|
Научно-исследовательский институт транспортного строительства Государственный дорожный научно-исследовательский институт Согласована
Министерством ВРЕМЕННАЯ
ИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА "ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НА
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ" В ПРОЕКТАХ ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
(ОВОСтрансстрой) Москва 1994 Настоящая Временная инструкция разработана в Научно-исследовательском институте транспортного строительства (АО ЦНИИС) совместно с Государственным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии). Авторы Временной инструкции: академик академии транспорта А.А. Цернант, канд. техн. наук А.И. Песов (АО ЦНИИС), д-р техн. наук И.Е. Евгеньев (Союздорнии). В разработке Временной инструкции принимала участие зав. ЦНИЭЛ "Трансстройэкологии" И.А. Оськина (АО ЦНИИС) При разработке Временной инструкции учтены замечания и предложения Ленгипротранса, Мосгипротранса и Союздорпроекта. Временная инструкция согласована Министерством охраны окружающей среды ж природных ресурсов Российской Федерации и рекомендована в качестве нормативного документа (свода правил) для использования проектными организациями при разработке ТЭО и проектов строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог. Введение Железная или автомобильная дорога, как комплекс функционально связанных инженерных сооружений и объектов, обеспечивающих перевозочный процесс, является конечным товарным продуктом транспортного строительства. Строительство дороги всегда сопряжено с преобразованием ландшафта и изменением окружающей природной среды. Задача заключается в том, чтобы найти и реализовать такие
технические и организационно-технологические решения при строительстве
транспортных объектов, которые обеспечат не только минимальные затраты
природных ресурсов и предотвратят нарушения экологического равновесия, но и при
определенных условиях позволят достичь улучшения в целом экологической
обстановки в регионе строительства. Для реализации поставленной задачи АО ЦНИИС
совместно с Союздорнии разработали настоящую инструкция по оценке воздействий
на окружающую среду строительства транспортных объектов (ОВОСтрансстрой),
являющуюся основным документом по экологическому обоснованию строительства
(реконструкции) железных и автомобильных дорог и их технического
перевооружения.1 1 Термины и определения к
данной инструкции приведены в приложении 1. Положения Инструкции основаны на законодательных актах и нормативных документах Российской Федерации в области охраны природы, перечень которых приведен в приложениях 2, 3. Наряду с этим при разработке ОВОСтрансстрой были использованы ведомственные методические указания и нормативные документы, решения 2-й и 8-й конференции представителей охран - членов содружества независимых государств по "Оценке воздействия на окружающую среду" и опыт работ АО ЦНИИС и Союздорнии по проведению ОВОС к проектам железных и автомобильных дорог. Методологическую основу инструктивных положений в работе составляет экосистемная концепция оптимального управления природопользованием при строительстве (реконструкции) и эксплуатации транспортных природно-технических систем. Цели управления рассматривались на федеральном, муниципальном (региональном) и локальном (объектном) уровнях. При этом учитывались требования обеспечения экологической, социальной и технической (функциональной) безопасности на всех стадиях жизненного цикла объекта (сооружения), включая стадию реконструкции или ликвидации после выработки ресурса. Содержание 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯНазначение и область применения Инструкции 1.1. Инструкция содержит указания по составлению экологического обоснования строительства (реконструкции) объекта на предпроектных и проектных стадиях (ОВОСтрансстрой). Она предназначена для применения при проектировании железных и автомобильных дорог. Инструкция регламентирует порядок разработки раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" объектов транспортного строительства (ОВОСтрансстрой), а также может быть использована при разработке других видов пред инвестиционной документации (генеральных схем развития сетей дорог, технико-экономических докладов и т.п.). Кроме проектных организаций, Инструкция предназначена для заказчиков, обеспечивающих гарантию предотвращения отрицательных экологических последствий в результате реализации проекта; специализированных организаций, привлекаемых к работе по составлению ОВОСтрансстроя; ведомственной экспертизы проектов и смет; общественных организаций и населения при обсуждении проектных решений; государственных органов управления (власти) и природоохранной экспертизы, принимающих решение по реализации проектов. 1.2. В настоящей Инструкции унифицированы требования к экологическому обоснованию строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог с учётом необходимой сбалансированности экологических и социально-экономических интересов развития рассматриваемого региона страны. При этом предусматривается: - внедрение в практику разработки ТЭО и проекта изучения взаимосвязей предлагаемых решений с особенностями экологических условий и социально-экономической инфраструктуры, сложившихся в районах проектируемых железных и автомобильных дорог; - снижение негативных воздействий на окружающую среду и предотвращение ее деградации в районах строительства новых и реконструкции действующих железных и автомобильных дорог; - обеспечение эколого-экономической сбалансированности будущих объектов транспортного строительства с учётом изменений экологических условий при функционировании объектов других отраслей восстановление нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем; - создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения в районе размещения и эксплуатации объектов транспортного строительства; - разработка мероприятий по снижению или предотвращению отрицательных экологических последствий строительства и эксплуатации железных и автомобильных дорог (системы привентивных экологических и социальных компенсаций). Железные и автомобильные дороги как источники воздействий на экосистемы 1.3. Железнодорожный и автомобильный транспорт дает существенный социально-экономический эффект в региональном масштабе, однако в узколокализованных зонах может вызывать нарушение естественного равновесия в природных или природно-технических системах. 1.4. Воздействия железных и автомобильных дорог на окружающую среду возможно разделить на три группы: - транспортное загрязнение (выбросы продуктов сгорания топлива и другие виды загрязнения пути и придорожной полосы, механические, физические воздействия транспортных средств); - изменение ландшафта вследствие введения в него линейного транспортного сооружения (расчленение, изменение рельефа, влияние на гидрологию, микроклимат и т.п.); - технологические воздействия (загрязнение машинами, временное изъятие территорий). Особенности оценки воздействий на окружающую среду в транспортном строительстве (ОВОСтрансстрой) 1.5. С целью обоснования и принятия инженерных решений, обеспечивающих рациональное, экологически безопасное природопользование, оценка воздействия на окружающую среду строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог рассматривается на всех этапах - до начала строительства, во время строительства и после его окончания из условия минимизации ущерба природной среде и социально-экологической напряженности в рассматриваемом регионе с прогнозированием изменения состояния окружающей среды вследствие хозяйственной деятельности. 1.6. Разработка ОВОСтрансстроя должна производиться на стадии ТЭО с использованием материалов, полученных ранее на предпроектных стадиях. Повторной разработки ОВОС на стадии проекта не требуется. При одностадийном проектировании (без разработки ТЭО) ОВОС выполняется на стадии проекта. В том случае, когда на стадии рабочего проекта (при двухстадийном проектировании) принятые в ТЭО проектные решения изменены или устарели и существенно отличаются по воздействиям на окружающую среду, ОВОС выполняется повторно. 1.7. В результате проведения ОВОСтрансстроя выполняются проектные решения, осуществление которых возможно, если они удовлетворяют следующим условиям: - не представляют угрозы для здоровья человека при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах воздействия с учётом отдаленных последствий; - не приведут к необратимым или кризисным явлениям в окружающей среде в период строительства и эксплуатации дорог, а также в случаях их ликвидации; - не смогут вызвать (с заданной надежностью) катастрофических последствий в случае технического отказа каких-либо элементов сооружения. При невозможности выполнения какого-либо из приведенных требований должны быть рассмотрены варианты компенсации негативных явлений. 1.8. При разработке раздела ОВОСтрансстроя должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по оперативному экологическому контролю и управлению в процессе строительства и эксплуатации дорог (мониторинг). 1.9. При оценке воздействия на окружающую среду объектов транспортного строительства следует руководствоваться следующими основными принципами: - рассмотрение во взаимосвязи технических, технологических, экологических, социальных и экономических показателей; - вариантность проектных решений и сравнение их по экологическим показателям; - учёт состояния конкретных экосистем и их устойчивости к прогнозируемым воздействиям объектов транспортного строительства в зависимости от местных условий; - учёт в проектных решениях строительства региональных особенностей - перспектив социально-экономического развития региона, где предполагается новое строительство или реконструкция существующих транспортных объектов, состояния здоровья населения, исторических, культурных, этнических и других интересов района. 1.10. ОВОСтрансстрой является самостоятельным этапом в системе подготовки решений о развитии хозяйственной деятельности, делается до принятия проектных решений, входит в состав проектно-сметной документации и оформляется в отдельный документ. Раздел "Охрана окружающей среды", выполняемый в соответствии со СНиП 1.02.01-85, содержит проектные решения по комплексу конкретных мероприятий, обеспечивающих выполнение положений ОВОС по экологической безопасности. 1.11. По мере утверждения законодательных актов нормативных документов и научных разработок по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) в Инструкцию будут вноситься соответствующие дополнений и изменения. Ответственность участников проведения ОВОСтрансстроя1 1 В данном разделе изложены
требования применительно к полному составу проектной документации, применяемой
в транспортном строительстве. 1.12. Ответственность за организацию и проведение ОВОСтрансстроя возлагается на заказчика ТЭО (рабочего проекта), который вместе с заданием на разработку ТЭО или проекта передает разработчику имеющуюся в его распоряжении информацию о состоянии окружающей среды и возможных экологических последствиях эксплуатации объекта строительства (по аналогии действующих объектов), собранную службами отраслевого мониторинга. 1.13. Заказчик обеспечивает финансирование ОВОС, включая проведение сбора информации, экологических изысканий и научных исследований. Средства на финансирование ОВОС заказчиком предусматриваются дополнительно к смете расходов на разработку ТЭО и проекта строительства. 1.14. При необходимости доработки проекта, вызванной результатами обсуждения или рассмотрения его экспертизой, заказчик предусматривает дополнительное финансирование для соответствующих дополнений и изменений ОВОСтрансстрой. 1.15. Заказчик обеспечивает организацию необходимых контактов с органами власти, управления и контроля, а также общественных слушаний в ходе проектирования. 1.16. Заказчик при участии генерального проектировщика осуществляет согласование с местными территориальными государственными органами мест размещения объектов проектирования и оформление разрешения на природопользование1. Одновременно в обязанность заказчика входит оформление отвода земель под временные поселки строителей, технологические площадки, места вывоза в отвал строительных отходов, временного складирования грунта и других площадок, необходимых для реализации проекта. Заказчик по требованию разработчика согласовывает с владельцами существующих хозяйственных систем возможность подключения к ним проектируемых коммуникаций (водопровода, канализации, теплофикации и др.). 1 Перечень государственных
органов, участвующих в определении условий природопользования, форма их
согласования и разрешения приведены в приложениях 4,
5. 1.17. Заказчик представляет результаты проведения ОВОСтрансстроя в составе предпроектной и проектной документации на государственную экологическую экспертизу. 1.18. Разработку ОВОСтрансстроя и оформление ее материалов осуществляет генеральный проектировщик, привлекая, при необходимости, для выполнения этой работы специализированные научно-исследовательские организации. При этом, генеральный проектировщик несет перед заказчиком и контролирующими органами ответственность за полноту, качество ОВОС и достоверность используемой при ее проведении информации, а также за соблюдение обусловленных настоящей Инструкцией требований ОВОСтрансстроя. 1.19. Генеральный проектировщик несет ответственность за своевременность предоставления привлекаемым организациям исходных данных для проведения ОВОСтрансстроя и отвечает за их достоверность и качество. Состав ОВОСтрансстроя 1.20. Первый этап. Выполняют до начала проектирования одновременно с разработкой концепции (экономического обоснования) строительства железной или автомобильной дороги или на других предпроектных стадиях. На этом этапе проводится предварительное размещение и согласование трассы (площадки), анализируются природные особенности, производится экологическая оценка состояния природной среды в районе предполагаемого строительства, определяется потребность в природных ресурсах и энергии, рассматривается возможность альтернативных решений (вариантов трассы, площадок). На этой стадии на основе разработанных материалов заказчиком составляется "Уведомление (или Декларация) о намерениях", в которой содержится информация о предполагаемом строительстве (реконструкции). "Уведомление" передается в местные органы государственной экологической экспертизы для согласования условий природопользования и оформления разрешения на проведение изысканий и проектирования.1 1 Рекомендуемая форма
"Уведомления" приведена в приложении 6. 1.21. Второй этап. На стадии ТЭО (или рабочего проекта) выявляются все возможные воздействия объекта на окружающую природную среду с учётом местных природных условий как на стадии строительства, так и после его завершения. По каждому из выделенных направлений (см. п. 1.4) выявляются источники воздействий и воспринимающие эти воздействия объекты - элементы окружающей природной и социально-экономической среды. На основе результатов анализа и интеграции оценок проводится прогнозирование изменений в природной среде после строительства и эксплуатации объекта. Критерием таких изменений являются установленные санитарные нормы, а при их отсутствии - необратимость негативных для геобиоценоза процессов. Устанавливаются границы санитарно-защитной зоны, в пределах которой возможные воздействия на все компоненты природной среды на всех стадиях жизненного цикла транспортных коммуникаций (объектов) могут превышать нормативно установленные пределы. 1.22. Третий этап. На основании анализа комплексного взаимодействия сооружения со средой окончательно определяются экологические последствия, вызываемые строительством объекта и его эксплуатацией после строительства, которые завершаются общественным слушанием - "Заявлением с воздействии на окружающую среду" (ЗВОС). Разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение отрицательных экологических изменений в окружающей природной среде и сокращение загрязнений. Условия природопользования согласовываются с местными органами охраны природы. 1.23. Четвертый этап. Осуществляется корректировка проекта с учётом согласованных условий природопользования и замечаний согласующих и общественных организаций, с подготовкой "Заявления об экологических последствиях" (ЗЭП), которое согласовывается с органами Минприроды РФ.1 После рассмотрения и согласования материалов ОВОС органы государственной экологической экспертизы выдают заказчику "Разрешение на природопользование". 1 Рекомендуемая структура
отчёта ОВОСтрансстроя (ЗЭП) приведена в приложении 7. 1.24. ОВОСтрансстрой должен проводиться в полном объёме для следующих объектов: - железнодорожных магистральных линий (скоростных, особогрузонапряженных и I-IY категорий); - магистральных и скоростных автомобильных дорог I и II технических категорий, а для дорог III категории - в местах прохождения трассы через селитебные и особо охраняемые территории. Для остальных объектов объём ОВОС может быть сокращен заказчиком совместно с проектной организацией по согласованию с местными органами Минприроды РФ. 2. РАЗРАБОТКА ОВОСТРАНССТРОЯ НА ПРЕДПРОЕКТНОЙ СТАДИИ (КОНЦЕПЦИЯ, ТЭС, ТЭД и др. - 1 этап)Задачи и содержание ОВОСтрансстроя на предпроектной стадии 2.1. Разработку ОВОСтрансстроя следует начинать одновременно с разработкой концепции (ТЭС, ТЭД, ЭО) строительства железной или автомобильной дороги. На первом этане решаются следующие задачи: - определение места размещения трассы (объекта), рассмотрение альтернативных решений (вариантов) с учётом состояния окружающей среды; - предварительное выявление дополнительной техногенной нагрузки на окружающую среду в районе предполагаемого строительства (реконструкции); - определение масштабов вовлечения в переработку природных ресурсов и энергии; - предварительное установление экологических ограничений по эксплуатации объекта. 2.2. Основой разработки концепции о намечаемой деятельности является рассмотрение альтернативных решений и предложений по размещению производственных сил, определение возможных их воздействий на окружающую среду и учёт экологической обстановки в районе предполагаемого строительства (реконструкции). 2.3. На первом этапе ОВОСтрансстрой определяются основные технические и технологические показатели с учётом динамики фактической экологической обстановки в районе. Оцениваются альтернативные источники ресурсов и энергии, отходы строительства и возможность их использования, обеспечение экологической безопасности и ликвидация последствий создания дороги или объекта. Проводится патентный поиск и обобщение опыта намечаемой деятельности и выявляются прогрессивные конструкции и технологические процессы с учётом возможных изменений их технико-экономических показателей, цен на ресурсы и платежей за загрязнение окружающей природной среды. Предварительное изучение состояния окружающей среды 2.4. Изучение состояния окружающей среды осуществляется с целью экологического обоснования планируемой деятельности на предпроектной стадии. Необходимую информацию для предварительного изучения получают из справочной литературы, фондовых материалов и данных рекогносцировочных обследований. 2.5. Состояние окружающей среды определяется путем предварительного изучения природных условий района (климата, геологии, гидрологии, почвы, растительности и животного мира) и показателей природной среды (атмосферы, водной среды, почвы, недр, флоры и фауны). Наряду с этим на предпроектной стадии рассматриваются основные показатели социальной среды в районе предполагаемой деятельности (численность и размещение населения, хозяйственное использование территории, санитарно-эпидемиологическое состояние, наличие памятников архитектуры, истории, культуры и др.). 2.6. На основании предварительного изучения состояния окружающей среды осуществляется выбор вариантов трассы (места размещения объекта). К экологическому обоснованию прикладывается ситуационный план с указанием возможных границ воздействия строительства и эксплуатации. План должен содержать границы промышленных, селитебных территорий, сельхозугодий, зон рекреационного использования земель, особенно охраняемых территорий, и зон ограниченного использования в привязке к предполагаемым объектам транспортного строительства. 2.7. Материалы предпроектной стадии имеют предварительный характер и при разработке ОВОС в полном объёме (см. п. 1.24.) должны уточняться на последующих этапах. Обоснование целесообразности строительства 2.8. Для обоснования целесообразности строительства представляются следующие материалы: - данные о местоположении и размерах территорий, изымаемых во временное и постоянное пользование. Сведения об окружающей природной и социальной средах; - возможные воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; - предварительная оценка изменений окружающей природной среды в результате намечаемой деятельности; - обоснование места размещения объекта транспортного строительства с учётом вариантности; - рекомендации к последующей стадии разработки проекта. 2.9. По результатам обоснования целесообразности строительства заказчиком готовится "Уведомление о намерениях". Содержание "Уведомления о намерениях" 2.10. "Уведомление о намерениях" содержит (см. приложение 6): - намерения заказчика по характеру планируемой деятельности; - обоснование социально-экономической необходимости намечаемой деятельности; - потребность в ресурсах при строительстве и эксплуатации объекта; - виды, объёмы, источник получения сырья, топлива и энергии; - транспортное обеспечение; - возможное влияние намечаемой деятельности на окружающую природную среду; - источники финансирования намечаемой деятельности; - сроки намечаемого строительства. 2.11. Местные органы управления после согласования "Уведомления о намерениях" органами экологической экспертизы выдают разрешение на изыскания и проектирование. Наряду с этим организация, готовящая решение, ставит заказчика в известность о своих требованиях и предложениях по реализации планируемой деятельности для учета их в проектной документации ("Условия природопользования").1 2.12. В случаях, когда планируемая деятельность проектируемого объекта не требует разработки ОВОС в полном составе и не входит в перечень экологически опасных видов хозяйственной деятельности1, "Уведомление о намерениях" представляется заказчиком в государственные органы на стадии ТЭО (рабочего проекта). 1 См. "Временная инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных материалах". М. Общество "Знание" РФ, 1992. 3. РАЗРАБОТКА ОВОСТРАНССТРОЯ НА СТАДИИ ТЭОАнализ состояния окружающей среды, обоснование проекта, виды воздействия и мероприятия по их снижению (2 этап) 3.1. Анализ состояния окружающей среды. Для определения воздействий на окружающую среду планируемых объектов транспортного строительства должны быть изучены на месте строительства существующие природные условия и установлены основные их особенности. Наряду с этим определяется связь между ними и характер воздействия на них антропогенных факторов. 3.2. Характерные природные условия в районе строительства объекта устанавливаются на основании изучения геологических и инженерно-геологических, гидрогеологических, геоморфологических, гидрологических, климатических, почвенных и биологических факторов и одновременного анализа земельных ресурсов. Изучение этих факторов проводится на основании публикаций и фондовых материалов, а также в процессе инженерно-геологических и экологических изысканий, в том числе с использованием современных видов аэрокосмического зондирования (космических съёмок, многозональных и спектрозональных аэросъёмок и др.). 3.3. На основании анализа природных условий в районе строительства осуществляется типологическое районирование территории по природным условиям. Для сложных и малоизученных районов выполняется комплексное геоэкологическое картирование путем составления специализированного ландшафтно-экологического атласа. Карты, входящие в этот атлас, составляются на топографической основе с нанесением административного деления территории и объекта планируемой деятельности. 3.4. Карты типологического районирования составляются следующих видов: - инженерно-геологические, гидрогеологические, геоморфологические, землеустроительные, почвенные, климатические, гидрометеорологические, мерзлотные, растительного и животного мира. Конкретно состав карт определяется в зависимости от местных условий и объёма предполагаемой деятельности, исходя из условия обеспечения достаточной полноты информации об экологической ситуации, а также возможности оценки устойчивости экосистемы в районе планируемой деятельности. 3.5. На каждую группу картируемых показателей могут составляться поэлементные карты, обусловленные спецификой условий и планируемой деятельности. 3.6. Для изучения изменений окружающей среды, их интенсивности и направленности на основании выявленной антропогенной нагрузки и типологического районирования территории, составляется карта интегральной оценки воздействий на окружающую среду.1 1 Состав исходной информации
и экологического обоснования приведен в приложении
8. 3.7. Состояние окружающей среды оценивается путем сравнения фонового значения содержания загрязняющих веществ в районе предполагаемой деятельности с параметрами состояния среды, не затронутой антропогенным воздействием, и государственными стандартами и нормами предельно допустимых концентраций (ПДК). 3.8. Фоновые значения содержания загрязняющих веществ в природных компонентах предоставляются заказчиком по данным территориальных гидрометеорологических служб. В случае, когда показатели качества среды не нормируются, степень отрицательного воздействия антропогенных нагрузок на окружающую среду устанавливается методами аналогий и экспертных оценок. Основным критерием допустимости антропогенных нагрузок является гарантированное отсутствие необратимых изменений природных компонентов. 3.9. Определение источников воздействия на окружающую среду. При анализе воздействия планируемой деятельности на окружающую среду по видам источников следует рассматривать движение транспортных средств (автотранспорт, тепловозы и др.), изменение ландшафта в результате прокладки дороги и технологические воздействия в процессе строительства. 3.10. В качестве источников загрязнений кроме транспортных средств следует рассматривать отдельные объекты и предприятия (подстанция, котельная и др.), связанные технологически с транспортным процессом (автозаправочные станции, котельные для обслуживания основного производства и др.), предприятия, чья деятельность связана со строительством планируемого транспортного объекта (мехколонна, СМП и др.) и самого процесса строительства (отсыпка земляного полотна, балластировка пути, строительство искусственных сооружений и др.). При оценке источников воздействий, связанных непосредственно с процессом строительства, должны рассматриваться и учитываться источники воздействий других видов производств, расположенных в зоне возможного суммирования воздействий. 3.11. При этом для действующих предприятий отрасли, разработка ОВОСтрансстроя должна выполняться с использованием информации, содержащейся в экологическом паспорте предприятия, согласованной соответствующими службами Минприроды РФ. При проектировании новых предприятий транспортного комплекса необходимо разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов в окружающую природную среду (ПДВ, ПДС). В связи с этим в задании на ТЭО (рабочий проект) должна быть указана необходимость в разработке приведенных нормативов с соответствующим финансированием этих работ. 3.12. Состав видов воздействий и показателей окружающей среды, которые они изменяют, определяются в каждом конкретном случае в зависимости от местных условий (см. приложения 9, 10). 3.13. При анализе источников следует учитывать их пространственное положение - казенное, подземное, воздушное, водное и подводное, а также их формы - линейные; (автомобильные и железные дороги, ЛЭП и др.), точечные (трубы котельных, вентиляционные устройства и др.) и площадные (пруды - отстойники, водохранилища и др.). 3.14. Выявленные источники воздействия наносятся на топооснову с учётом масштабов и их интенсивности и подразделяются на действующие, проектируемые и ликвидируемые. 3.15. Виды воздействия классифицируются на вносимые в окружающую среду и изымаемые. К вносимым воздействиям по фазовому состоянию относятся вещества твердого, жидкого и газообразного вида, а по составу - химические и биологические вещества, радиация, высокие частоты и др. К изымаемым воздействиям относятся земли, леса, водные ресурсы, недра, атмосферный воздух и т.д. Кроме того, встречаются специфические виды воздействия - различные излучения, шум и отходы. 3.16. При проведении ОВОСтрансстроя необходимо осуществить выбор значимых воздействий. Основными критериями значимости являются условия соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) и ПДС. 3.17. Состав существенных воздействий определяется методом поиска, при этом устанавливаются следующие показатели: - состав видов воздействия; - состав объектов воздействия; - величина (интенсивность) воздействия; - географический (территориальный) охват; - динамика изменения во времени; - вероятность и условия возникновения. Процесс поиска включает соответствующую обработку данных общих проектных и специальных экологических изысканий, анализ информации об экологических последствиях в процессе эксплуатации, анализ последующей экологической ситуации. 3.18. Для интегральной оценки воздействий, как правило, следует использовать метод "экологической матрицы", позволяющий привести дифференцированные качественные показатели к общей количественной оценке (приложение 9). В матрицах фиксируются источники и объекты воздействия. На пересечении граф отмечают наличие воздействия, либо оценивают его в баллах с учётом интенсивности (силы), распространения по территории и временной характеристики. Суммы оценок позволяют сравнивать варианты приложения трассы, организационные и конструктивно-технологические решения. 3.19. Определение источников воздействия на окружающую среду должно осуществляться после или одновременно с разработкой проекта организации строительства (ПОС). 3.20. Состав объектов, воспринимающих воздействия. При проведении ОВОСтрансстроя должны быть определены объекты окружающей среды, воспринимающие воздействия от планируемой деятельности как на стадии строительства, так и после его завершения в условиях эксплуатации. 3.21. Объекты, воспринимающие воздействия, рассматриваются как в пределах полосы отвода, так и за ее пределами, в зоне возможного превышения допустимого уровня воздействий, где могут возникать необратимые изменения природных систем. 3.22. Определение границ воздействий осуществляется на основании материалов инженерно-экономических и экологических изысканий. В пределах этих границ по протяженности трассы должны быть выделены природно-территориальные комплексы (ПТК) с однородными инженерно-геологическими условиями, биоландшафтными признаками и хозяйственным землепользованием. Границы ПТК наносят на планах положения трассы. 3.23. Полоса, в пределах которой загрязнения и физические воздействия могут с определенной надежностью превзойти установленные санитарные нормы, относится к санитарно-защитной зоне дороги. Её ширина в зависимости от интенсивности движения автомобильного транспорта (при отсутствии препятствий загрязнению) приведена в приложении 10, а для железной дороги должна приниматься шириной 100 м (в каждую сторону). При реконструкции железной дороги в условиях сложившейся застройки территории размер санитарно-защитной зоны может быть принят менее 100 м при условии обеспечения нормативных требований по шуму на прилегающей территории, в жилых и общественных зданиях. 3.24. Объекты воздействий рассматриваются по компонентам окружающей среды: атмосферный воздух, водные объекты, литосфера (включая почву), растительный и животный мир, эстетические показатели ландшафта, землепользование, исторические, архитектурные и природные памятники и социальные условия местного населения. Конкретный состав объектов воздействия в каждой из выделенных групп определяется в зависимости от местных условий и в каждом случае индивидуален. 3.25. Прогнозирование изменений в результате воздействий. Прогнозирование изменений состояния окружающей среды разрабатывается на период строительства и отдельно на расчетный период эксплуатации объекта. При этом проводится сравнение основных показателей в расчетный период (при наименее благоприятных условиях) при отсутствии и при функционировании объекта по основным вариантам проектных решений. 3.26. Прогнозирование возможных изменений выполняется по следующим показателям: - изменение количественных соотношений веществ в воздухе, поверхностных и подземных водах и в почве; - изменение растительного покрова - состояние растительных сообществ и площадь их распространения; - изменение животного мира - видового состава, численности популяций, места обитания популяционных сообществ, условия воспроизводства и др.; - изменение местного климата - режима температуры и влажности, особенностей воздушной циркуляции, снеговетрового переноса и др.; - изменение недр (при строительстве тоннелей) - термического режима горных пород, их динамической напряженности и др.; - изменение ландшафта, в том числе визуальных доминант, материальных и культурно-исторических памятников и др. 3.27. Обоснование места и времени строительства. Обоснование места и времени строительства осуществляется как на предпроектной стадии проведения ОВОС, так и на стадии ТЭО. На стадии ТЭО (проекта) проводится более детальная проработка места размещения объекта и его сроков строительства с использованием данных, полученных на первом этапе. Осуществляется анализ положительных и отрицательных последствий намечаемой хозяйственной деятельности экологического, социального и экономического характера, обоснование мероприятий, необходимых для обеспечения экологической безопасности населения как на стадии строительства, так и в период эксплуатации объекта. При этом должен проводиться анализ природных особенностей территории, её современного состояния и прогнозируемых изменений. 3.28. Предпроектная и проектная документация для обоснования места размещения планируемого объекта строительства должна предусматривать оценку возможных вариантов размещения площадок и анализ допустимости уровня дополнительной технологической нагрузки на окружающую среду. Наряду с этим документация должна включать сравнительный анализ характеристик природных комплексов и селитебных территорий, попадающих в зону влияния планируемой деятельности, и при необходимости - наличие площадок для утилизации и обезвреживания отходов как на стадии строительства, так и после его завершения - в условиях эксплуатации. 3.29. Оценка временного фактора должна предусматривать обоснование срока начала и окончания воздействия планируемой деятельности и взаимоувязку со временем ввода в эксплуатацию сопряженных производств, а также со сроками реализации природоохранных мероприятий. 3.30. Ресурсная обеспеченность. При рассмотрении ресурсной обеспеченности планируемой деятельности предусматривается определение необходимого количества сырья и энергии для обеспечения работы и возможности вовлечения в производство необходимого количества природных ресурсов (изъятие земель, забор воды и др.). Наряду с этим должна быть выявлена обеспеченность планируемой деятельности трудовыми ресурсами, возможность использования вторичных сырьевых ресурсов в качестве сырьевой базы, а также будущего объекта строительства в организации региональных сырьевых и энергетических комплексов. 3.31. На стадии ТЭО (проект) должны быть конкретно рассмотрены источники природных ресурсов и их объём, способы доставки их к месту работы. Наряду с этим определяются заводы стройиндустрии, с которых должна осуществляться доставка строительных материалов и конструкций на объекты планируемой деятельности. Кроме того, определяются существующие сети водоснабжения, канализации и энергоснабжения и другие хозяйственные коммуникации для использования их во время строительства. 3.32. Анализ воздействий на социально-экономическую среду. Социально-экономическая оценка проектных ре гений выполняется в основном на основе сопоставления позитивных социально-экономических последствий строительства объекта (улучшение транспортной доступности, сокращение времени проезда, расширение зоны приложения труда и т.д.) с ущербом в основном в сфере санитарных параметров среды обитания. 3.33. В состав социально-экономической оценки следует включать затраты на природозащитные сооружения и мероприятия и на компенсацию населению за снос домов, перенос приусадебных участков и сельхозугодий и ухудшение условий землепользования. 3.34. Проектирование мероприятий по снижению отрицательных воздействий. Для предотвращения нежелательных изменений в окружающей среде, вызванных планируемой деятельностью, которые могут отрицательно повлиять на условия жизни и здоровье населения, должна осуществляться оценка полноты и достаточности мероприятий, предусматриваемых в ТЭО (проекте) по предотвращению отрицательных экологических и связанных с этим социальных и экономических последствий. Оценка эффективности и полноты мероприятий выполняется по следующим направлениям: - охрана здоровья населения; - предупреждение необратимых изменений в окружающей среде; - социально-экономические последствия (изменение транспортной доступности, торговли и сферы обслуживания, занятость населения, сохранение культурных и исторических ценностей и др.). 3.35. Мероприятия по снижению и предотвращению воздействий на окружающую среду осуществляются на основании анализа местных условий и воздействий, экономической ситуации и технических решений, принятых в ТЭО (проекте). 3.36. Мероприятия по снижению и предотвращению воздействий на окружающую среду рассматриваются как на каждом этапе строительства (от подготовительного периода до его завершения), так и на стадии эксплуатации объекта строительства. Наряду с этим в ТЭО (проекте) при необходимости должны предусматриваться мероприятия по уменьшению воздействий на окружающую среду от действующих в пределах района строительства производств, принадлежащих заказчику. 3.37. Предложения по мероприятиям для предотвращения или снижения выявленных возможных неблагоприятных воздействий осуществляются по основным вариантам. 3.38. Анализ альтернативных решений. На предпроектной и проектной стадиях должны рассматриваться альтернативные решения. На основании их анализа в документацию включаются описание и сравнительные технологические и эколого-экономические показатели, а также обоснование выбора альтернативных решений. 3.39. При рассмотрении альтернативных решений должны быть проанализированы следующие вопросы: - анализ основных технических и технологических вариантов; - степень проектной и технологической их проработки; -оценка допустимости реализации вариантов по экологическим, технико-экономическим, социальным соображениям; - сроки реализации альтернативных решений. 3.40. Подготовка "Заявления о воздействии на окружающую среду" (ЗВОС). Для проведения экологической экспертизы, согласования с органами власти, управления и контроля, а также для общественного обсуждения TЭO (проекта) результаты разработки ОВОСтрансстроя обобщаются в "Заявлении о воздействии на окружающую среду" (ЗВОС). 3.41. ЗВОС должно содержать достаточно полную информацию о возможных видах экологических, социальных, экономических и других последствий при реализации проекта, а также описание принятых мероприятий по предотвращению отрицательных последствий. 3.42. Для объектов, проектируемых без разработки ТЭО, с сокращенной разработкой ОВОС (см. п. 1.24) допускается составление ЗВОС на основе первого (предварительного) этапа ОВОС, выполняемого на предпроектной стадии. 3.43. "Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)" должно состоять из следующих разделов: - цель и необходимость намечаемой деятельности; анализ альтернатив; - обоснование места и времени реализации намечаемой деятельности; - ресурсная обеспеченность; - анализ технологий; - экологическая ситуация на территории; - социально-экономические и хозяйственные аспекты. 3.44. ЗВОС представляется для рассмотрения в государственные органы власти, управления и контроля, организации экологически ориентированной общественности и местного населения. Обсуждение экологических последствий (3 этап) 3.45. Общественные слушания и выявление непредусмотренных экологических последствий. Выявление непредусмотренных проектными решениями на предыдущих этапах экологических последствий осуществляется с помощью общественных слушаний. При этом наряду с непосредственным выявлением последствий осуществляется анализ реакции на них общественности и местного населения. Общественное обсуждение объектов, проектируемых с ОВОС в сокращенном объёме (см. п. 1.24.), проводится по усмотрению заказчика и согласующих организаций. 3.46. Общественные слушания организует заказчик. Участие общественности в нем заключается в выработке мнений по поводу последствий на основе представленной информации по проекту намечаемой деятельности и результатам научных исследований. В общественных слушаниях принимают участие все заинтересованные организации и местное население. 3.47. Во время слушаний местное население и общественность информируют в отношении достоинств и недостатков проекта планируемой деятельности, осуществляется дискуссия о возможности изменения качества среды обитания, выявляются и фиксируются позитивные неблагоприятные изменения а окружающей среде и осуществляется поиск решений по предотвращению или уменьшению отрицательных последствий планируемой деятельности. 3.48. Для достижения поставленной задачи должно быть обеспечено массовое оповещение заинтересованных организаций и населения через средства массовой информации о намечаемой деятельности, сроках и месте слушаний. 3.49. Основными вопросами при обсуждении проекта являются социальные последствия строительства (влияние на здоровье населения, переселение населения в другие районы, изменение привычных условий жизни, смена традиционных форм занятости, нарушение зон отдыха, заповедников, археологических, этнических и исторических памятников, использование земель и др.). Обязательным является обсуждение альтернативных решений, в том числе отказа от строительства. 3.50. После обсуждения проекта общественностью, заказчик определяет возможность продолжения реализации проекта без изменений или с включением дополнительных мероприятий, разработанных на основе предложений общественности. В ряде случаев возникает необходимость в специальных научных исследованиях, если современными техническими средствами невозможно снизить воздействия, или в направлении проекта на доработку, если обнаружены дополнительные воздействия. Если предполагаемое воздействие на окружающую среду недопустимо, после переработки проекта вновь организуется обсуждение. 3.51. Результаты общественных слушаний оформляются протоколом, на основании которого производится корректировка проектных решений и при необходимости составляется программа дальнейших научных исследований и изыскательских работ. Корректировка проекта и составление "Заявления об экологических последствиях (ЗЭП)" (4 этап) 3.52. Корректировка проекта с учётом замечаний и предложений, внесённых при обсуждении. Корректировка проекта выполняется на основании замечаний и дополнений, внесенных при общественном обсуждении, экспертизе и согласовании ЗВОС. При этом по выявленным экологически значимым воздействиям разработчиком прогнозируются изменения, которые произойдут в результате осуществления проекта. 3.53. Проектные решения и прогнозирование их воздействий на окружающую среду могут рассматриваться по аналогии с уже имеющими место на территории со сходными природными условиями. 3.54. Прогноз проводится для тех природных компонентов, воздействие на которые приведет к нежелательным экологическим социальным, экономическим и другим, связанным с ними, последствиям. 3.55. Разработка мониторинга. Является обязанностью заказчика хозяйственной деятельности и является обязательной как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации. 3.56. В условиях эксплуатации объекта хозяйственной деятельности мониторинг осуществляется до момента исчезновения негативных последствий, вызванных функционированием объекта. 3.57. Особое внимание в проведении мониторинга требуют проекты, которые характеризуются следующими качествами: - воздействие на окружающую среду и меры по его снижению не ясны; - предлагаемые решения носят опытный или экспериментальный характер или могут изменяться вследствие определенных обстоятельств; - проектные решения в условиях эксплуатации могут меняться. 3.58. Аварийные ситуации (анализ экологической опасности). Является составной частью ОВОС и может использоваться при оценке значимости воздействия планируемой деятельности. При этом анализ экологической опасности складывается из анализа возможных аварий в условиях строительства и эксплуатации и вероятности стихийных бедствий. 3.59. Причинами транспортных аварий могут быть: - полные или частичные отказы технических систем транспортных средств или путей движения; - ошибки обслуживающего персонала; - опасные природные явления (землетрясения, оползни и др.). 3.60. При анализе возможных аварийных ситуаций рассматривают следующие этапы: - аварийная ситуация существует, имеется возможность уменьшить ее масштабы; - авария, когда происходит разрушение; - выход аварии за пределы территории планируемой деятельности; - ликвидация последствий аварий. 3.61. Уровень риска при аварийной ситуации определяется путем проведения формального анализа, методом аналогий, экспертным и нормативным методами. 3.62. Причинами разрушения объекта планируемой деятельности в случае неблагоприятных опасных природных явлений стихийных бедствий (НОЯ), являются следующие: - ошибки изысканий и проектирования; - неполный учет вероятного экономического ущерба из-за недостатка данных и отсутствия методик прогноза; - активизация происходивших ранее НОЯ; - изменения деятельности планируемого объекта после проектирования защиты от НОЯ. 3.63. В проекте необходимо рассматривать возможности аварий под воздействием НОЯ, которые могут привести к прекращению энергоснабжения, перерыву движения железнодорожного и автомобильного транспорта и т.д. Во избежании таких событий на предприятиях должны быть разработаны схемы (сценарии) действий в различных чрезвычайных ситуациях, в которых указываются: - неблагоприятные последствия аварийной ситуации и её сроки; - последствия, недопустимые с технологической, экономической, социальной, экологической точек зрения; - действия, необходимые для предотвращения аварийной ситуации и снижения нежелательных последствий. 3.64. Схема обоснования решений по защите от НОЯ должна включать: - определение безопасности природных условий и оценка их состояния; - результаты сопоставления безопасного и действительного состояния природных условий; - варианты решения способов снижения воздействия НОЯ на планируемую деятельность с последующей разработкой детальных рекомендаций по защите от НОЯ объекта строительства; - периодическая оценка эффективности осуществленных мероприятий защиты от НОЯ. 3.65. Оценка риска повышения заболеваемости населения в зоне планируемой деятельности. Основывается на данных результатов анализа состояния здоровья населения и экологической обстановки в районе строительства объекта. При этом рассматриваются влияющие на здоровье населения факторы, наличие которых связано с планируемой деятельностью. 3.66. Оценка риска включает следующие этапы: - сбор, обработка и анализ информации о здоровье населения; - установление связи факторов, вызываемых планируемой деятельностью, с состоянием здоровья населения; - изучение факторов планируемой деятельности и характеристик здоровья населения с выявлением количественных взаимосвязей; - прогноз состояния здоровья населения после реализации проекта; - оценка проектируемых оздоровительных и профилактических мероприятий. 3.67. Оформление ОВОСтрансстроя. На заключительной стадии заказчиком совместно с разработчиком проекта готовится "Заявление об экологических последствиях" (ЗЭП). ЗЭП представляет документ, содержащий гарантии заказчика о недопущении отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в случае реализации проекта. Составление ЗЭП необходимо для всех объектов проектирования независимо от объёма выполнения ОВОС. ЗЭП рассматривается как отчёт разработчика о проделанной работе по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОСтрансстрой) намечаемой деятельности и представляется заказчиком на государственную экологическую экспертизу в составе проектной документации. Примерная структура отчёта приведена в приложении 7. Одновременно ЗЭП передается заказчиком всем заинтересованным сторонам, участвовавшим в обсуждении ЗВОС. Приложение 1
|
|
|
||||||||||||||
(наименование органа, |
|
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
выдавшего разрешение) |
|
||||||||||||||
Разрешение
на природопользование |
|||||||||||||||
Выдано |
|
||||||||||||||
|
(наименование
предприятия, учреждения организации, |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
их реквизиты |
|
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Действительно с "__" |
|
19 |
|
г. |
по "__" |
|
19 |
|
г. |
||||||
№ |
|
Дата выдачи
" " |
|
19 |
|
г. |
|||||||||
|
(номер регистраций) |
|
|||||||||||||
МП |
|
||||
(подпись
должностного лица, выдавшего разрешение) |
|||||
|
|
||||
Срок действия
разрешения продлен до "__" |
|
19 |
|
г. |
|
Дата продления
"__" |
|
19 |
|
г. |
|
|
|
||||
МП |
|
||||
(подпись должностного лица) |
|||||
1. |
Инвестор (заказчик) |
|
|||||||||||||
|
Почтовый адрес |
|
|||||||||||||
2. |
Местоположение намечаемого к строительству
предприятия |
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||
3. |
Характеристика предприятия (ориентировочно, по
объектам-аналогам) |
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
технические и технологические данные |
|
|||||||||||||
|
|
(виды и объемы |
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
производимой
продукции, срок эксплуатации) |
||||||||||||||
4. |
Обоснование социально-экономической необходимости
намечаемой |
||||||||||||||
|
деятельности |
|
|||||||||||||
5. |
Потребность (с соответствующим обоснованием) в
ресурсах при строительстве и эксплуатации: |
||||||||||||||
|
земельных |
|
|||||||||||||
|
|
(площадь изымаемых земель
во временное и |
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
постоянное пользование,
вид использования) |
||||||||||||||
|
минеральных |
|
|||||||||||||
|
(виды, объёмы, место
разработки) |
||||||||||||||
|
органических |
|
|||||||||||||
|
(виды, объёмы, место
добычи) |
||||||||||||||
|
водных |
|
|||||||||||||
|
(объёмы, требуемое
качество, источники водообеспечения) |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
биологических |
|
|||||||||||||
|
(вид, количество,
источники получения) |
||||||||||||||
|
трудовых |
|
|||||||||||||
6. |
Материалоёмкость |
|
|||||||||||||
|
(виды, объёмы, источники
получения сырья, топлива, энергии) |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
7. |
Транспортное обеспечение (при строительстве и
эксплуатации) |
||||||||||||||
8. |
Возможное влияние намечаемой деятельности на
окружающую природную среду: |
||||||||||||||
|
виды воздействия на компоненты природной среды |
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
(типы
нарушений, наименований ингредиентов-загрязнителей, их количество) |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
возможность аварийных ситуаций |
|
|||||||||||||
|
|
(вероятность
аварий, масштаб, продолжительность воздействия) |
|||||||||||||
|
отходы производства |
|
|||||||||||||
|
(виды,
объёмы, токсичность, способы утилизации) |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
9. |
Источники
финансирования намечаемой деятельности |
|
|||||||||||||
10. |
Сроки намечаемого
строительства |
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
(сроки ввода в действие
1-й очереди) |
||||||||||||||
1. Титульный лист.
2. Список организаций и конкретных разработчиков, принимавших участие в проведении ОВОСтрансстрой:
- руководитель работ;
- координатор;
- специалисты, ответственные за технические разделы;
- специалисты, ответственные за экологические и социально-экономические разделы.
3. Основные результаты исследований, выполненных на всех этапах проведения ОВОСтрансстрой:
- цель и необходимость реализации намечаемой деятельности; границы проведения исследований;
- общие сведения об альтернативных вариантах планируемой деятельности;
- технологический анализ проектных предложений; источники природных ресурсов, материалов и энергии; анализ природных условий территорий и существующей антропогенной нагрузки;
- оценка социально-экономической инфраструктуры в районе планируемой деятельности;
- анализ и оценка источников и видов воздействия; выявление экологически значимых общественных позиций; мероприятия по снижению отрицательных воздействий планируемой деятельности;
- прогноз изменений окружающей среды по экологически значимым позициям (критериям);
- выводы, сделанные на основе научных исследований и общественных слушаний (ЗВОС);
- ущерб, наносимый территории планируемой деятельности; аварийная ситуация, мониторинг;
- сметная стоимость объектов и работ по охране окружающей природной среды.
4. Экологические последствия воздействий на окружающую среду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не сияние проектными решениями. Выводы и заключение.
5. Обязательства заказчика по реализации мероприятий, принятых в проектной документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период "жизненного цикла" предприятия.
1. Природная характеристика района пролегания трассы (литосфера)
1. Геоморфологическая:
- описание формы рельефа с указанием: абсолютных и относительных высот; крутизны и длины склонов, откосов; количества, плотности и густоты оврагов; характеристики склоновых процессов.
2. Теологическая:
- общая геологическая характеристика (региональные, структурно-тектонические особенности); литолого-петрографический состав пород; характеристика геологических процессов; сейсмичность района; характеристика опасных природных явлений; характеристика мерзлотных условий; мощность и глубина залегания водоносных горизонтов; местные и региональные водоупоры; данные о напорах; область питания и разгрузки; глубина залегания уровня грунтовых вод; сезонные колебания уровня грунтовых вод; гидрогеологические параметры водоносных горизонтов и зоны аэрации; сведения о наличии полезных ископаемых.
3. Гидрогеологическая:
- гидрографическая сеть и водоёмы; минимальный среднемесячный расход воды в водотоках 95 % (85, 90 %) обеспеченности; полный и полезный объём водоёмов (водохранилищ); ширина и глубина водотоков; средняя скорость течения водотока; радиус кривизны русла2; коэффициент извилистости2; коэффициент шероховатости дна2; уклон водной поверхности2; гидравлический радиус2; режим рек - наивысшие уровни воды, границы затопления, ледовые условия; режим болот, качество воды на заболоченных участках; режим прибрежной зоны морей - наивысшие уровни воды, колебания уровней воды, волнения; многолетняя изменчивость стока.
1 Необходимый объём и уровень детализации информации
принимается в зависимости от местных условий и объекта намечаемой деятельности
для разных стадий ОВОСа.
2 При проектировании объектов, связанных с
использованием водной среды.
4. Климатическая:
- радиационный баланс (за год и по месяцам); средняя максимальная температура воздуха самого жаркого месяца; средняя температура воздуха наиболее холодного периода; продолжительность периода с положительными температурами; среднее количество дней в году; среднее количество осадков за год, их распределение в течение года, повторяемость моросящих осадков (интенсивность), ливневых осадков; химический состав осадков; толщина снежного покрова; ветровой режим (повторяемость направлений ветров, средняя скорость ветра по направлениям - роза ветров, повторяемость штилей, максимальная и минимальная скорость ветра, наибольшая скорость ветра, превышение которой в году для данного района составит 5 %); повторяемость туманов; температурные инверсии, их повторяемость, продолжительность, количество инверсионных дней в году, высота нижней границы инверсионного слон, его толщина, совпадение инверсионных явлений и штилей.
5. Почвы:
- преобладающие типы почв (название, распространение); мощность почвенного профиля; почвенные разности (по смытости); плодородие почв; водно-физические свойства; химические свойства; биологические особенности; характеристика эрозионных процессов (склоновый смыв, ветровая эрозия); почвообразующие породы.
6. Растительность и животный мир (биосфера):
- характеристика зональной растительности (типы, преобладающие формации); интразональная растительность (типы, распространение); залесенность; основные типы леса, их распространение; заболоченность; типы болот, их распространение; редкие, эндемичные реликтовые, занесенные в Красную книгу виды растений; состав Фауны; численность; статус; наличие мест размножения (гнездования, нагула), характеристика миграции (их природа; продолжительность, протяженность, сроки, состав миграционных групп); наличие редких, эндемичных, занесенных в Красную книгу видов фауны.
2. Современное состояние природной среды
1. Атмосфера (газосфера):
- существующее (фоновое) загрязнение, в том числе химическое, радиационное, шумовое и др.; потенциальное загрязнение атмосферы (ПЗА).
2. Водная среда (гидросфера):
- характеристика использования поверхностных и подземных вод; эксплуатационные запасы подземных вод; фоновое значение показателей качества поверхностных и подземных вод, включая грунтовые; величина инфильтрационного питания, химический состав инфильтрующихся вод; соотношение меженного стока и объёма сбрасываемых сточных вод; гидробиологический режим (фито- и зоопланктон, бентос - видовой состав, общая масса, доминирующие виды, сезонная динамика; рыбохозяйственная характеристика водоёмов (запасы, видовой состав ихтиофауны, места и сроки нереста и нагула, размеры зимовальных ям).
3. Земля (литосфера):
- особенности использования территории, в том числе пахотных земель; мелиоративный фонд; состояние почвенного покрова; характеристика загрязнения; использование запасов минерального и органического сырья и др. полезных ископаемых; наличие особо охраняемых территорий (статус, ценность, назначение, расположение).
4. Растительность и животный мир (биосфера):
- хозяйственное и функциональное значение преобладающих типов растительности; кадастровая характеристика лесов; санитарное состояние лесов; характеристика корневых угодий; состояние агроценозов, урожайность; характеристика болот (состояние, использование); пожароопасность; рекреационное использование; состояния генофонда; использование фауны; состояние биотоков (места размножения, состояние кормовой базы).
4. Социальная среда (социосфера)
Демографическая ситуация (этнический состав, численность, динамика); размещение по территории строительства, система расселения; традиционное природопользование, памятники природы; трудовые ресурсы, их использование (занятость населения); хозяйственное использование территории; данные о заболеваемости населения; санитарно-эпидемиологическое состояние, медико-биологическая характеристика среды жизнедеятельности; наличие памятников архитектуры, истории, культуры; социальная организация территории.
5. Графические приложения
1. Ситуационный план зоны воздействия объект с указанием промышленных, селитебных территорий, сельхозугодий, зон рекреационного использования, особо охраняемых территорий, зон ограниченного использования.
2. Карты по инженерно-геологической характеристике территорий (геологическая, гидрогеологическая, защищенность подземных вод, природных процессов и др.).
3. Почвенные карты.
4. Карты растительности.
5. Картографические материалы лесоустройства.
6. Карты (карты-схемы) землеустройства.
7. Зоологические карты (карты животного мира).
8. Карты-схемы размещения цепных биотоков и путей миграции.
9. Карты модулей поверхностного, стока и линий отекания болотных вод (на заболоченных территориях) с обозначением границ болотных экосистем.
10. Карты-схемы размещения источников загрязнения.
11. Карты-схемы размещения источников физических воздействий (геофизических полей с указанием аномалий).
12. Карта-схема размещения сети наблюдения (мониторинга) за компонентами природной среды.
13. Карта (карта-схема) современного экологического состояния.
14. Карте (карта-схема) экологического состояния (перспектива).
15. Сводная (интегральная) геоэкологическая карта с обозначением экологических барьеров по трассе и уровней социально-экологической напряженности.
1 Состав картографических
материалов устанавливается для конкретных объектов в зависимости от наличия
существенных воздействий и мероприятий для их предотвращения или сокращения.
Источники воздействия |
Виды воздействий |
|
||||||||||
при строительстве |
при эксплуатации |
|
||||||||||
загрязнение воздуха |
загрязнение водной среды |
загрязнение почвы |
нарушение флоры и фауны |
шум от СДМ |
шум от подвижного состава и автомобильного транспорта |
загрязнение воздуха |
загрязнение водной среды |
загрязнение почвы |
нарушение флоры и фауны |
шум от технологических процессов |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Подготовительные
работы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Земляное полотно |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Искусственные сооружения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Верхнее строение пути |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Дорожная одежда |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Электрификация |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Водоснабжение, канализация
и теплоснабжение |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
СЦБ и связь |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
Энергоснабжение (типовые
подстанции) |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
Служебно-технические
здания и сооружения. Жилая застройка |
+ |
- |
- |
- |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
Эксплуатация
железнодорожного транспорта |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Эксплуатация
автомобильного транспорта |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Технологические процессы
при эксплуатации железных и автомобильных дорог |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Разработка и эксплуатация
карьеров |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Примечания: |
Знак + влияет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Знак - не влияет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Характеристика территории по уровню экологического воздействия |
Расстояние от оси крайней полосы движения, м |
||
магистрали, скоростные I-II кат., 4 и более полос |
II-III кат. 2-3 полосы |
прочие дороги |
|
Расчётная интенсивность движения, прив, авт/сут. |
|||
более 10000 |
2000-10000 |
менее 2000 |
|
Резервно-технологическая полоса |
|
|
|
Систематическое загрязнение атмосферы, почвы, воды выше санитарных норм. Переформирование ландшафта. Непригодная для селитьбы, рекреации, большинства видов сельскохозяйственного использования |
|
12 |
- |
Защитная полоса |
|
|
|
Периодическое загрязнение атмосферы, шум выше санитарных норм. Частичное изменение ландшафта. Непригодная для селитьбы, рекреации, некоторых видов сельскохозяйственного использования |
|
|
|
Зона влияния |
|
|
|
Возможное несущественное превышение фоновых загрязнений воздуха, воды. Загрязнение стока. Возможны частичные изменения экосистемы |
|
|
- |
Числитель - значения для равнинной безлесной местности при отсутствии защитных сооружений. |
|||
Знаменатель - для пересеченной местности, при древесно-кустарниковой растительности, застройке, защитных посадках. |
|