|
Приказ
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27
ноября 2006 г. N 1031 Об утверждении и введении в действие
Инструкции о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов
использования атомной энергии Приказываю Утвердить
и ввести в действие с 1 января 2007 года прилагаемую Инструкцию
о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов использования
атомной энергии (РД 07-04-2006). Руководитель К.Б. Пуликовский Руководящие документы Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору Инструкция о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергииРД-07-04-2006
Зарегистрировано
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 30
ноября 2006 г. Регистрационный
N 392 Введена в
действие с 1 января 2007 г. I. Общие положения1.
Инструкция о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов
использования атомной энергии (далее - Инструкция) разработана в соответствии с
Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" (N 170-ФЗ от 21
ноября 1995 г.), "Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных
установок и пунктов хранения ядерных материалов" (постановление
Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. N 264), "Правилами
физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных
веществ" НП
034-01 (постановление Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. N 3),
"Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору" (постановление Правительства Российской Федерации от 30
июля 2004 г. N
401). 2.
Инструкция определяет требования к подготовке и проведению на объектах
использования атомной энергии, поднадзорных Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), целевой
инспекции выполнения установленных требований по обеспечению физической защиты
указанных объектов (далее - инспекция). Инструкция
является обязательной для работников центрального аппарата Службы и входящих в
ее состав межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью (далее в соответствующих случаях - территориальные
органы или территориальный орган Службы), на которых возлагаются организация и
проведение соответствующих инспекций. 3.
Инспекции проводятся при рассмотрении заявлений организаций о выдаче лицензий
Службой и при осуществлении организациями разрешенной деятельности. 4.
Инспекции проводятся с целью: проверки
соблюдения эксплуатирующими организациями и организациями, выполняющими работы
и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии,
установленных требований к обеспечению физической защиты и принятия
территориальными органами Службы необходимых мер по выявлению и своевременному
устранению нарушений и недостатков в обеспечении физической защиты в
соответствии с существующим законодательством; подтверждения
полноты и правильности информации об обеспечении физической защиты,
представленной в органы Службы; оценки
возможностей и наличия условий у заявителя для осуществления лицензируемой
деятельности в части обеспечения физической защиты; проверки
выполнения условий действия лицензий. 5.
Инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые
инспекции проводятся в соответствии с комплексным планом работы Службы,
годовыми и квартальными планами работ территориальных органов Службы. О
плановых инспекциях инспектируемые организации уведомляются заранее (рабочая
программа инспекции должна быть направлена в инспектируемую организацию не
позднее, чем за 15 дней до ее начала), о внеплановых - непосредственно перед их
началом. Внеплановые
инспекции могут проводиться в связи с информацией о нарушениях в работе
объектов использования атомной энергии (в части обеспечения физической защиты)
и в других случаях по решению руководства Службы и ее территориальных органов.
Рабочая программа и план проведения внеплановой инспекции должны быть переданы
инспектируемой организации перед началом инспекции. 6.
Целевая инспекция физической защиты в поднадзорных организациях должна
проводиться на ядерно- и радиационно-опасных объектах, на территории которых
используются и ядерные материалы и радиоактивные вещества, не реже одного раза
в год, на радиационно-опасных объектах, на территории которых используются
только радиоактивные вещества, - не реже одного раза в два года. 7.
Термины и определения, используемые в Инструкции, приведены в приложении N 2. II. Требования к подготовке и проведению целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергии8.
Целевая инспекция подготавливается в соответствии с требованиями, изложенными в
Положении об организации государственного надзора за безопасностью при
использовании атомной энергии (РД
03-43-98), Положении о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных
материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД 08-15-98),
Инструкции по осуществлению надзора за физической защитой радиационных
источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ (РД
08-31-2003), Положении о проведении целевой инспекции физической защиты
ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД
08-12-97), Инструкции по проведению инспекции инженерно-технических средств
физической защиты ядерно-опасных объектов (РД 08-19-2000), Методических
указаний по проведению оценки состояния физической защиты ядерно- и радиационно
опасных объектов по результатам проведенной инспекции (РД 07-01-2004),
Инструкции по проверке подразделений ведомственной охраны при проведении
инспекций физической защиты объектов использования атомной энергии (РД 08-27-2002),
Типовой программе инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных
установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД 08-20-2000), Инструкции по
проведению инспекции физической защиты ядерных материалов при их
транспортировании (РД 08-25-2001). 9.
Инспекция может проводиться комиссией центрального аппарата Службы, назначаемой
приказом руководителя Службы, или комиссией территориального органа Службы,
назначаемой приказом руководителя этого органа. В
приказе определяются персональный состав комиссии (председатель и ее члены),
сроки работы комиссии, а также федеральные органы исполнительной власти, иные
органы, организации и учреждения, которым (помимо инспектируемой организации)
надлежит направить акт о результатах проведенной инспекции. Инспекция
может проводиться также группой инспекторов (инспектором), назначаемой(ого)
приказом руководителя территориальной службы или распоряжением начальника
отдела инспекции. 10.
Инспекция проводится по рабочей программе, составляемой в соответствии с
установленными в главе III Инструкции
основными направлениями инспекции и их содержанием. 11.
Инспекция проводится в присутствии уполномоченных представителей
эксплуатирующей (инспектируемой) организации. 12.
Инспекции поднадзорных организаций, охраняемых внутренними войсками МВД России,
проводятся при участии представителей командования (штабов) внутренних войск
МВД России. 13.
В процессе инспекции инспектирующим лицам необходимо соблюдать требования
ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, режима секретности
и не вмешиваться в технологические процессы, осуществляемые в инспектируемой
организации. При
проверке действий подразделений охраны запрещается использовать метод
провокаций. III. Основные направления инспекции и их содержание14.
Инспекция включает проверку организационного обеспечения функционирования
системы физической защиты, проверку состояния и работоспособности ИТС ФЗ и
проверку действий подразделения охраны. 14.1.
Инспектирование организационного обеспечения функционирования системы
физической защиты включает проверки: -
обеспеченности организации законодательными, иными нормативными правовыми
актами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной
энергии, ведомственными нормативными документами, регламентирующими
деятельность по обеспечению физической защиты (приложение
3); -
наличия внутриобъектовых организационно-распорядительных и других документов (приложение
4), выполнение их требований и соответствие содержащихся в них положений
документам, указанным в приложении
3; -
соответствия инженерно-технических средств физической защиты ЯОО категории
ядерных материалов; -
соответствия системы и способа охраны требованиям акта межведомственной
(ведомственной) комиссии по охране объекта; -
наличия и состояния охраняемых зон (защищенной, внутренней, особо важной) и
физических барьеров по периметру этих зон, включая конструкции зданий и
сооружений; -
организации доступа работников объекта, командированных лиц в охраняемые зоны.
Порядок досмотра транспортных средств и использование технических средств
обнаружения проноса (провоза) радиоактивных материалов, металлов и взрывчатых
веществ на контрольно-пропускных пунктах; -
учета доступа лиц в помещения, учета ключей, использования наборных кодов
(периодическое изменение цифровых наборов последних); -
организационных мероприятий по обеспечению режима самоохраны; -
выполнения правила двух (трех) лиц, учета лиц, уполномоченных на вскрытие
хранилищ. 14.2.
Инспектирование состояния и функционирования ИТС ФЗ включает проверки: -
состояния оборудования ИТС ФЗ объекта; -
основных характеристик ТС ФЗ (тип, количество, вероятности обнаружения, частоту
ложных срабатываний, возможные сценарии и способы преодоления потенциальным
нарушителем комплекса ТСО); -
соответствия принятых проектных решений по инженерно-техническому обеспечению
ФЗ требованиям нормативных документов (применение оборудования, функционирующего
на различных физических принципах, наличие резервных источников электропитания
комплекса ИТС ФЗ и т.д.); -
работоспособности средств оптико-электронного наблюдения, тревожной
сигнализации, системы специальной связи, систем обеспечения, средств обнаружения
проноса (провоза) радиоактивных материалов, взрывчатых веществ и предметов из
металла, выработку ими ресурса; периодичность и объем проверки исправности ТС
ФЗ, порядок технического обслуживания, наличие актов (журналов) проверки. 14.3.
Инспектирование действий подразделения охраны включает проверки: -
состояния охраны объекта; -
укомплектованности личным составом, обеспеченности вооружением, транспортом и
средствами связи; -
организации взаимодействия подразделений охраны, службы безопасности с
персоналом и администрацией объекта использования атомной энергии; -
организации взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений
охраны с органами Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел
Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях; -
профессиональной подготовки, прохождения периодической аттестации, проведения
учений; -
организации и несения караульной службы; -
практических действий личного состава при получении сигнала тревоги; -
знания личным составом охраны должностных обязанностей и требований инструкций
по обеспечению охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях; -
порядка допуска личного состава охраны к работе. IV. Оформление результатов инспекции15.
Результаты инспекции, проведенной в процессе рассмотрения документов,
представленных для получения лицензии Службы, оформляются актом, составленным
по форме, установленной Положением об организации государственного надзора за
безопасностью при использовании атомной энергии (РД
03-43-98), приведенной в приложении 1 для акта-предписания с исключением
пунктов 5, 6 и 7. Также
актом оформляются результаты комплексных и целевых инспекций, если при их
проведении не выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности. При
выявлении нарушений результаты инспекции оформляются актом, составленным по
форме, установленной Положением об организации государственного надзора
(приложение 1) и предписанием (приложение 2). При
выявлении нарушений результаты оперативной инспекции оформляются предписанием,
составленным по форме, установленной Положением об организации государственного
надзора (приложение 2). 16.
В акте, оформленном по результатам инспекции, должны быть отражены: -
основание для составления акта (дата и номер приказа соответствующего
руководителя о проведении инспекции); -
дата и место составления акта; -
должности, инициалы, фамилии председателя и членов комиссии; -
должности, инициалы, фамилии полномочных представителей инспектируемой организации,
в присутствии которых работала комиссия; -
краткое описание проверяемого объекта (подразделения, установки и т.д.) и его
системы физической защиты; -
проведенная комиссией работа и ее результаты; -
выводы, рекомендации и предложения о применении предусмотренных
законодательством Российской Федерации санкций. 17.
Сроки устранения нарушений в предписании устанавливаются с учетом обоснований
инспектируемой организации. Выдача
предписаний, изменяющих сроки выполнения и содержание работ (мероприятий),
предусмотренных условиями действия лицензий, а также выдача повторных
предписаний в связи с невыполнением ранее выданных не допускается. 18.
Акт, предписание после оформления должны быть выданы под роспись руководителю
инспектируемой организации или отправлены по почте в 15-дневный срок со дня
окончания инспекции. 19.
Копии всех актов, предписаний по результатам инспекций физической защиты
направляются в центральный аппарат и территориальные органы Службы в
соответствии с установленным порядком. Приложение N 1
Перечень сокращений и их расшифровка
Приложение N 2
Термины и определенияИнженерно-технические
средства физической защиты
- технические средства и физические барьеры, входящие в систему физической
защиты объекта. Лицензия - официальный документ, выдаваемый в
установленном порядке уполномоченным органом государственного регулирования
безопасности на осуществление при определенных условиях деятельности и работ. Несанкционированное
действие - совершение
или попытка совершения диверсии, хищения ЯМ, РИ, РВ, РАО, несанкционированного
доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя средств
физической защиты. Несанкционированный
доступ - проникновение
лиц, не имеющих права доступа в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения
или в грузовые отсеки транспортных средств, перевозящих ЯМ, РИ, РВ, РАО. Пункты
хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных
отходов - не относящиеся
к ЯУ и РИ стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ЯМ и
РВ, хранения или захоронения РАО. Радиационные
источники - не
относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и
изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется
ионизирующее излучение. Самоохрана - комплекс организационно-технических
мероприятий, проводимых в рабочее время работниками (персоналом)
эксплуатирующей организации, организации, предприятия с целью исключения
несанкционированного доступа в охраняемые помещения, здания и на территории,
где проводятся работы с ЯМ, РВ, РАО, посторонних лиц и обеспечения сохранности
ЯМ, РВ и РАО. В нерабочее время такие помещения, здания и территории охраняются
с помощью технических средств системы физической защиты или постом
подразделения охраны. Технические
средства физической защиты (ТС ФЗ)
- включают в себя: систему
(системы) охранной сигнализации, расположенной по периметру охраняемых зон,
зданий, сооружений, помещений; средства
для осуществления доступа, установленные на контрольно-пропускных пунктах и в
охраняемых зданиях, сооружениях, помещениях; систему
оптико-электронного наблюдения за периметрами охраняемых зон,
контрольно-пропускными пунктами, охраняемыми зданиями, сооружениями,
помещениями; систему
специальной связи; средства
обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и
предметов из металла; системы
обеспечения (электропитание, освещение и др.). Устройства
индикации вмешательства (УИВ)
- технические средства системы контроля (печати, пломбы), предназначенные для
обнаружения несанкционированного доступа к ЯУ, РИ, ЯМ, РВ, РАО, в ПХ. Физическая
защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных
материалов (ФЗ ЯМ) -
совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и
действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ЯМ,
РВ. Физический
барьер - физическое
препятствие, создающее задержку проникновению нарушителя в охраняемые зоны. Эксплуатирующая
организация -
организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации
и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии
пригодной эксплуатировать ЯУ, РИ или ПХ и осуществлять собственными силами или
с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию,
сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ЯУ, РИ или ПХ, а также
деятельность по обращению с ЯМ и РВ. Ядерные
установки (ЯУ) -
сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда
и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные
и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными,
экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и
подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и
устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие
ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства,
использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных
материалов. Приложение N 3
Перечень
|
|