|
КОНСУЛЬТАЦИИПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА
На вопросы читателей
отвечает начальник ФГУ ВНИИПО МЧС России Н.П. Копылов. Вопрос: Просим дать разъяснение по установке системы автоматического
пожаротушения на открытых автомобильных и железнодорожных эстакадах с нижним
сливом для ГСМ, общим объемом до 400 м3 (дизельное топливо). Емкости
для ГСМ - металлические резервуары наземного и подземного хранения. Наибольший
объем резервуара - 100 м3. Склады ГСМ проектируются для промышленных предприятий и располагаются вне населенных пунктов. Они предназначены для заправки большегрузных автосамосвалов, работающих на карьерах и рудниках. Пожаротушение этих площадок решается передвижным автотранспортом, противопожарный запас воды хранится в железобетонных резервуарах, а 3-кратный противопожарный запас пенообразователя хранится в теплом помещении. Согласно п. 8.4 СНиП 2.11.03-93
«Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» автоматическое
пожаротушение эстакады требуется только для складов I и II категории. На этот
пункт идет ссылка в СНиП РК 3.02-15-03 «Нормы технологического проектирования.
Склады нефти и нефтепродуктов». Пожарная инспекция требует установки пенной
автоматической системы пожаротушения, ссылаясь на п. 5.40 табл. 12 СН РК
2.02-11-02 «Нормы оборудования зданий и сооружений системами автоматической
пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и оповещения». Правомерны ли требования пожарной инспекции? ВЛ. Кириллов, главный инженер Жезказганского проектного института Ответ: В Российской Федерации основными документами при проектировании
противопожарной защиты сливо-наливных железнодорожных эстакад являются СНиП
2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» и Ведомственные
указания по проектированию железнодорожных сливоналивных эстакад
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов (ВУП
СНЭ-87). Согласно ВУП
СНЭ-87 (п. 5.1) для пожаротушения открытых и расположенных под навесом
сливоналивных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей
следует предусматривать: стационарную установку пожаротушения воздушно-механической
пеной средней кратности с дистанционным пуском; водяное орошение лафетными
стволами конструкций эстакады и железнодорожных цистерн; установку стояков с
соединительными головками на магистральном (кольцевом) растворопроводе для
подачи пены от переносных пеногенераторов, на расстоянии 120 м друг от друга. При размещении сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих
жидкостей под навесом должны предусматриваться стационарная установка
пожаротушения воздушно-механической пеной средней кратности с дистанционным
пуском и внутренний пожарный водопровод, обеспечивающий подачу в любую точку
помещения двух струй воды с расходом 5 л/с каждой. Для противопожарной зашиты сливоналивных железнодорожных эстакад
сжиженных углеводородных газов следует предусматривать водяные лафетные стволы. Согласно СНиП 2.11.03-93
(п. 8.8) на складах III категории с резервуарами объемом менее 5000 м3
допускается не устраивать противопожарный водопровод, а предусматривать подачу
воды на охлаждение и тушение пожара передвижной пожарной техникой из
противопожарных емкостей (резервуаров) или открытых искусственных или
естественных водоемов. В письме Жезказганского проектного института приведено описание
нефтесклада категории Шв (объем склада менее 2000 м3), поэтому
применительно к нему, в соответствии с требованиями российских нормативных
документов, требование защиты сливной железнодорожной эстакады автоматической
установкой пожаротушения является неправомерным. Вместе с тем следует отметить, что в Республике Казахстан действуют
свои нормативные документы (СНиП РК 3.02-15-2003, СН РК 2.02-11-2002), на
требования которых приводятся ссылки и которые нам неизвестны. (Журнал «Безопасность труда в промышленности», вып. 7/2006) |
|