|
Постановление
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27
декабря 2006 г. N 14 Об утверждении и введении в действие
руководства по безопасности "Анализ результатов контроля и оценка
состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных
установок" Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет: Утвердить
и ввести в действие с 1 марта 2007 г. прилагаемое руководство по безопасности
"Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной
безопасности исследовательских ядерных установок" (РБ-037-06). Руководитель К.Б. Пуликовский Руководства
по безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установокРБ-037-06
Введено в
действие с 1 марта 2007 г. Руководство
по безопасности "Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и
радиационной безопасности исследовательских ядерных установок" разработано
в соответствии с требованиями Общих положений обеспечения безопасности
исследовательских ядерных установок, действующих на исследовательских ядерных
установках правил ядерной безопасности и учитывает рекомендации МАГАТЭ,
представленные в руководстве DS260 "Maintenance, periodic testing and
inspection of research reactors". Выпускается
впервые*. 1. Назначение и область применения1.1.
Настоящее руководство по безопасности "Анализ результатов контроля и
оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных
установок" (далее - Руководство) имеет рекомендательный характер и
содержит возможные способы выполнения требований пункта 5.1.10 "Общих
положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных
установок", раздела 5 "Правил
ядерной безопасности исследовательских реакторов", раздела 4 "Правил
ядерной безопасности импульсных исследовательских ядерных реакторов",
раздела 6 "Правил ядерной безопасности критических стендов", раздела
4 "Правил
ядерной безопасности подкритических стендов", касающихся контроля и оценки
состояния ядерной и радиационной безопасности (далее - ЯРБ) исследовательских
ядерных установок (далее - ИЯУ). В настоящем руководстве приведены общие
рекомендации по проведению анализа результатов проверки состояния ЯРБ ИЯУ с
целью ранжирования выявленных недостатков по их влиянию на ЯРБ ИЯУ и
качественной оценки состояния ЯРБ ИЯУ. 1.2.
Настоящее руководство предназначено для специалистов и должностных лиц,
осуществляющих проверку состояния ЯРБ ИЯУ на этапах ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и вывода из эксплуатации ИЯУ или выполняющих экспертизу
документов, обосновывающих ЯРБ ИЯУ. 1.3.
В случае несоответствия способов, используемых при оценке состояния ЯРБ ИЯУ,
рекомендациям настоящего руководства в итоговых документах по результатам проверки
состояния ЯРБ ИЯУ следует привести соответствующее обоснование имеющегося
несоответствия. 2. Общие положения2.1.
Проверка и контроль ЯРБ ИЯУ проводятся с целью оценки возможностей и наличия в
эксплуатирующей организации (далее - ЭО) условий для осуществления заявленной
деятельности с соблюдением требований, установленных действующим
законодательством Российской Федерации, федеральными нормами и правилами,
условиями действия лицензий, проектной, конструкторской, технологической и
эксплуатационной документацией ИЯУ и другими нормативно-техническими
документами в области использования атомной энергии, распространяющимися на
ИЯУ. 2.2.
Оценка состояния ЯРБ ИЯУ может проводиться: -
комиссиями и соответствующими службами (должностными лицами) ЭО - при
проведении внутреннего контроля состояния ЯРБ ИЯУ; -
комиссиями органа государственного управления использованием атомной энергии -
при ведомственном контроле состояния ЯРБ ИЯУ; -
экспертной организацией - при экспертизе документов, обосновывающих ЯРБ в
составе заявки ЭО на получение лицензии на право деятельности на ИЯУ; -
комиссией (инспектором) Межрегионального территориального округа по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору - при проведении инспекций состояния ЯРБ
ИЯУ. 2.3.
В настоящем руководстве используются термины, установленные федеральными
нормами и правилами в области использования атомной энергии. 3. Анализ результатов контроля и оценка состояния ЯРБ ИЯУ3.1.
В качестве индикаторов (показателей) уровня ЯРБ ИЯУ следует использовать
требования нормативно-технических документов по следующим направлениям: -
наличие и выполнение требований и условий разрешительных документов органов
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
(лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии,
санитарно-эпидемиологические заключения, разрешения на выбросы и сбросы,
разрешения работникам (персоналу) ИЯУ на право ведения работ в области
использования атомной энергии и др.); -
организационное обеспечение деятельности на ИЯУ; -
состояние документации; -
техническое обеспечение ЯРБ (состояние физических барьеров, элементов и систем,
важных для безопасности, зданий и сооружений, электроснабжения ИЯУ и др.); -
обеспечение ЯРБ при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами
и радиоактивными отходами; -
техническая безопасность (состояние грузоподъемных механизмов, трубопроводов,
сосудов, работающих под давлением); -
обеспечение физической защиты, учет и контроль ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; -
соответствие ИЯУ паспортным данным и выполнение установленных в ЭО порядка и
сроков переоформления паспорта ИЯУ; -
обеспечение пожарной безопасности; -
противоаварийная готовность ИЯУ; -
обеспечение качества деятельности на ИЯУ; -
организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) к
ядерно- и радиационно опасным работам и работам с системами, важными для
безопасности; -
культура безопасности. 3.2.
При проведении проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует проанализировать влияние на
ЯРБ ИЯУ выявленных несоответствий требованиям действующих нормативно-технических
документов, исходя из возможных радиационных последствий несоответствий. При
необходимости, ЭО следует обеспечить проведение дополнительного расчета
надежности систем, важных для безопасности, и дополнительного анализа
безопасности с учетом нового перечня исходных событий и фактического состояния
ИЯУ. 3.3.
По результатам проверки ЯРБ ИЯУ следует оценить уровень ЯРБ ИЯУ как
качественной характеристики состояния безопасности ИЯУ, устанавливаемой путем
проведения анализа и оценки соответствия ИЯУ требованиям действующих
нормативно-технических документов и с учетом фактического состояния систем и
элементов, важных для безопасности. 3.4.
Состояние ЯРБ ИЯУ может быть оценено одним из следующих уровней безопасности: -
уровень удовлетворительный (У1) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся
отсутствием несоответствий или наличием несоответствий ИЯУ требованиям
действующих нормативно-технических документов, которые не могут быть
непосредственной причиной событий (нарушений), имеющих радиационные
последствия, при этом радиационное воздействие ИЯУ на работников (персонал),
население и окружающую среду не превышает пределов, установленных для
нормальной эксплуатации; -
уровень недостаточный (У2) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся
наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических
документов по безопасности ИЯУ, которые при проведении работ следующего этапа
жизненного цикла ИЯУ или при проведении работ по новой программе текущего
жизненного цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим радиационные
последствия; -
уровень низкий (У3) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием
несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов,
которые могут привести или привели к нарушению эксплуатационных пределов и
условий и (или) превышению контрольных уровней радиационного воздействия ИЯУ и
требуют оперативной реализации компенсирующих мер по обеспечению безопасности
при проведении текущих работ на ИЯУ; -
уровень недопустимый (У4) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся
наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических
документов, которые могут привести к нарушению пределов и условий безопасной
эксплуатации ИЯУ и (или) вызывают необходимость прекращения ядерно- и (или)
радиационно опасных работ с целью исключения радиационного воздействия на
работников (персонал), население и окружающую среду сверх допустимых пределов. 3.5.
Установленный уровень безопасности ИЯУ должен быть зафиксирован в итоговых
документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ. 3.6.
В итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует
представить предложения по повышению безопасности ИЯУ и контролю их выполнения
с указанием сроков последующих проверок, цели (программы) проверок, при этом: -
если уровень безопасности признан удовлетворительным, могут быть представлены
предложения по срокам устранения выявленных несоответствий требованиям
нормативно-технических документов; -
если уровень безопасности ИЯУ признан недостаточным, следует привести
информацию о выполнении (невыполнении) имеющегося в ЭО плана мероприятий по
устранению несоответствий ИЯУ требованиям нормативно-технических документов и о
приемлемости установленных сроков их устранения; -
если уровень безопасности ИЯУ признан низким, следует привести условия, при
которых возможно дальнейшее продолжение работ; -
если уровень безопасности ИЯУ признан недопустимым, следует привести
мероприятия, после выполнения которых можно возобновить ядерно- и (или)
радиационно опасные работы на ИЯУ, а также предложения по программе
комиссионной проверки состояния ЯРБ ИЯУ, которая должна предшествовать
возобновлению работ. 3.7.
В приложении
приведены примеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ. ______________________________ *
Руководство разработано в НТЦ ЯРБ. В процессе разработки учтены замечания и
предложения специалистов Ростехнадзора, ФГУ РНЦ "Курчатовский
институт" и ФГУП "ГНЦ РФ НИИАР". Приложение
(справочное) Примеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ
|
|