|
Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 октября 2006 г. N 713 Об утверждении принципов создания единой
информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС) В
соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции использования
информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной
власти до 2010 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской
Федерации от 27 сентября 2004 года N 1244-р и с целью координации работ
приказываю: 1.
Утвердить прилагаемые принципы
создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального
развития (ЕИС) (далее - принципы). 2.
Рекомендовать руководителям федеральных служб, федеральных агентств,
находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, государственных внебюджетных
фондов, деятельность которых координирует Минздравсоцразвития России,
использовать принципы при создании, развитии и применении информационных
систем, ресурсов и технологий. Министр М. Зурабов Принципы создания единой информационной системы в сфере
здравоохранения и социального развития (ЕИС) 1. Введение.Настоящий
документ разработан с целью определения принципов создания единой
информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития и
координации работ по информатизации, проводимых Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации. Единая
информационная система в сфере здравоохранения и социального развития (далее
ЕИС) - это
автоматизированная система, направленная на информационную поддержку реализации
функций Минздравсоцразвития России, федеральных служб, федеральных агентств
находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, государственных внебюджетных
фондов, деятельность которых координирует Минздравсоцразвития России. ЕИС
обеспечивает функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования
информации в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости в
Российской Федерации и предназначена для решения следующих задач: -
информационное обеспечение принятия управленческих решений в обеспечение
эффективной деятельности Минздравсоцразвития России, подведомственных ему
агентств, служб, координируемых государственных внебюджетных фондов, а также
предприятий различных форм собственности и общественных объединений,
действующих в сфере здравоохранения и социального развития; -
повышение эффективности обслуживания граждан и организаций; -
обеспечение информационной открытости деятельности Минздравсоцразвития России и
подведомственных ему организаций; -
повышение эффективности межведомственного взаимодействия. Документ
определяет цели, задачи, принципы построения и развития ЕИС. 2. Предпосылки создания ЕИС.2.1. Современное представление о роли информационных технологий.В
настоящее время в Российской Федерации проводится широкий комплекс социально
значимых реформ. Активно осуществляются административная реформа, реформы
образования, здравоохранения и др. Особое значение придается вопросам развития
в Российской Федерации информационных технологий - информатизации органов
государственной власти и созданию в Российской Федерации основ "электронного
правительства". В
целях развития информационных технологий в стране принята и реализуется
Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002 - 2010 годы".
Программа призвана создать условия, которые позволят Российской Федерации
достичь высокого уровня проникновения информационных и коммуникационнных
технологий во все области жизни, включая государственное управление и
общественную деятельность. Выполнение заложенных в Программе мер
предусматривает повышение эффективности государственного управления, увеличение
конкурентоспособности экономики и уровня развития общества. Активно
идет работа по внедрению инфокоммуникационных технологий и принципов
информационного взаимодействия в практику органов государственной власти. С
этой целью Правительством Российской Федерации принята "Концепция
использования информационных технологий в деятельности федеральных органов
государственной власти до 2010 года". Все
это требует повышенного внимания органов государственного управления к
проблемам создания и развития информационного обеспечения, эксплуатации и
поддержки информационных ресурсов по вопросам, относящимся к их сферам
деятельности, организации информационного межведомственного взаимодействия,
предоставления гражданам и организациям государственных услуг, совершенствования
и развития использующихся в органах государственной власти информационных
систем, организации их взаимодействия и создания новых. 2.2. Предыдущие разработки и их недостатки.В
настоящее время в сфере деятельности Минздравсоцразвития России используются
различные информационные системы и базы данных, содержащие значительные объемы
информации по вопросам здравоохранения, социального развития, труда, занятости,
сбор которой осуществляется организациями, подведомственными Минздравсоцразвития
России. Накоплен значительный опыт внедрения и поддержки этих систем. Наличие
различий в информационных системах обусловлено различием в подходах к их
созданию и сопровождению. Созданные
ранее информационные системы носят преимущественно узконаправленный характер,
ориентированный на обеспечение конкретных функций и задач. Их развитие в
процессе эксплуатации дало не только ощутимые результаты, но и породило
серьезные проблемы. Построенные по принципу снизу-вверх, путем непрерывного
наращивания и увязки старых и новых технологий, существующие информационные
системы скорее представляют собой комплекс автоматизированных рабочих мест, чем
единую информационную среду. Организационно-технологические решения,
реализуемые программными средствами, жестко привязаны к существовавшей на
момент создания систем организационной структуре Министерства и
подведомственных организаций. В
частности, следует отметить следующие проблемы: -
существующие информационные системы частично перекрывают друг друга по
реализуемым функциям, слабо связаны структурно, поддерживают разные форматы
данных и не могут быть интегрированы в одну систему без существенных
переработок; -
отсутствует единая инфраструктура сбора, хранения, обработки, передачи и
использования информации в сфере здравоохранения, социального развития, труда,
занятости; -
существующие информационные системы не рассчитаны на работу в едином
информационном пространстве, а используемые технологии передачи данных не
способны обеспечить актуализацию данных в необходимом масштабе времени; -
отсутствуют единые информационные ресурсы, содержащие взаимоувязанные сведения
об объектах и субъектах учета в сферах здравоохранения, социального развития,
труда, занятости; -
отсутствует возможность соотнесения, сопоставления и анализа данных из
различных информационных систем для получения полной, достоверной и актуальной
информации о состоянии сферы здравоохранения, социального развития, труда,
занятости; -
существует высокий уровень дублирования информации вследствие недоступности данных
из различных информационных систем друг для друга; -
ряд систем устарели морально и физически как с точки зрения программного
обеспечения, так и аппаратных средств; -
отсутствует единая нормативно-правововая, организационная и методическая база
функционирования и использования информационных систем. Устранение
этих недостатков не может быть осуществлено простой корректировкой существующих
информационных систем и (или) обеспечением их взаимодействия между собой. 2.3. Роль и место ЕИС.Единая
информационная система Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации должна стать системой нового поколения, позволяющей
организовать обеспечение полной, достоверной и актуальной информацией о
состоянии дел в области здравоохранения и социального развития, и предоставить
возможности для оперативной обработки и анализа указанной информации, а также
ее эффективного использования для выполнения возложенных на Министерство
функций и задач. Мировой
опыт создания и развития информационных систем в органах государственной власти
подтверждает необходимость создания комплексных информационных систем,
содержащих полную, достоверную и актуальную информацию о социальном и
экономическом развитии государства, для эффективного выполнения органами власти
возложенных на них функций и задач. В ходе создания и развития подобных систем
особенно важной становится задача накопления и эффективного использования
данных в интересах граждан и организаций путем оказания услуг населению и
организациям на базе сервисно-ориентированной интегрированной информационной
системы. 3. Цели создания ЕИС и решаемые задачи.3.1. Цели создания ЕИС.Единая
информационная система Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации создается в целях: -
повышения эффективности деятельности Минздравсоцразвития России в части
реализации Министерством и подведомственными организациями функций и задач в их
сферах ответственности, улучшения качества подготовки и принятия решений; -
совершенствования процессов взаимодействия и координации Минздравсоцразвития
России, подведомственных ему организаций, а также органов государственной
власти; -
создания условий для стабильного устойчивого развития в сферах здравоохранения,
социального развития, труда, занятости, на основе полной, достоверной и
актуальной информации о состоянии дел и динамике изменения показателей
деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций; -
создания и развития механизмов мониторинга и прогнозирования изменений
показателей в сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости; -
создания основы для повышения эффективности социальной помощи, ее адресности,
снижения количества необоснованных выплат, улучшения обслуживания граждан в
области занятости и социальной защиты населения; -
совершенствования процессов лицензирования видов деятельности в соответствии с
компетенцией подведомственных Минздравсоцразвития России органов исполнительной
власти; -
повышения эффективности выполнения Министерством здравоохранения и социального
развития России и подведомственными ему органами исполнительной власти
правоустанавливающих, правоприменительных и контрольно-надзорных функций; -
создания условий повышения качества, полноты и эффективности оказания услуг
населению и организациям. 3.2. Задачи ЕИС.Для
достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: -
проанализировать и обобщить российский и мировой опыт создания информационных
систем в органах государственной власти и разработать концепцию,
предусматривающую интеграцию ЕИС в общегосударственную систему информационного
взаимодействия органов государственной власти; -
разработать и осуществить комплекс организационных, нормативных, методических и
технических мер по созданию, поддержке, эксплуатации, сопровождению и развитию
ЕИС в полном соответствии с функциями и задачами, возложенными на Министерство; -
разработать и внедрить комплекс стандартов и средств взаимодействия ЕИС для
обеспечения межведомственного взаимодействия с другими информационными
системами, в соответствии с установленными регламентами и процедурами; -
разработать нормативно-правовое, регламентное и методическое обеспечение по
созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС; -
создать необходимую инфраструктуру для обеспечения функционирования ЕИС. 4. Принципы создания и развития ЕИС.Создание
ЕИС Минздравсоцразвития России осуществляется в соответствии со следующими
основными группами принципов: -
функциональными; -
нормативно-методологическими; -
организационными; -
технологическими. 4.1. Функциональные принципы.Создание
и использование ЕИС должно быть подчинено решению задач: -
по поддержке реализации функций Министерства и подведомственных организаций как
единой организационной структуры, обеспечивая концептуальное единство ее частей
и компонентов, включающих в себя информационные ресурсы систем и баз данных, на
основе единых методических, технологических принципов и общей нормативной
правовой базы; -
по использованию существующих информационных систем в качестве информационных
ресурсов ЕИС, при условии соответствия уровня сервиса, полноты, актуальности и
оперативности существующих систем и баз данных требованиям качества поддержки
реализации функций Министерства и подведомственных организаций как единой
организационной структуры; -
по обеспечению взаимодействия ЕИС с другими информационными системами, в рамках
межведомственного и международного информационного взаимодействия на основе
соответствующих нормативных правовых актов и регламентов; -
по развитию сервисов и информационных ресурсов ЕИС на основе оценки
социально-экономического эффекта от их создания и внедрения. 4.2. Нормативно-методологические принципы.Функционирование
ЕИС должно быть основано на едином комплексе мер нормативного,
организационного, методического, регламентного и технологического характера. Организация
взаимодействия и информационного обмена внутри ЕИС и с другими информационными
системами должно обеспечивается на базе единых методических, технологических
принципов и стандартов. Создание
ЕИС должно быть основано на существующей в настоящее время нормативной правовой
и методологической базе в области построения и использования информационных
систем органов государственной власти Российской Федерации. Создание
и развитие ЕИС должно осуществляется с учетом сохранения в максимально
возможной степени сделанных финансовых затрат в существующие информационные
системы и базы данных. 4.3. Организационные принципы.Владельцы
информационных ресурсов, объединяемые в ЕИС, несут ответственность за
достоверность, полноту и актуальность предоставленных в этих информационных
системах сведений. Организация
процессов наполнения и актуализации сведений в информационных системах
осуществляется на основе существующих и разрабатываемых методических указаний и
регламентов. Координация
работ по созданию и развитию ЕИС осуществляется Минздравсоцразвития России, а
руководство созданием и развитием компонентов ЕИС, касающихся отдельных
информационных ресурсов осуществляется владельцами информационных ресурсов. Руководство
эксплуатацией, сопровождением, формированием информационных ресурсов, их
регулярным информационным наполнением и актуализацией в рамках ЕИС,
осуществляется владельцами информационных ресурсов в соответствии с
установленными регламентами. Для
организации работ по созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС
должен быть создан единый центр управления в Минздравсоцразвитии России, в
котором будет производится согласование всех возникающих технических вопросов,
проводится обучение специалистов, оказывается техническая и организационная
поддержка, вырабатываются единые алгоритмы устранения неисправностей. Полномочия,
права, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов при
создании, эксплуатации, сопровождении и развитии ЕИС определяются существующими
и, при необходимости, разрабатываемыми нормативными правовыми актами. Состав
пользователей ЕИС и соответствующие регламенты доступа к информационным
ресурсам ЕИС, а также порядок предоставления информационных услуг на их основе,
определяются соответствующими нормативными правовыми актами. 4.4. Технологические принципы.ЕИС
должна создается# как территориально распределенная трехуровневая
информационная система, функционирующая на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях. ЕИС
по своим функциональным задачам и принципам построения должна являться аналогом
корпоративных систем в применении к функциям государственного управления и
соответствовать текущим и перспективным целям и функциональным задачам
Министерства. ЕИС
должна строиться в виде компонентной структуры, что обеспечит относительно
простое, без коренных структурных изменений, развитие и создание новых
информационных ресурсов ЕИС в соответствии с функциями и задачами Министерства. ЕИС
должна обеспечивать технологические возможности информационного взаимодействия
ЕИС с информационными системами других органов государственной власти в
Российской Федерации и при необходимости с международными информационными
системами. ЕИС
должна обеспечивать защиту информации в рамках ЕИС в соответствии с положениями
нормативной правовой базы и требованиями к обеспечению информационной
безопасности. Создание
и развитие ЕИС должно быть основано на использовании комплекса государственных,
международных и стандартов де-факто в области информационных технологий. В
рамках ЕИС должно проводиться формирование стандартов и типовых решений по
созданию новых информационных ресурсов Министерства. ЕИС
должна предоставлять возможность доступа к информационным ресурсам для всех
потенциальных групп пользователей в соответствии с потребностями, задачами и
полномочиями этих групп пользователей. ЕИС
должна обеспечивать исключение дублирования, противоречивости и невозможности
сопоставления сведений всех информационных ресурсов, включенных в ЕИС. ЕИС
должна строиться с учетом содержания и направленности информационных потоков
Министерства. При
создании ЕИС должны использоваться единые справочники и классификаторы,
согласованные со всеми заинтересованными организациями, при этом обновление
справочников и классификаторов должно производиться централизованно. 5. Программа действий.Для
создания, эксплуатации, сопровождения и развития ЕИС необходимо сформировать
комплекс мероприятий по разработке нормативных, концептуальных,
организационных, регламентных, технологических решений и мер, направленных на
обеспечение реализации функций Минздравсоцразвития России, подведомственных ему
агентств, служб, организаций, территориальных органов, фондов, а также
общественных объединений. В
соответствии с целями, задачами и принципами создания и развития ЕИС
Минздравсоцразвития России выделены следующие основные комплексы мероприятий: -
нормативного правового обеспечения; -
концептуального создания и развития ЕИС; -
по повышению эффективности деятельности Министерства; -
по повышению эффективности обслуживания граждан и организаций; -
по повышению информационной открытости; -
по повышению информационной безопасности; -
по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. 6. Нормативно-правовая основа ЕИС.Создание
ЕИС должно основываться на следующих нормативно-правовых актах: -
Федеральный закон от 19 декабря 2005 года N 160 "О ратификации конвенции
совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке
персональных данных". -
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой
подписи". -
Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном
информационном обмене". -
Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации". -
Закон от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне". -
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2004 года N 611 "О мерах по
обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере
международного информационного обмена". -
Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 года N 170 "Об
основах государственной политики в сфере информатизации". -
Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994 года N 361 "О
совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной
власти Российской Федерации". -
Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и
соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренная решением
Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года, N Пр-1694. -
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 года N 98
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". Основанием
для разработки ЕИС являются также другие федеральные законы и иные нормативные
акты, регламентирующие создание, развитие и взаимодействие информационных
систем в органах государственной власти. При
создании ЕИС необходимо совершенствование нормативной правовой базы связанной: -
с составом, статусом и функционированием баз данных, существующих в сфере деятельности
Минздравсоцразвития России; -
с полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью владельцев
информационных ресурсов в рамках создания, эксплуатации, сопровождения и
развития ЕИС; -
с объемом полномочий, обязанностей и ответственности пользователей ЕИС; -
защитой данных, представленных в ЕИС; -
сбором, хранением, обработкой, передачей и использованием информации
представленной в ЕИС. Создание
и развитие ЕИС потребует принятия комплекса стандартов информационного
взаимодействия в рамках ЕИС. Объектами стандартизации должны стать: -
средства телекоммуникации; -
информационные ресурсы; -
процедуры и технологии взаимодействия; -
средства и технологии протоколирования и контроля информационного
взаимодействия. В
основе комплекса стандартов должны быть государственные стандарты и нормативные
документы, направленные на унификацию методологических, процедурных,
общесистемных требований, регламентирующих общие требования надежности,
безопасности, совместимости информационных систем отечественного и иностранного
производства. Кроме того, при разработке указанных стандартов необходимо
учитывать существующую в Российской Федерации нормативно-правовую базу, в
частности, в области международного информационного взаимодействия. 7. Социально-экономический эффект от реализации ЕИС.Социально-экономический
эффект от создания системы найдет свое отражение: -
в снижении социальной напряженности в обществе за счет более полного
информирования граждан и общественных объединений о состоянии сфер здравоохранения,
социального развития, труда, занятости, повышения эффективности деятельности
Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций; -
в обеспечении существенного повышения качества, оперативности и обоснованности
принятия решений в рамках Минздравсоцразвития России; -
в повышении качества управления государственной собственностью в сферах
здравоохранения и социального развития, труда, занятости; -
в повышении эффективности расходов бюджетных средств на реализацию программ
реформирования и развития в сферах здравоохранения, социального развития,
труда, занятости за счет увеличения координирующей деятельности
Минздравсоцразвития России; -
в сокращении потерь бюджетных средств в результате необоснованных выплат за
счет повышения обоснованности и адресности выплат в рамках социальной поддержки
граждан; -
в повышении качества социального обслуживания, работы органов социальной защиты
и увеличении охвата всеми видами социального обслуживания нуждающихся категорий
граждан; -
в повышении эффективности контроля и надзора в сферах труда, занятости,
здравоохранения и социального развития; -
в совершенствовании процедур и механизмов организации альтернативной
гражданской службы; -
в обеспечении эффективной системы реализации услуг в сфере содействия занятости
населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования
коллективных трудовых споров; -
в повышении эффективности мер в области санитарно-эпидемиологического контроля; В
целом, ЕИС должна создать нормативную, методологическую, информационно-аналитическую
и управленческую основу для повышения качества социально-экономических и
политических решений, реализуемых Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации. |
|