная информация является первой наиболее полной работой по данной теме. В ее основу положены результаты обобщения отечественного и зарубежного опыта устройства габионных конструкций и сооружений, а также научно-методических разработок, выполненных авторами по обоснованию и сопровождению проектно-строительных решений с применением этих конструкций и сооружений. Переселенков Г.С. Реальная опасность слабых землетрясений
для транспортных объектов /Трансп. стр-во. - 1998. - №11. - С. 6-8. Проанализировав статью, сделаем некоторые обобщения и выводы: 1. Реальная опасность слабых землетрясений для транспортных объектов в зонах потенциально возможного проявления опасных геологических процессов (ОГП) различного вида и генезиса настоятельно требует организации более детального исследования сейсмогенной энергетики в приповерхностных грунтовых толщах таких зон и механизма ее взаимодействия с другими природными и техногенными факторами, влияющими на их протекание. 2. Сейсмогравитационные процессы, наиболее неблагоприятные для линейных транспортных объектов, требуют, наряду с исследованиями их генезиса и механизма протекания, разработки надежной, теоретически обоснованной и экспериментально проверенной научной базы прогнозирования, а также организации мониторинга потенциально возможных мест провоцируемых ими ОГП. 3. Паспортизация мест потенциально возможного проявления ОГП на существующих железных и автомобильных дорогах и детальные изыскания при проектировании новых трасс с научным сопровождением инженерно-геологических и инженерно- сейсмологических аспектов технических решений по превентивным защитным мероприятиям должны выполняться при разработке конкретных проектов и при совершенствовании нормативных документов. Полищук Н.А.
Проблемы сейсмостойкости в транспортном строительстве //Трансп. стр-во. - 1998.
- № 11. - С. 2-3. Мировая практика обеспечения жизнедеятельности в сейсмически активных районах выработала две стратегии: 1) проведение антисейсмических мероприятий, требующих значительных материальных и финансовых ресурсов, но минимизирующих последующие потери; 2) осуществление антисейсмических мероприятий в минимальном объеме либо даже отказ от них (например, по отдельным видам объектов) в надежде на отдаление затрат, если землетрясение произойдет за пределами расчетного периода времени. Ревзон А.Л.,
Камышев А.П. Природа и сооружения в критических ситуациях. Дистанционный
анализ. - М.: Триада, Лтд, 2001. - 208 с. Рассматривается концепция информационного обеспечения предупреждения критических ситуаций в состоянии природно-технических систем, связанных с развитием опасных природных и природно-техногенных процессов. В основу этой концепции положено комплексное аэрокосмическое зондирование в сочетании с наземными экспресс-методами оценки параметров состояний взаимодействия инженерных сооружений и окружающей среды с последующим созданием специализированных геоинформационных систем, направленных на своевременное обнаружение предаварийных ситуаций и предотвращение аварий. Методологически данная концепция базируется на анализе риска природных и техногенных опасностей, геотехническом и геоэкологическом анализах, в комплексе определяющих идеологию информационного обеспечения управляющих решений при предупреждении аварий в состоянии природно-технических систем. Проанализирована и
многоаспектно проиллюстрирована эффективность аэрокосмического зондирования при
оценке инженерно-геодинамических факторов природных и природно-техногенных
опасностей на всех стадиях создания и функционирования инженерных сооружений в
сложных природных условиях. Технические предложения по строительству автомобильных
дорог в условиях высокогорья, вечной мерзлоты (ледники) /Б.Ф. Перевозников,
В.П. Зарецкий, М.Л. Мурафер, В.Е. Филиппов, Е.В. Осокин, Г.Л. Гусев
/Союздорпроект. - М., 1999. - 20 с. Отражают основные положения по оценке региональных особенностей горных массивов, расчетных транспортно-эксплуатационных показателей горных дорог и объемно-стоимостных показателей строительной деятельности. В них рассмотрены основные проектно-конструктивные решения по плану трассы, поперечным и продольным профилям, защитно-подпорным, консольно-мостовым и другим искусственным сооружениям. Они направлены на экспертно-техническое сопровождение подготовки Межправительственных переговоров и соглашений о строительстве автомобильных дорог в зарубежных странах с участием российской стороны. Рукопись депонирована в Информавтодоре (266-ад). Чванов В.В.,
Живописцев И.Ф., Суханова Е.Ю. Обзор зарубежных методов оценки
социально-экономического ущерба от ДТП. - М., 2000. - с. 1-39. Ядрошников В.Я.
Методы проектирования противолавинных эстакад, виадуков и мостов.
//Транспортное стр-во. - 1996. - № 1-2. - С. 38. Сообщается о том, что автором статьи получены формулы: - для оценки высоты снежных лавин из влажного и сухого снега и определения на их основе низа пролетного строения этих сооружений; - для анализа динамических параметров давления снеговоздушной волны и потоков на препятствия; - для расчета размера отверстия моста; - для определения лавинных нагрузок и размеров зоны их распространения на опорах мостов. Наряду с этим, автором собраны данные, свидетельствующие об экономической конкурентоспособности противолавинных мостов и эстакад по сравнению с противолавинными галереями. Материалы,
опубликованные в РЖ ВИНИТИ 00.11-03А.54. Защита
автомобильных дорог от оползней в Калифорнии. Case studies on
debris and mudslide barrier systems in Проанализированы данные за последнее десятилетие по воздействию природных условий и различных ураганов, в том числе и урагана 1998 г. Защитные устройства представляют собой различные предохранительные стенки, а также металлические сетки на откосах. Отдельные устройства предназначены для смягчения воздействия вывалов объемом до 500 м3, при этом небольшие куски породы задерживаются стенками. Ил. 11. Библ. 17. 00.03-03Б.23П.
Опора моста: Пат. 2140484 Россия, МПК6 Е 01 D 19/02 /Соколов А.Д.,
Беда В.И., Егорушкин Ю.М., Постовой Ю.В., Солодунин А.Н., Диденко А.Б.; Гос.
предприятие Ин-т по проектир. и изыск, авт. дорог (Ин-т
"Союздорпроект"). - № 99105938/03; Заявл. 1.4.99; Опубл. 27.10.99; Бюл.
№ 30. Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сооружения опор моста, в том числе на геомассивах, подверженных оползневым явлениям. Опора моста содержит свайный фундамент с ростверком, объединяющим сваи, и ригель, несущий пролетное строение. Новым является то, что опора снабжена совмещенными с фундаментом опоры противооползневыми средствами, выполненными в виде пригружающего нижнюю часть оползня в месте максимальных оползневых давлений контрбанкета с поддерживающей его откос уголковой стенкой, которая скреплена с ростверком свайного фундамента опоры, и дополнительных наклонных свай, при этом ось опоры расположена со смещением относительно оси ростверка свайного фундамента опоры на величину, не более 1/6 ширины ростверка в сторону, соответствующую наклону дополнительных наклонных свай, противоположную движению оползня. Технический результат - обеспечение эксплуатационной надежности опор моста, расположенных на оползневых территориях, при одновременном снижении стоимости, сроков строительства и трудозатрат. Ил. 2. 00.06-03Б.75.
Устойчивость склонов в районе автомобильной дороги около г. Кёнингсберг,
Австрия. Konigsberg slope stabilisation //World Tunnell. -
1999. - 12, № 10. - С. 443-444.
- Англ. Постоянные оползни в районе автомобильной дороги, особенно в дождливые годы, не уменьшились при наличии свай диаметром 1, 5 м и глубиной 30 м и даже глубиной 60 м. Для защиты участка длиной 168 м были сооружены два тоннеля. Рядом с тоннелем установлена вертикальная защитная стенка. Тоннель имеет высоту 14,3 м, толщину крепления - 95 см. Уклон тоннеля изменялся от +4,3 % до -6,0 % с радиусом в 400-500 м. Ил. 1. 01.03-71.43П.
Экстренное заграждение. Emergency dam: Заявка 2347709 Великобритания,
МПК7 Е 02 В 7/00. Bruce Patrick Joseph, Walker Andrew Gordon, Ward Nicholas Edward. №
0005275.3; Заявл. 06.03.2000; Опубл. 13.09.2000; НПК Е1Н. Англ. Предложена конструкция экстренного заграждения, устанавливаемого в целях временного предотвращения попадания воды на проезжую часть дорог во время разливов. Она включает устройство заграждения, средства продления заграждения и удержания. Ил. 6. (54) Конструкция опорной
стойки защитного ограждения от камнепадов или снежных обвалов (72) Tashiro Motoji и др. (71)(73) TOKYO SEIKO CO LTD (30) JP 95 352186
28.12.95 (57) Защитное ограждение железнодорожного пути или другого объекта от камнепадов, снежных заносов или обвалов сооружают из опорных стоек, горизонтально натягиваемых тросов или горизонтальных балок и металлической сетки. Со стороны дороги стойки закрывают окрашенным или раскрашенным чехлом или U-образного поперечного сечения с внутренними установочными канавками, или без таких канавок. Окраска и рисунок на поверхности чехлов должны соответствовать окружающему природному ландшафту (например, имитировать текстуру древесины). (Опубл. "Изобретения стран мира", 2000, № 12. Вып. 57). |
|