|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
2006 Содержание В технологической карте представлены схема устройства опалубки лестничных маршей, контроль качества и приемки опалубочных работ, требования безопасности и охраны труда, приведена потребность в машинах, механизмах и приспособлениях, технико-экономические показатели. Карта предназначена для
производителей работ, мастеров и бригадиров, занимающихся устройством опалубки
лестничных маршей, а также работников технического надзора заказчика и
инженерно-технических работников строительных организаций, связанных с
производством и контролем качества опалубочных работ. В разработке технологической
карты участвовали сотрудники ОАО ПКТИпромстрой: - Новикова Е.И. - разработка
технологической карты, компьютерная обработка и графика; - Савина О.А. - компьютерная
обработка и графика; - Черных В.В. - общее
технологическое сопровождение; - Бычковский Б.И. - разработка
технологической карты, техническое руководство, корректура и нормоконтроль; - Колобов А.В. - общее техническое
руководство; - к.т.н. Едличка С.Ю. - общее
руководство разработкой технологической документации. 1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ1.1 Настоящая технологическая
карта разработана на устройство разборно-переставной мелкощитовой опалубки,
предназначенной для возведения монолитных лестничных маршей при строительстве
жилых, административных и промышленных зданий и сооружений. 1.2 Лестницы подразделяются на
одномаршевые прямые и многомаршевые прямые и винтовые (полностью или частично)
из монолитного или сборного железобетона. В настоящей технологической
карте в качестве примера принят лестничный марш размером в плане 5,80´3,00 м из монолитного железобетона при высоте
типового этажа Н = 3,2 м, конструкция которого представлена на рисунке 1. Рисунок 1 - Конструкция лестничного марша 1.3 При привязке карты к
конкретным объектам и условиям производства работ подлежат уточнению объемы
работ по разногабаритным щитам, потребность в материально-технических ресурсах,
калькуляция затрат труда и машинного времени и календарный план производства
работ. 1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА2.1 До начала производства работ
по устройству опалубки лестничных маршей необходимо: - выполнить бетонирование
монолитного перекрытия нижележащего этажа с набором бетоном 80% прочности от
проектной, выше которого будут выполняться работы по бетонированию лестничных
маршей; - забетонировать стены
лестничных клеток с формированием специальных ниш для опирания промежуточных
лестничных площадок посредством закладки специальных шпонок, которые при
демонтаже опалубки стен удаляются; - выставить временное
инвентарное ограждение по периметру перекрытия, проемов лестничных клеток и
лифтовых шахт, при этом монтажник, производящий установку временного
ограждения, должен быть закреплен предохранительным поясом за страховочный
канат, который закрепляется к перекрытиям в местах, указанных мастером или
прорабом; - организовать площадки
складирования основных элементов опалубки перекрытия (стойки, главные и
второстепенные балки, щиты фанеры); - выполнить противопожарные
мероприятия; - выполнить мероприятия,
обеспечивающие безопасность производства работ. 2.2 Поступившие на строительную
площадку элементы опалубки размещают в зоне действия крана. Все элементы
опалубки должны храниться под навесом в условиях, исключающих их повреждения,
рассортированные по маркам и типам размеров. Балки и щиты опалубки укладывают в
штабели на деревянные прокладки. Стойки и крепежные элементы
складируются в металлических ящиках. 2.3 Основными составляющими
опалубки лестничного марша являются аналогичные опалубкам перекрытий элементы,
представленные на рисунке 2: - опалубка ступеней; - стойки опалубки (инвентарные
телескопические стойки); - опорные стойки из бруса 100´100 мм; - прогоны из бруса 150´100 мм; - листы фанеры толщиной 18¸21 мм (либо деревянные щиты). Рисунок 2 - Вариант установки основных элементов опалубки лестничного марша Поддерживающая конструкция
опалубки лестничного марша состоит из одного или двух рядов прогонов из брусьев
сечением 150´100 мм, опирающихся на деревянные опоры
(опорные стойки из бруса 100´100 мм) или стальные опоры (инвентарные
телескопические стойки). Однако наклонное положение плит
лестничного марша затрудняет размещение опор на наклонной части лестницы,
располагающихся вертикально в соответствии с вертикальным давлением бетона, а
это, в свою очередь, затрудняет установку брусьев на оголовки опор. В связи с
этим иногда предпочитают наклонное положение опор, при этом под нижней
поверхностью плит лестничного марша они стоят вертикально. Опалубка нижней стороны плит
лестничного марша и площадок, а также боковин лестницы устраивается из досок
или щитов. Кроме этого, может быть использована бакелизированная фанера
толщиной 18-21 мм. На верхней стороне лестницы необходима опалубка для.
передних сторон ступенек. Она состоит из досок, крепящихся к опалубке боковин
короткими прижимными брусками. Особое внимание следует уделять
тщательному креплению стоек с прогонами и наклонных брусьев в целях обеспечения
восприятия сдвигающих усилий. Опалубка ступеней показана на рисунке 3. Рисунок 3 - Опалубка ступеней лестничного марша Если при широких лестницах возникает
опасность прогиба щитов ступенек из-за большого расстояния между конечными
точками крепления, то необходимо установить посередине дополнительный брус с
планками на каждой ступеньке. Схема опалубки ступеней с дополнительным бруском
показана на рисунке 4. Рисунок 4 - Опалубка ступеней лестничного марша с дополнительным бруском Этот дополнительный элемент
жесткости соединяется проволочной стяжкой с брусьями поддерживающей
конструкцию. Его необходимо закрепить на нижнем конце для предотвращения сдвига
вдоль лестницы. Для этого его крепят подпорками к существующим стенам. Можно
также крепить к закладным, заделанным в бетон площадкам, если бетон к моменту
бетонирования ступенек набрал достаточную прочность. 2.4 Фанера, применяемая в
качестве палубы опалубки, должна иметь водостойкое покрытие, пропитку или
другую обработку рабочих поверхностей. Торцы фанеры и древесные материалы
формирующих элементов опалубки должны быть защищены от механических повреждений
и проникновения влаги герметиком. 2.5 Установку элементов опалубки
лестничных маршей выполнять в следующей технологической последовательности: - выставить временное
инвентарное ограждение по всему периметру перекрытия с ограждением всех
монтажных проемов, а также проемов лифтовых шахт и лестничных клеток; - установить на нижележащий
лестничный марш инвентарные телескопические стойки опалубки или, там где это
невозможно, стойки из бруса 100´100 мм, а по ним укладывать прогоны из бруса
сечением 150´100 мм (поперек лестничного марша); - при помощи винтовых устройств
инвентарных стоек выставить прогоны по высоте, прогоны укладывать с инвентарных
площадок монтажника Н = 1,5м; - на прогоны внахлестку уложить
брусья сечением 100´150(h)
мм (вдоль лестничного марша). Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных
брусьев в продольном и поперечном направлениях показана на рисунке 5; Рисунок 5 - Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных брусьев в продольном и поперечном направлениях - уложить на брусья листы фанеры
(палубу) с закреплением их к поперечным балкам шурупами или гвоздями; - выставить, где необходимо,
торцевую опалубку; - установить опалубку ступеней,
закрепив ее с палубой из фанеры; - произвести смазку палубы и
торцевых поверхностей опалубки; - сдать опалубку по акту
приемки-сдачи. Схема установки опалубки
лестничного марша смотри на рисунке 2. 2.6 Плоскости опалубки до начала
работ по ее установке должны быть очищены от остатков старого бетона, грязи,
ржавчины, наледи и снега и смазаны антиадгезионной смазкой. Все резьбовые
соединения должны быть проверены и смазаны. Установка опалубки производится по
чертежам проекта производства работ. Смонтированная опалубка должна быть
принята по акту. Опалубку, установленную в
проектное положение, удобнее смазывать распылительными удочками типа 6943/9Б и
УС-2. Вязкие смазки наносят с помощью валиков или пистолетов. 2.7 Все элементы опалубки
перекрытия (опорные стойки, балки и листы фанеры) подавать в контейнерных
ящиках, имеющих монтажные петли. Все элементы укладывать в ящики по высоте
менее 100-150 мм его верхнего бортового ограждения. Схемы строповки элементов
опалубки дана на рисунке 6. Рисунок 6- Схемы строповки грузов 2.8 Демонтаж опалубки лестничного
марша согласно СНиП
3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» при пролете до 6 м
разрешается производить только после достижения бетоном не менее 70% проектной
прочности. Снятие опалубки следует производить после предварительного отрыва от
бетона при отсутствии нагрузок на марш, превышающих допустимые. При распалубке лестничных маршей
палубу вместе с продольными и поперечными балками при помощи винтовых устройств
опор отрывают от бетона и опускают. Затем извлекают опалубку ступеней, опалубку
боковых поверхностей и устанавливают стойки переопирания. Стойки переопирания
устанавливают в наклонном положении, при этом под нижней поверхностью
лестничного марша они стоят вертикально. На опорной поверхности их снабжают
подкладками и заклинивают. Схема переопирания стоек
показана на рисунке 7. Рисунок 7 - Схема переопирания стоек 2.9 Демонтаж всех элементов
опалубки выполняется вручную со складированием их на перекрытии, последующей
укладкой их в металлические ящики, строповкой их краном и переносом на новый
участок работ. 2.10 Все листы фанеры каждый раз
после демонтажа надо очищать от налипшего цементного раствора, при
необходимости смазать. Смазку следует наносить не более чем за 2 часа перед
следующим бетонированием. 2.11 В качестве дополнительных
средств подмащивания при демонтаже элементов опалубки необходимо использовать
площадку монтажника Нр.н. = 1,50 м (проект 4624 ГП Мосоргстрой) 2.12 При разборке опалубки
необходимо принимать меры против случайного падения элементов опалубки,
обрушения поддерживающих лесов и конструкций. 2.13 Монтаж опалубки лестничного
марша следующего участка начинать после установки стоек переопирания на
предыдущем участке. 2.14 Монтаж и демонтаж основных
элементов опалубки следует производить, соблюдая правила производства и приемки
работ согласно СНиП
3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». 2.15 Все поверхности опалубки,
не соприкасающиеся с бетоном, должны быть окрашены красками, стойкими к
окружающей среде в условиях эксплуатации. Лицевые и торцевые поверхности палубы
должны быть защищены от механических повреждений и увлажнения водостойкими
покрытиями. 3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ3.1 Контроль качества работ по
устройству опалубки лестничных маршей при монолитном строительстве должен
осуществляться специалистами (мастером и (или) прорабом) или специальными
службами, входящими в состав строительных организаций или привлекаемыми со стороны,
и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую
достоверность и полноту контроля. 3.2 Контроль качества работ
осуществляют на всех стадиях технологической цепи, начиная от разработки
проекта и кончая его реализацией на объекте на основе ППР и технологических
карт. Производственный контроль качества должен включать входной контроль
рабочей документации, поступающих материалов и изделий, качества поверхности
основания, операционный контроль производства работ по установке опалубки лестничных
маршей и оценку соответствия выполненных работ по установке опалубки
лестничного марша нормативным требованиям. 3.3 При входном контроле рабочей
документации проводится проверка ее комплектности и достаточности в ней
технической информации. При входном контроле поступающих на объект материалов и
изделий для устройства опалубки лестничных маршей проверяется соответствие их
стандартам, требованиям рабочих чертежей, наличия сертификатов соответствия,
гигиенических и пожарных документов, паспортов и других сопроводительных
документов. Результаты входного контроля
должны регистрироваться в «Журнале входящего учета и контроля качества
получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования». 3.4 При приемке установленной
опалубки проверяется вертикальность опорных стоек и горизонтальность
продольных, поперечных балок и листов фанеры, смещение осей опалубки от
проектного положения, правильность установки закладных деталей и
проемообразователей. Результаты проверки установленной опалубки регистрируются
в «Журнале производства работ». 3.5 Точность изготовления и установки опалубки, а также допустимая прочность бетона при распалубливании должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1. Таблица 1 - Требования, предъявляемые к опалубке (СНиП 3.03.01-87)
3.6 Операционный контроль осуществляют непосредственно в процессе выполнения операций по устройству опалубки лестничного марша, а также сразу после завершения работ. При операционном контроле следует проверять соблюдение технологии устройства опалубки, соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам, правилам и стандартам. Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ. 3.7 При оценке соответствия
необходимо производить проверку качества выполненных работ. Приемке подлежат
законченные устройства элементов опалубки лестничного марша, выполненные в
соответствии с проектом, а именно: опалубка лестничных площадок, ступеней,
боковая опалубка, опорные стойки, крепеж. Приемка производится с составлением
акта на скрытые работы до установки арматуры и укладки бетона. 3.8 Состав производственного
контроля качества опалубочных работ приведен в таблице 2. Таблица 2 - Состав производственного контроля качества
3.9 Для проведения контроля качества опалубочных работ следует применять контрольно-измерительный инструмент: рулетку, отвес строительный, нивелир, теодолит, линейку металлическую, соответствующим образом аттестованные и поверенные установленным порядком. 4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ4.1 При производстве опалубочных
работ необходимо строго соблюдать требованиям СНиП
12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие положения», СНиП
12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное
производство» и государственных стандартов ССБТ. 4.2 Все рабочие, выполняющие
опалубочные работы, должны иметь удостоверение на право производства данного
вида работ, а также пройти инструктаж по безопасности труда в соответствии с
требованиями ГОСТ
12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие
положения». 4.3 При монтаже опорных стоек,
продольных и поперечных балок особое внимание обратить на их устойчивость и
надежное закрепление их опорных вилок. 4.4 Элементы монтируемой
опалубки во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения
гибкими оттяжками. 4.5 Устанавливать щиты или
панели опалубки следует с соблюдением следующих правил: - устанавливаемые панели должны
быть надежно скреплены; - освобождать щит или панели
опалубки от крюка крана разрешается после их надежного закрепления. 4.6 Приготовление и нанесение
смазок на палубу опалубки необходимо производить с обязательным соблюдением
всех условий санитарии и требований безопасности. 4.7 При установке опалубки в
несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после
закрепления нижнего яруса. 4.8 Ответственность за пожарную
безопасность на строительной площадке, за соблюдение противопожарных
требований, своевременное выполнение противопожарных мероприятий и исправное содержание
средств пожаротушения, несет начальник строительного участка. 4.9 К разборке опалубки можно
приступать только после достижения бетоном заданной прочности с разрешения
производителя работ. 4.10 При производстве
опалубочных работ запрещается: - размещать на опалубке
оборудование и материалы, не предусмотренные проектом производства работ, а
также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ, на
настиле опалубки; - работать неисправным
инструментом и на неисправном оборудовании; - ходить по смазанной
поверхности форм; - складывать на подмостях или на
рабочем настиле разбираемые элементы опалубки, а также сбрасывать их; - работать с приставных лестниц; - загромождать проходы и доступы
к противопожарному инвентарю, огнетушителям и гидрантам; - курить в местах, специально не
отведенных для курения; - разводить огонь на опалубке
или устанавливать нагревательные электроприборы, которые не предусмотрены
проектом производства работ; - скопление людей на рабочем
полу опалубки; - допуск посторонних лиц на
строящийся объект; - одновременное производство
работ в двух и более ярусах по одной вертикали без защитных устройств
(настилов, навесов); - производить работы на опалубке
во время грозы или при силе ветра более шести баллов. 4.11 Приказом по строительному
управлению назначить ответственного из числа ИТР за охрану труда и выдачу
наряд-допуска и пожарную безопасность. 4.12 Все лица, находящиеся на
строительстве, обязаны носить защитные каски. 4.13 При производстве работ
необходимо руководствоваться СП
12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые
инструкции по охране труда». 4.14 Рабочие, занятые на работах
с электроинструментом, должны быть аттестованы на II группу по электробезопасности. 4.15 Строповку грузов краном
производить аттестованными стропальщиками. 4.16 На всех рабочих местах
должны находиться щиты со схемами строповок. 5 ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ5.1 Потребность в машинах,
оборудовании и механизмах для установки щитов опалубки при возведении стен
здания, приведенных в таблице 3, определяется с учетом объемов выполняемых
работ и технических характеристик. Таблица 3 - Ведомость потребности в машинах, механизмах, инструментах и приспособлениях
6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ6.1 Работы по установке и демонтажу
элементов опалубки лестничного марша выполняются бригадой в следующем составе
из 6 человек:
6.2 Затраты труда и машинного
времени подсчитаны из расчета установки элементов опалубки лестничного марша на
один этаж здания. Подсчет выполнен по «Единым
нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»,
введенным в действие в 1987 г. и приведен в таблице 4. Таблица 4 - Калькуляция затрат труда и машинного времени на устройство опалубки лестничного марша Измеритель конечной
продукции - лестничный марш
6.3 Календарный план производства работ приведен в таблице 5. Таблица 5 - Календарный план производства работ Измеритель конечной
продукции - лестничный марш 6.4 Технико-экономические показатели при устройстве опалубки лестничного марша на один этаж составят: затраты труда, чел .-час. -
33,16 затраты машинного времени,
маш.-час. - 0,05 продолжительность работ, часов -
10,7 7 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1 СНиП 12-01-2004 Организация
строительства. 2 СНиП 3.01.03-84 Геодезические
работы в строительстве. 3 СНиП 3.03.01-87 Несущие и
ограждающие конструкции. 4 СНиП
12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. 5 СНиП
12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное
производство. 6 ГОСТ
12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. 7 ГОСТ
12.3.002-75* ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. 8 ГОСТ
12.4.010-75* ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные.
Технические условия. 9 ГОСТ
12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и
классификация. 10 ГОСТ
Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка
сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и
характеристики. Методы испытаний. 11 ГОСТ
12.4.087-84 ССБТ. Строительство. Каски строительные. Технические условия. 12 ГОСТ 5547-93
Плоскогубцы комбинированные. Технические условия. 13 ГОСТ
5781-82* Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций.
Технические условия. 14 ГОСТ 7211-86* Зубила
слесарные. Технические условия. 15 ГОСТ 7502-988
Рулетки измерительные металлические. Технические условия. 16 ГОСТ 7948-80
Отвесы стальные строительные. Технические условия. 17 ГОСТ 9416-83 Уровни
строительные. Технические условия. 18 ГОСТ 11042-90
Молотки слесарные стальные. Технические условия. 19 ГОСТ
25573-82* Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия. 20 ГОСТ Р 52085-2003 Опалубка.
Общие технические условия. 21 ПБ
10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов. Госгортехнадзор России, М., 2000. 22 ППБ 01-03
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. МЧС России, М., 2003. 23 ЕНиР. Единые нормы и расценки
на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Сборник 4. Монтаж
сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций. Выпуск 1. Здания и
промышленные сооружения. 24 СП
12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые
инструкции по охране труда». 25 Шмит О.Т. «Опалубки для
монолитного бетона», М., Стройиздат, 1987. 26 Рекомендации по установке и
безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, строительных подъемников,
грузоподъемных кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) при разработке
проектов организации строительства и проектов производства работ. ОАО
ПКТИпромстрой, М., 2004 г. |
|