|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ (ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ) РУКОВОДЯЩИЕ
ДОКУМЕНТЫ
ИНСТРУКЦИЯ РД-03-33-2003Москва 2006
РД-03-33-2003 СОДЕРЖАНИЕ I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Инструкция по осуществлению надзора за
строительно-монтажными работами на объектах использования атомной энергии (далее
- Инструкция) устанавливает требования к организации и осуществлению надзора за
деятельностью организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги
эксплуатирующим организациям (далее - организации) при выполнении
строительно-монтажных работ* на ядерных установках (кроме судов и других
плавсредств, космических и летательных аппаратов, других транспортных и
транспортабельных средств), радиационных источниках, пунктах хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ, хранилищах радиоактивных отходов (далее -
ОИАЭ). ____________ * Строительно-монтажные работы - комплекс видов работ по строительству, включающий общестроительные работы, монтаж технологического оборудования и трубопроводов, монтаж электротехнических устройств и систем автоматизации. 2. Инструкция разработана на основании Федерального закона «Об использовании атомной энергии», Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98). 3. Инструкция обязательна для должностных лиц
и работников Госатомнадзора России, осуществляющих государственный надзор
(далее - надзор) за выполнением строительно-монтажных работ на ОИАЭ. 4. Инструкция может быть использована при
организации и осуществлении надзора за деятельностью организаций по выполнению
ремонтных и наладочных работ при модернизации, реконструкции и ремонте ОИАЭ. II.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА.
5. При организации надзора за
строительно-монтажными работами на ОИАЭ следует руководствоваться требованиями
главы III РД-03-43-98. 6. Предметами надзора за
выполнением строительно-монтажных работ на ОИАЭ являются: а) соблюдение организациями законодательства
Российской Федерации в части обеспечения качества выполняемых
строительно-монтажных работ; б) соблюдение организациями требований
федеральных, отраслевых и ведомственных норм и правил в части обеспечения
качества выполняемых строительно-монтажных работ; в) обеспечение организациями необходимого
уровня квалификации специалистов и рабочих, выполняющих строительно-монтажные
работы; г) выполнение организациями условий действия
выданных им лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности
в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям в
области использования атомной энергии. 7. Правовой и нормативной базой организации и
осуществления надзора за строительно-монтажными работами являются: - Конституция Российской Федерации; - федеральные законы; - указы и распоряжения Президента Российской
Федерации; - постановления и распоряжения Правительства
Российской Федерации; - Положение о Федеральном надзоре России по
ядерной и радиационной безопасности; - федеральные нормы и правила в области
использования атомной энергии и другие нормативные документы, устанавливающие
требования к качеству строительно-монтажных работ; - условия действия лицензий, выдаваемых
Госатомнадзором России на право выполнения работ и предоставления услуг
эксплуатирующим организациям в области использования атомной энергии; - постановления, приказы и указания
Госатомнадзора России; - руководящие документы Госатомнадзора
России. Перечень документов, рекомендуемых для
применения при осуществлении надзора за строительно-монтажными работами на
ОИАЭ, приведен в приложении к Инструкции. 8. Деятельность по осуществлению надзора за
строительно-монтажными работами на ОИАЭ включает: а) получение от организаций информации об
обеспечении качества при выполнении строительно-монтажных работ и ее анализ; б) проведение инспекций деятельности
организаций и анализ их результатов; в) применение санкций в случаях нарушения
требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а
также условий действия лицензий Госатомнадзора России; г) проверку в организациях соблюдения
установленного порядка подготовки и проверки знаний норм и правил у
специалистов, допуска специалистов к работе, наличие у них соответствующих
документов, а также участие в работе комиссии организации по проверке знаний
норм и правил у руководителей и специалистов этих организаций; д) проверку в организациях соблюдения
требований норм и правил при аттестации рабочих и специалистов, а также
аттестации технологии сварки. 9. Результаты надзорной деятельности следует
систематически обобщать и использовать для планирования и проведения
профилактической работы по предупреждению нарушений при выполнении
строительно-монтажных работ на ОИАЭ. С этой целью необходимо вести учет и
анализировать причины дефектов, нарушений и отступлений, выявленных при
выполнении строительно-монтажных работ. 10. Надзор за строительно-монтажными работами
осуществляют: - структурные подразделения центрального
аппарата Госатомнадзора России при проведении комплексных инспекций
деятельности эксплуатирующих организаций; - межрегиональные территориальные округа
Госатомнадзора России (далее - округа); - отделы по надзору и отделы инспекций
межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России (далее - отделы
округов). III.
НАДЗОР ЗА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМИ РАБОТАМИ.
11. При осуществлении надзора за
строительно-монтажными работами отделы округов должны получать от организаций и
анализировать следующую информацию об обеспечении качества выполнения
строительно-монтажных работ: а) количество и характер влияющих на качество
строительно-монтажных работ отступлений от требований проектной и
технологической документации; б) количество и характер отступлений при
выполнении строительно-монтажных работ от требований норм и правил в области
использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих
трёбования к качеству выполнения строительно-монтажных работ; в) количество и характер замечаний
организаций, осуществляющих авторский надзор, замечаний и рекламаций от эксплуатирующих
организаций на качество выполнения строительно-монтажных работ, включая
информацию об авариях; г) меры, принимаемые организациями по
предупреждению вышеуказанных отступлений и нарушений. Требования к представлению вышеперечисленной
информации устанавливаются в условиях действия лицензий, выдаваемых
Госатомнадзором России (его территориальными органами). 12. По результатам анализа полученной
информации следует определять: - причины и условия появления нарушений
требований нормативной документации; - эффективность мер, принимаемых
организациями по устранению и предупреждению выявленных отступлений и нарушений
от требований нормативной документации. 13. Отделы округов по результатам обработки и
анализа полученной информации принимают в пределах своей компетенции следующие
меры: а) подготавливают информационные письма в
эксплуатирующие организации; б) планируют в установленном в округе порядке
и проводят инспекции с целью проверки достоверности и полноты представленной
информации и изучения на месте причин и обстоятельств нарушения требований к
обеспечению качества при выполнении строительно-монтажных работ; в) выдают в установленном порядке предписания
ответственным должностным лицам организаций; г) подготавливают предложения по
корректировке условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России
организациям на право выполнять работы и оказывать услуги эксплуатирующим
организациям. 14. По всем предметам надзора, приведенным в пункте 6 настоящей Инструкции, за строительно-монтажными
работами выполняемыми, организациями, округом проводятся следующие виды
инспекций: а) инспекции деятельности организации по
выполнению строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями проекта
ОИАЭ, при этом в состав комиссии включать представителя эксплуатирующей
организации. Результаты инспекции должны быть переданы в эксплуатирующую
организацию для принятия мер. б) инспекции квалификации (аттестации)
специалистов и рабочих, занимающихся вопросами обеспечения качества и качественным
выполнением строительно-монтажных работ; в) инспекции выполнения условий действия
лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии,
выданных Госатомнадзором России; г) инспекции качества строительно-монтажных
работ с применением технических средств с целью подтверждения требуемого
(проектной и нормативной документацией) качества выполненных (смонтированных)
строительных конструкций, систем, оборудования и трубопроводов. Такие инспекции могут быть плановыми и
внеплановыми. О плановых инспекциях организация уведомляется заранее (не менее
чем за 15 дней до ее начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом.
Внеплановые инспекции проводятся в связи с нарушениями требований к обеспечению
качества строительно-монтажных работ, наличием замечаний и рекламаций
эксплуатирующих организаций к качеству выполненных строительно-монтажных работ
и по результатам обработки и анализа полученной информации. 15. По объему проверяемых вопросов инспекции деятельности
организаций могут быть целевыми и оперативными. Целевая
инспекция предусматривает проверку вопросов обеспечения
качества работ одной или нескольких организаций по виду выполняемых
строительно-монтажных работ на различных этапах строительства ОИАЭ. Оперативная
инспекция предусматривает периодическую проверку качества
выполнения строительно-монтажных работ на рабочих местах, в подразделениях
организаций с целью оперативного принятия мер по предупреждению и устранению
отступлений, нарушений и недостатков. Целевые инспекции проводятся при выдаче
лицензий и периодически не реже чем 1 раз в 3 года продолжительностью не более
5 календарных дней. Оперативные инспекции проводятся не реже чем
1 раз в полгода продолжительностью не более 1 календарного дня. Подготовка к проведению инспекций, проведение
инспекций и оформление их результатов осуществляются в порядке, определенном
соответствующими разделами главы VI РД-03-43-98
и в соответствии с графиком производства работ. 16. Инспекции деятельности организаций по
выполнению строительно-монтажных работ осуществляются округами: - при рассмотрении заявлений организаций о
выдаче лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в
части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям; - при сопровождении выданных Госатомнадзором
России вышеуказанных лицензий. Инспекции деятельности при рассмотрении
заявлений организаций о выдаче лицензии Госатомнадзора России на право
осуществления деятельности в части выполнения работ и предоставления услуг
эксплуатирующим организациям, при изменении условий ее действия проводятся с
целью проверки обеспечения качества строительно-монтажных работ непосредственно
на объекте ведения заявленной деятельности, проверки достоверности и
достаточности представленной информации, проверки наличия у заявителя условий и
возможностей для осуществления заявленной деятельности с соблюдением требований
норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных
документов, устанавливающих требования к качеству выполнения
строительно-монтажных работ. Инспекции деятельности при сопровождении
выданных Госатомнадзором России лицензий проводятся с целью проверки выполнения
лицензиатом условий действия лицензий, подтверждения полноты и достоверности
представленной им в Госатомнадзор России информации, принятия организацией
необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в
обеспечении качества строительно-монтажных работ. 17. При рассмотрении заявления о выдаче
лицензии Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в части
выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации (с комплектом
документов, обосновывающих способность обеспечения качества при выполнении
строительно-монтажных работ) в рабочую программу проведения инспекции включают
проверку следующих вопросов: - выполнение постановлений и ранее выданных
предписаний Госатомнадзора России; - достоверность представленной в
Госатомнадзор России информации; - функционирование действующей в организации
системы обеспечения качества; - полнота перечня норм и правил в области
использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих
требования к качеству строительно-монтажных работ; - порядок разработки и внедрения
технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ и
контроль их качества, а также обеспечение ею рабочих мест; - метрологическое обеспечение выполнения
строительно-монтажных работ; - наличие и исправность технологического
оборудования, испытательных средств, оснастки и приспособлений, лабораторных
приборов и мерительного инструмента; - организация входного контроля, хранения и
запуска в производство материалов конструкций и издёлий; - порядок обучения и периодической аттестации сварщиков, контролеров и рабочих других строительных профессий, ведение документации по учету их работы, личных клейм; - порядок проверки знаний норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ, у руководителей и специалистов, наличие у них удостоверений о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение сроков проверки знаний; - организация введения в действие и
выполнение условий действия лицензий Госатомнадзора России. Перечень вопросов уточняется в зависимости от
конкретных видов работ, подлежащих лицензированию, и условий деятельности
организации. 18. Рабочая программа инспекции деятельности
при рассмотрении заявления организации об изменении условий действия лицензии
Госатомнадзора России составляется с учетом специфики предлагаемых изменений.
Рабочая программа утверждается в установленном округом порядке. 19. При сопровождении лицензий Госатомнадзора
России на право осуществления деятельности в части выполнения работ, и
предоставления услуг эксплуатирующей организации объем вопросов, включаемых в
рабочую программу инспекции, определяется с учетом вида проводимой инспекции
(целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации о
состоянии обеспечения качества строительно-монтажных работ. Инспекции, как правило, должны обеспечивать
проверку: - выполнения ранее выданных предписаний
органов Госатомнадзора России; - выполнения постановлений, указаний и
решений Госатомнадзора России по вопросам обеспечения качества
строительно-монтажных работ; - функционирования системы обеспечения
качества выполняемых работ; - наличия и выполнения программы обеспечения
качества по конкретному (проверяемому) виду строительно-монтажных работ; - деятельности служб контроля качества
(службы технического надзора заказчика, службы технического контроля,
строительной лаборатории, технической инспекции, геодезической службы и т.д.) и
деятельности руководства организаций по вопросам контроля и обеспечения
качества; - соответствия объема и методов контроля
качества при выполнении строительно-монтажных работ требованиям норм и правил в
области использования атомной энергии, других нормативных документов,
устанавливающих требования к качеству; - состояния и ведения отчетно-учетной и
сдаточной документации; - состава и деятельности комиссии по проверке
знаний норм и правил у руководителей и специалистов; выборочную проверку их
знаний; - состава и деятельности постоянно
действующей комиссии по аттестации сварщиков, контролеров и рабочих других
профессий; - состояния рабочих мест организации,
подтверждающую: наличие у персонала удостоверения с отметкой
о проверке знаний норм и правил и соответствие его квалификации выполняемой
работе; наличие нормативной, проектной,
технологической и другой необходимой документации; соответствие условий хранения основных,
сварочных, предназначенных для дефектоскопии и других материалов требованиям
норм и правил, наличие сертификатов и другой сопроводительной документации, а
также документации входного контроля; соответствие состояния вспомогательного
оборудования, оснастки, приспособлений, приборов и аппаратуры, применяемых при
выполнении строительно-монтажных работ и контроле их качества, проекту
производства работ (ППР) или технологической документации; организацию ремонта
и обслуживания этих технических средств, ведение отчетно-учетной документации,
наличие паспортов и инструкций; качественное ведение монтажа оборудования,
трубопроводов, аппаратуры, систем, строительных конструкций (изготовление
строительных конструкций систем, важных для безопасности ОИАЭ) и соответствие
его требованиям норм и правил; правильность отбора проб и сварки,
контрольных образцов. 20. Инспекции квалификации (аттестации)
работников, занимающихся вопросами обеспечения качества при выполнении
строительно-монтажных работ, включают: - проверку организации подбора, подготовки, допуска
к работам и повышения квалификации работников; - порядок обучения и периодической аттестации
сварщиков, контролеров и рабочих других строительных профессий, ведение
документации по учету их работы, личных клейм; - порядок проверки знаний норм и правил в
области использования атомной энергии, других нормативных документов,
устанавливающих требования к качеству строительно-монтажных работ, у
руководителей и специалистов, наличие у них удостоверений о проверке знаний,
соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение сроков
проверки знаний; - участие - представителей Госатомнадзора
России в работе экзаменационных комиссиях организаций по проверке знаний
работников. IV.
САНКЦИИ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ.
21. Применение санкций, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и Положением о Федеральном надзоре
России по ядерной и радиационной безопасности, осуществляется в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. V.
УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМИ РАБОТАМИ.
22. Учет и анализ результатов надзора за
строительно-монтажными работами возлагаются на отделы по надзору и отделы
инспекций округов. 23. Учету и анализу подлежат следующие
документы: - акты, акты-предписания и предписания по
результатам проведенных инспекций; - информация организаций об обеспечении
качества выполнения строительно-монтажных работ; - информация организаций о выполнении
постановлений и предписаний Госатомнадзора России; - материалы по применению санкций
Госатомнадзора России. 24. Выявленные в процессе проведения всех
видов инспекций и анализа информации нарушения требований к обеспечению
качества строительно-монтажных работ, должны быть систематизированы по наличию
отступлений от требований норм и правил в области использования атомной
энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству
строительно-монтажных работ, условий действия лицензий Госатомнадзора России. 25. Все нарушения должны быть проанализированы
с целью определения: - степени их влияния на обеспечение качества
строительно-монтажных работ; - видов работ, при выполнении которых не
исключены подобные нарушения; - причин и обстоятельств, приведших к
нарушениям; - достаточности и эффективности, принятых мер
по исключению подобных нарушений; - достаточности и эффективности применяемых
санкций. 26. Результаты анализа надзора за
строительно-монтажными работами представляются округами в центральный аппарат
Госатомнадзора России в порядке, установленном Положением о планировании и
отчетности в системе Госатомнадзора России (РД-03-01-2001). 27. Результаты анализа деятельности по
надзору за строительно-монтажными работами необходимо использовать: - при составлении рабочих программ проведения
инспекций; - при составлении планов проведения
инспекций; - при организации и проведении целевых и
оперативных инспекций (в том числе внеплановых) деятельности других
организаций. Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ,
|
|