|
Письмо
Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ от
23 марта 2006 г. N 01-12/74 В
соответствии с обращением Федерального агентства по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству N СК-699/02 от 03.03.2006 направляется заключение
по вопросу о правопреемстве Федерального агентства по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроя) по выполнению функций в сфере
ценообразования и сметного регулирования в строительстве и промышленности
строительных материалов. Приложение:
5 л. Первый
заместитель директора Ю.А.
Тихомиров Заключение В
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации поступил запрос Росстроя, в котором поставлены следующие
вопросы: 1)
подлежат ли обязательной государственной регистрации в Минюсте России
информационно-справочные и методические материалы по вопросам ценообразования и
сметного нормирования в строительстве; 2)
вправе ли Росстрой непосредственно и через подведомственные организации
выполнять функции по совершенствованию экономических условий создания рыночной
инфраструктуры в строительстве и промышленности строительных материалов в связи
с преобразованием Госстроя России в Росстрой. На
поставленные вопросы сообщаем следующее. В
соответствии с п. 15 Указа Президента Российской Федерации "О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 N 314
(в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649, с изм., внесенными Указом
Президента РФ от 15.03.2005 N 295) Государственный комитет Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу был преобразован в
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
(Росстрой). Указом Президента РФ от 01.12.2004 N
1487 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству передано в ведение Министерства регионального развития Российской
Федерации (Минрегион России). Федеральное
агентство, являясь федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с
п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе
и структуре федеральных органов исполнительной власти" в пределах своей
компетенции вправе издавать индивидуальные правовые акты. В
письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.06.2005 N
3357-ВГ/50 сообщается, что Росстрой вправе давать разъяснения по частным
вопросам в сфере строительства, обеспечения соответствия отраслевых сметных
нормативов и территориальных норм, вводимых в действие органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, государственным элементным сметным
нормам и действующей методологии сметного нормирования, осуществления
государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной
документации, ценообразования и сметного нормирования, сметных нормативов и
индексов, имеющих ограниченную область применения, а также проводить
информационно-разъяснительную работу по вопросам применения действующих
методических документов в сфере ценообразования в строительстве путем издания
индивидуальных правовых актов, не содержащих правовых норм и не требующих
государственной регистрации в Минюсте России, а также соответствующих
рекомендательных писем. Таким
образом, Росстрой, осуществляя непосредственно и через подведомственные
организации установленные функции, вправе в пределах своей компетенции издавать
индивидуальные правовые акты, не подлежащие государственной регистрации в
Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе в соответствии с п. 6.1
Положения о Росстрое, давать разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере
деятельности Агентства, - строительства, ценообразования и сметного
нормирования, сметных нормативов и индексов, имеющих ограниченную область
применения, а также проводить информационно-разъяснительную работу по вопросам
применения действующих методических документов в сфере ценообразования в
строительстве, в том числе путем выпуска информационно-справочных и
методических документов. 2.
Что касается вопроса о праве Росстроя выполнять функции по совершенствованию
экономических условий создания рыночной инфраструктуры в строительстве и
промышленности строительных материалов в связи с преобразованием Госстроя
России в Росстрой, необходимо пояснить следующее. Согласно
Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указов
Президента РФ от 20.05.2004 N 649, от 14.11.2005 N 1319, от 23.12.2005 N 1522,
с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15.03.2005 N 295) в систему
федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные агентства. Этим же Указом Госстрой России был
преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству (Росстрой). Федеральное
агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в
установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по
управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за
исключением функций по контролю и надзору. Под функциями по оказанию государственных
услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти
непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные
учреждения либо иные организации услуг гражданам и организациям в области
образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и в других областях,
установленных федеральными законами. Непосредственно
в Положении о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
16.04.2004 N
286 функции в сфере сметного ценообразования в строительстве не
предусмотрены. Однако в соответствии с п. 5.14. указанного Положения Росстрой
"осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и
оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие
функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации". В
процессе преобразования системы и структуры федеральных органов исполнительной
власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314
функции Госстроя России были распределены следующим образом: функции по
принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы
Минрегиону России, функции по контролю и надзору - Ростехнадзору. Остальные
функции Госстроя России сохранены за Федеральным агентством по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроем). В
соответствии с подпунктом а) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от
09.03.2004 N 314 под функциями по принятию нормативных правовых актов
(нормативно правовому регулированию) понимается лишь издание на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,
федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной
власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими
лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг
лиц. В
соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.06.2004 N
286, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
реализации государственной политики в сфере строительства как непосредственно,
так и через подведомственные организации, является Росстрой. В
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N
286 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.08.2004 N 418, от
26.01.2005 N 40, от 19.03.2005 N 141) в ведении Федерального агентства по
строительству и жилищно-коммунальному хозяйству находятся организации,
находившиеся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу, за исключением организаций,
осуществляющих деятельность по ведению градостроительного кадастра,
техническому учету и инвентаризации объектов капитального строительства. В
настоящее время в ведении Росстроя находится федеральное государственное
учреждение "Федеральный центр ценообразования в строительстве и
промышленности строительных материалов", основной уставной деятельностью
которого является непосредственное оказание государственных услуг юридическим
лицам и гражданам в сфере ценообразования и сметного нормирования в
строительстве и реализация единой ценовой политики в сфере
инвестиционно-строительной деятельности. Функция
по совершенствованию экономических условий создания рыночной инфраструктуры в
строительстве по своему характеру и объему представляется исключительно широкой
и может выражаться как в нормотворческой, так и в правоприменительной
деятельности, в том числе, в совершенствовании методов сметного
ценообразования, подготовке и выпуске методической и справочной документации по
вопросам ценообразования в строительстве, сборников элементных и стоимостных
показателей расхода материально-технических ресурсов, используемых в
строительстве (ГЭСН-2001, ФЕР-2001 и др.), индексов изменения стоимости
строительно-монтажных работ, выпуску разъяснений и рекомендаций по вопросам
учета отдельных видов затрат, характерных для инвестиционно-строительного
процесса. Указанные полномочия, ранее выполняемые Госстроем России в
соответствии с п.п. 6.48 и 6.49 Положения о Госкомитете, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 года N
1289, в части правоприменительной деятельности относятся к компетенции
Росстроя и могут осуществляться в рамках реализации государственной политики в
сфере строительства через специализированное подведомственное федеральное
государственное учреждение "Федеральный центр ценообразования в
строительстве и промышленности строительных материалов". |
|