|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РД-04-32-2003
"госатомнадзор россии Москва 2003 СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические указания
по осуществлению надзора за проектированием и конструированием управляющих
систем и систем электроснабжения атомных станций (далее - Методические
указания) определяют совокупность и последовательность действий инспекторского
состава Госатомнадзора России по осуществлению государственного надзора за
проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения
атомных станций. 2. Методические
указания разработаны в соответствии Положением о Федеральном надзоре России по
ядерной и радиационной безопасности и Положением об организации
государственного надзора за безопасностью, при использовании атомной энергии (РД-03-43-98). 3. Методические
указания обязательны для должностных лиц и работников Госатомнадзора России,
осуществляющих государственный надзор (далее - надзор) за проектированием и
конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС. II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ
И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС
4. При
осуществлении надзора за проектированием и конструированием управляющих систем
и систем электроснабжения АС следует руководствоваться требованиями главы III РД-03-43-98. 5. Предметами
надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем
электроснабжения АС являются: - соблюдение организациями
законодательства Российской Федерации в части обеспечения качества выполняемых
работ при проектировании и конструировании управляющих систем и систем
электроснабжения АС; - соблюдение
организациями требований федеральных, отраслевых, и ведомственных норм и правил
в части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании и
конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС; - обеспечение
организациями необходимого уровня квалификации специалистов, выполняющих
проектные и конструкторские работы; - выполнение
организациями условий действия выданных им лицензий Госатомнадзора России на
право осуществления деятельности в области использования атомной энергии. 6. Правовой и
нормативной базой осуществления надзора за проектированием и конструированием
управляющих систем и систем электроснабжения АС являются: - федеральные
законы; - указы и
распоряжения Президента Российской Федерации; - постановления и
распоряжения Правительства Российской Федерации; - Положение о
Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности; - федеральные
нормы и правила в области использования атомной энергии (далее - нормы и
правила) и другие нормативные документы; - условия действия
лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России на право выполнения работ по
проектированию и конструированию оборудования и систем АС; - руководящие
документы Госатомнадзора России. 7. Межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России (далее - округа) должны систематически обобщать результаты надзорной деятельности и использовать их для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений и отступлений от требований норм и правил при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС. 8. Надзор за
проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения
АС осуществляют: - округа; - отделы по
надзору и отделы инспекций округов. III. НАДЗОР ЗА
ПРОЕКТИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС
9. Надзор осуществляется
на всех стадиях и этапах проектирования управляющих систем и систем
электроснабжения АС. 10. При оценке
соответствия проекта системы и/или подсистемы требованиям норм и правил
необходимо проверять следующие вопросы: а) соответствие
выполненного проекта техническому заданию на разработку управляющей системы или
системы электроснабжения АС, подсистемы и отдельных комплексов систем; б) выполнение
требований по обеспечению безопасности АС в технических заданиях на разработку
технических, программно-технических, программных средств и оборудования,
входящих в систему/подсистему; в) наличие и
эффективность функционирования программы обеспечения качества проектирования; г) другие вопросы
соблюдения требований безопасности, входящие в компетенцию Госатомнадзора
России. При этом особое внимание следует обращать на системы, комплексы и
оборудование, отказы которых могут являться исходными событиями аварий, и на
оборудование систем безопасности. 11. При оценке
соответствия рабочей документации системы и/или подсистемы требованиям норм и
правил необходимо проверять следующие вопросы: а) соответствие
рабочей документации на рассматриваемые системы, отдельные составные части этих
систем и оборудование для них (включая технические условия на оборудование и
приборы, входящие в системы безопасности и системы важные для безопасности),
утвержденному проекту; б) правильность
внесения изменений в проектную документацию управляющей системы и системы
электроснабжения и оформления извещений об изменении документации. 12. Программы
целевых инспекций могут включать в себя проверку: а) наличия в
организации лицензии Госатомнадзора России на проектирование атомных станций в
части управляющей системы и системы электроснабжения; б) выполнения
условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид
деятельности, а также предписаний, ранее выданных Госатомнадзором России и его
округом; в) организации
системы разработки, учета; хранения и обращения проектной документации на
бумажных, магнитных и иных носителях информации; г) обеспеченности
НД, сопровождения и корректировки перечня НД и учтенных экземпляров НД; д) эффективности
функционирования программы обеспечения качества проектирования; е) организации
системы обучения и проверки знаний норм, правил и инструкций специалистов,
участвующих в разработке проектной документации; других вопросов,
предусмотренных п. 29 РД-03-43-98. III.1.
ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ (ПРОЕКТИРОВАНИЕМ) ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ АС
13. Задачей
надзора за разработкой (проектированием) программных средств управляющих систем
АС является выяснение, как в программных средствах реализуются основные
принципы безопасности при использовании атомной энергии. 14. Надзор
осуществляется на этапах жизненного цикла ПС, в том числе на следующих этапах: - спецификация
требований к ПС; - разработка и
программирование ПС (рабочее проектирование); - интеграция ПС в
вычислительную систему управления; - комплексные
испытания и сдача в эксплуатацию. 15. Методика надзора
заключается в оценке соответствия проектных решений при разработке ПС
требованиям норм и правил, которая организуется в соответствии с требованиями
РД-03-13-99. 16. Разработчиком
документации на ПС должна быть представлена информация по типам ПС, используемым
в управляющей системе, в том числе по: - вновь
разрабатываемым ПС специально для применения на АС; - ранее
разработанным ПС общепромышленного применения. 17. В состав
документации на ранее разработанные (приобретенные) ПС должны входить: - документация о
пригодности ПС; - документация по
оценке качества ПС; - документация по
оценке эксплуатационного опыта применения (референтность) ПС; - документация по
интеграции в систему и обслуживанию ПС. 18. Должна быть
проведена оценка документации по функциональной классификации ПС в соответствии
с классом безопасности управляющей (вычислительной) системы, в которую
интегрируется ПС. 19. По
документации на испытания ПС, интегрированных в вычислительные системы
управляющих систем, должна проводиться оценка, в том числе: - программ и
методик испытаний ПС; - программ и
методик предварительных, приемо-сдаточных и приемочных (квалификационных)
испытаний ПС, интегрированных в вычислительную систему. Документация по
подтверждению возможности применения ранее разработанных ПС должна
соответствовать функциональным, эксплуатационным и архитектурным требованиям
спецификации. IV. НАДЗОР ЗА
КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ
20. В рамках
осуществления надзора за конструированием оборудования управляющих систем и
систем электроснабжения АС проводятся: а) инспекции
деятельности предприятия по конструированию оборудования; б) контроль за
эффективностью функционирования программы обеспечения качества конструирования; в) оценка
соответствия конструкторской документации на оборудование (включая технические
условия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы,
важные для безопасности) утвержденному техническому заданию; г) инспекции
разрабатываемой конструкторской документации (РД-03-48-99); д) рассмотрение и оценка
КД на соответствие требованиям норм и правил (раздел 4 ОПБ 88/97), 21. Инспекции
документации проводятся в рамках сопровождения выданных Госатомнадзором России
лицензий. Объем (программа) инспекций определяется с учетом вида проводимой
инспекции (целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации
об уровне обеспечения качества и надежности разрабатываемой продукции. 22. Инспекции
деятельности по конструированию программно-технических, технических средств и
оборудования проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условий
действия лицензии и оценки вопросов обеспечения качества и надежности
конструируемого оборудования. Рабочая программа
инспекции должна включать следующие вопросы, подлежащие проверке: а) выполнение
условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид
деятельности, а также предписаний, ранее выданных округом; б) выполнение (и
документальное оформление) требований, предусмотренных Условиями поставки импортного
оборудования, изделий, материалов и комплектующих для ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации (РД-03-36-2002); в) полнота,
достаточность и достоверность информации, представляемой организацией в
Госатомнадзор России в соответствии с условиями действия лицензии; г)
функционирование системы обеспечения качества при конструировании
программно-технических, технических средств и оборудования; д) наличие,
полнота и обновляемость перечня нормативной и технической документации,
требования которой учитываются при конструировании оборудования; е) организация
разработки, утверждения, введения в действие, внесения изменений в
конструкторскую документацию на всех этапах разработки, включая информацию о
системе учетной и отчетной документации; техническое и
программное оснащение организации, верификация и аттестация программных
средств; з) организация
взаимодействия с производственным участком организации и организациями,
использующими разрабатываемую конструкторскую документацию, для выявления,
учета и анализа недостатков этой документации, а также принятия мер по их
устранению; и) организация
сбора информации об отказах и дефектах конструируемого оборудования и
проведения ее анализа с целью принятия своевременных мер по обеспечению
качества оборудования. Перечень вопросов
уточняется в зависимости от конкретных условий деятельности организации и цели
проводимой инспекции. 23. Инспекции
квалификации работников организации, участвующих в разработке оборудования
включают проверку: а) соответствия
организации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации
указанной категории работников установленным требованиям; б) наличия в
организации Положения о проверке знаний НД по безопасности; в)
укомплектованности организации квалифицированными работниками, уровня их
образования, квалификации, прохождения специальной подготовки (стажировки). 24. Рассмотрение и
оценка разрабатываемой конструкторской документации в ходе целевых или
оперативных инспекций на всех этапах конструирования оборудования могут
проводиться как на территории организации (непосредственно в ходе инспекции),
так и на рабочем месте инспектора. 25. Перечень
представляемой на инспекцию конструкторской документации и документов,
обосновывающих выполнение требований норм и правил, других нормативных
документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования,
для каждой стадии конструирования утверждается руководителем округа. Документация для
проведения инспекции организацией представляется в округ по графику,
согласованному руководителем подразделения Госатомнадзора России,
Осуществляющего надзор за конструированием оборудования. 26. При
рассмотрении и оценке конструкторской документации соответствующее
подразделение Госатомнадзора России должно получать от организации и
анализировать следующую информацию: а) количество и
характер замечаний к конструкторской документации от изготовителей
конструируемого оборудования (в случаях, когда разработчик и изготовитель,
разные юридические лица); б) рекламации от
эксплуатирующих организаций и потребителей на конструируемое оборудование,
включая информацию об отказах и дефектах (в случаях, когда разработчик и
изготовитель одно юридическое лицо); в) комплекс мер,
принятый предприятием по предупреждению вышеуказанных рекламаций и замечаний. 27. Целью
рассмотрения конструкторской документации является оценка: а) соответствия
конструируемых программно-технических средств и комплексов, технических средств
и оборудования требованиям норм и правил, других нормативных документов,
устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежности
оборудования; б) достаточности
представленных расчетных и экспериментальных обоснований показателей качества и
надежности оборудования и необходимости проведения дополнительных обоснований; в (способности
оборудования выполнять свои функции в установленном проектом объеме с учетом
воздействия природных явлений, внешних техногенных событий и прочих
воздействий; г) соответствия
моделирования испытаний образцов оборудования условиям его эксплуатации. 28. Рассмотрение
конструкторской документации включает проверку: а) соответствия
конструкторских решений утвержденному техническому заданию на разработку
(конструирование) оборудования; б) соответствия
конструкторской документации (в том числе программ и методик испытаний) требованиям
норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных
документов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и
надежности оборудования; в) полноты
проведенных испытаний опытных (головных) образцов оборудования и наличия
протоколов испытаний; г) наличия
сертификатов соответствия и происхождения для импортных комплектующих изделий с
одновременным сопоставлением требований зарубежных (на которые выданы
сертификаты) и аналогичных отечественных стандартов; д) соответствия
параметров конструируемого оборудования (по результатам испытаний) утвержденным
техническим условиям на изготовление оборудования; е) правильности
внесения изменений в конструкторскую документацию и оформления извещений об
изменении документации. 29. Результаты
проведенной оценки конструкторской документации отражаются в актах (при
проведении оперативных инспекций - в соответствующем журнале). Кроме того, при
выявлении нарушений норм и правил должны выдаваться в установленном порядке
предписания об устранений этих нарушений. Приложение 1
|
|