|
Постановление Правительства РФ от 18
ноября 2006 г. № 696 "Об осуществлении контроля в
сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых
за счет средств федерального бюджета" Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Положение об
осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Председатель Правительства Российской Федерации М.
Фрадков Положение об осуществлении контроля в сфере
правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения,
выполняемых за счет средств федерального бюджета (утв. постановлением Правительства
РФ от 18 ноября 2006 г. № 696) I. Общие положения1. Настоящее Положение определяет
полномочия, функции и порядок деятельности по осуществлению контроля в сфере
правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств
федерального бюджета (далее – результаты научно-технической деятельности). Настоящее Положение не
распространяется на контроль в области результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и
двойного назначения, а также результатов научно-технической деятельности в
агропромышленном комплексе, животноводстве и растениеводстве. 2. Контроль в сфере правовой охраны
и использования результатов научно-технической деятельности осуществляется в
целях реализации государственной политики в области создания и использования
результатов научно-технической деятельности в гражданском обороте и обеспечения
защиты прав Российской Федерации, российских физических и юридических лиц на
созданные результаты научно-технической деятельности. 3. Контроль в сфере правовой охраны
и использования результатов научно-технической деятельности осуществляется
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам во взаимодействии с государственными заказчиками и академиями наук,
имеющими государственный статус. К осуществлению контроля в сфере
правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности
привлекаются представители государственных заказчиков и академий наук, имеющих
государственный статус, а также могут привлекаться и иные специалисты в
указанной сфере. 4. При осуществлении контроля
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и
науки Российской Федерации. 5. В соответствии с настоящим
Положением к числу контролируемых относятся: а) организации, распоряжающиеся
правами Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности; б) организации - исполнители
государственного контракта на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных
нужд; в) академии наук, имеющие
государственный статус, и федеральные государственные учреждения, выполняющие
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы для
федеральных государственных нужд, финансируемые за счет средств федерального
бюджета по смете доходов и расходов. 6. Объектом контроля является деятельность
организаций, указанных в пункте 5 настоящего Положения, в части, касающейся: а) обеспечения правовой охраны
результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств
федерального бюджета; б) распределения и закрепления прав
на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств
федерального бюджета; в) обеспечения прав и интересов
Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, созданные в
рамках государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных
нужд, а также по смете доходов и расходов; г) обеспечения учета результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
федеральных государственных нужд в рамках государственного учета результатов научно-технической
деятельности, а также в рамках внутреннего управленческого учета
организации-правообладателя и организации - исполнителя работ; д) организации использования прав на
результаты научно-технической деятельности. 7. При осуществлении контроля за
деятельностью организаций, указанных в пункте 5 настоящего Положения,
используются следующие показатели: а) наличие в государственном контракте
и иных договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для федеральных государственных нужд положений о распределении
прав на результаты научно-технической деятельности и обязанностей в отношении
прав интеллектуальной собственности; б) обеспечение правовой охраны
созданных охраноспособных результатов научно-технической деятельности; в) соответствие объема правовой
охраны результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд условиям контракта
на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд; г) исполнение условий
государственного контракта на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных
нужд в части распределения, закрепления и правовой охраны полученных
результатов научно-технической деятельности; д) исполнение условий
государственного контракта на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных
нужд в части использования полученных результатов научно-технической
деятельности; е) ведение государственного учета
результатов научно-технической деятельности, а также внутреннего
управленческого учета организации-правообладателя и организации-исполнителя; ж) использование результатов
научно-технической деятельности, в том числе объектов интеллектуальной собственности,
в собственном производстве организации-правообладателя либо в рамках
лицензионных договоров и договоров уступки прав. II. Организация осуществления контроля8. Контроль за деятельностью
организаций, указанных в пункте 5 настоящего Положения, в сфере правовой охраны
и использования результатов научно-технической деятельности, вовлекаемых в
гражданский оборот и созданных за счет средств федерального бюджета,
осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. План проведения проверок составляется
в соответствии с планом работ Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам. Основанием для проведения проверки
является приказ руководителя Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам. Включение организаций в план
проведения проверок производится с учетом данных, содержащихся в едином реестре
результатов научно-технической деятельности (далее - реестр) и государственных реестрах
объектов интеллектуальной собственности Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам. Выписка из указанного плана,
уведомляющая о проведении проверки, направляется соответствующему федеральному
органу исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого находится
проверяемая организация, не менее чем за 30 дней до даты проведения проверки. Продолжительность проверки,
осуществляемой непосредственно в контролируемой организации, не должна
превышать 2 недели. В исключительных случаях, связанных со значительным объемом
работ, на основании мотивированного предложения должностного лица,
осуществляющего руководство проведением проверки, руководителем Федеральной
службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам может быть
продлен срок проведения проверки не более чем на 2 недели. Плановая проверка в
отношении одной контролируемой организации может быть осуществлена не более чем
1 раз в 2 года. 9. Плановая проверка включает
осуществление комплекса работ в соответствии с утвержденными приказом вопросами
проверки, контрольными показателями и ее программой, которая утверждается
руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам и которой устанавливается вид (способ) проверки, этапы ее осуществления
и содержание. Внеплановая проверка осуществляется
с целью контроля исполнения предписаний Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам об устранении выявленных нарушений и
в иных случаях, установленных федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации. На основании приказа об
осуществлении проверки в адрес проверяемой организации направляется уведомление
о предстоящем осуществлении проверки с указанием вопросов проверки и сроков ее
осуществления, а также программа проверки. 10. Исходными данными для
осуществления контроля за использованием результатов научно-технической
деятельности в гражданском обороте являются следующие сведения: а) заключенные государственные контракты
(договоры) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ
для федеральных государственных нужд, стоимость работ по полученным результатам
научно-технической деятельности и распределение прав на них, условия и порядок
использования прав на эти результаты в целях обеспечения федеральных
государственных нужд и в гражданском обороте, а также иные договоры на
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ для федеральных государственных нужд, финансирование которых
осуществляется по сметам доходов и расходов; б) факт учета созданных результатов
научно-технической деятельности в базе данных заказчиков; в) факт регистрации учтенных в базах
данных заказчиков результатов научно-технической деятельности и прав на них в
реестре; г) использование прав на результаты
научно-технической деятельности, в том числе стоимостная оценка этих прав и
включение их в имущественный комплекс организаций; д) использование в ходе выполнения
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
федеральных государственных нужд ранее полученных результатов
научно-технической деятельности и права на них; е) лицензионные договоры на
использование результатов научно-технической деятельности в Российской
Федерации и за рубежом. 11. В целях получения исходных
данных для осуществления контроля в сфере правовой охраны и использования
результатов научно-технической деятельности Федеральная служба по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам имеет право: а) использовать данные
государственных реестров объектов интеллектуальной собственности Федеральной
службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; б) требовать от организаций,
указанных в пункте 5 настоящего Положения, предоставления сведений, указанных в
пункте 12 настоящего Положения; в) использовать данные реестра и баз
данных заказчиков научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ для федеральных государственных нужд. 12. Проверке при осуществлении
контроля подлежат следующие документы: а) государственные контракты, в том
числе прилагаемая документация (например, техническое задание, соглашение о
правах на результаты научно-технической деятельности, соглашение об
использовании полученных результатов и др.); б) материалы заявок на выдачу
патентов, свидетельств; в) официально опубликованные заявки
и патенты (описания к патентам); г) отчеты о проведении патентных
исследований; д) отчеты о
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работах для федеральных
государственных нужд; е) лицензионные договоры; ж) договоры уступки прав; з) договоры о международном
научно-техническом сотрудничестве; и) инвентаризационные описи,
ведомости и акты инвентаризации; к) акты использования; л) акты сдачи-приемки; м) документы бухгалтерского учета; н) формы статистического наблюдения; о) документы, свидетельствующие об
отнесении информации о проверяемых результатах научно-технической деятельности
к коммерческой тайне; п) отчеты или акты об оценке
стоимости прав на проверяемые результаты научно-технической деятельности, на
объекты интеллектуальной собственности или секреты производства (ноу-хау) и др. 13. Организации, указанные в пункте
5 настоящего Положения, обязаны предоставлять документы, указанные в пункте 12
настоящего Положения, по запросам Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам при осуществлении ею контроля. Федеральная служба по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет
контроль в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации о
государственной тайне и о коммерческой тайне. III. Результаты проверки14. Федеральная служба по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по итогам проверки
составляет акт о ее результатах. В акте в случае выявленных нарушений
указываются: а) нарушения нормативных правовых
актов; б) нарушения положений заключенных
государственных контрактов и иных договоров; в) факты нарушения прав Российской
Федерации, российских юридических и физических лиц при закреплении и
распределении прав на результаты научно-технической деятельности и др. 15. Для устранения выявленных
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам отклонений и нарушений в адрес проверяемой организации направляется
соответствующее предписание, а также может быть направлено уведомление о
выявленном нарушении, отклонении в деятельности проверяемой организации соответствующему
федеральному органу исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого
находится проверяемая организация. 16. В случае невыполнения
предписаний Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам в установленные сроки проверяемые организации и их должностные
лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации. |
|