|
Федеральная служба
Утверждены ТРЕБОВАНИЯ К
ПЛАНИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДЕЙСТВИЯМ И ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) ПРИ
РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ НА ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКЕ СУДНА И (ИЛИ) ИНОГО ПЛАВСРЕДСТВА НП-079-06 Введены в действие Содержание Москва 2006 Настоящий нормативный документ
"Требования к планированию мероприятий по действиям и защите работников
(персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного
плавсредства" устанавливает требования к планированию мероприятий по
действиям и защите работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной
установке судна и (или) иного плавсредства. Подготовка и осуществление планов
мероприятий по защите работников (персонала) при радиационных авариях на
ядерной установке судна и (или) иного плавсредства, предоставление помощи
эксплуатирующей организацией, портом, другими плавсредствами представляет пятый
уровень системы организационных и технических мер глубокоэшелонированной защиты
при эксплуатации ядерной установки судна и иного плавсредства. В документе используются термины и
определения, применяемые в законодательных актах и нормативных документах в
области использования атомной энергии. Выпускается впервые*. *Настоящий нормативный документ разработан авторским коллективом в составе: Макаров В.И. (РНЦ "Курчатовский институт"), Алешин М.В., Артеменко А.И., Плужников И.М. (Ростехнадзор), Белов А.П., Шемпелев В.П., Шульгин А.Я. (НТЦ ЯРБ). Документ разработан на основании международных
конвенций "Об оперативном оповещении о ядерной аварии", "О
помощи в случае ядерной или радиационной ситуации", Международного кодекса
по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения
(Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), Федерального закона
"Об использовании атомной энергии", Федерального закона "О
радиационной безопасности населения", постановлений Правительства
Российской Федерации "Положение о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", "Положения о
взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций
на море и водных бассейнах России", а также Правил по радиационной
безопасности морских портов при заходе и стоянке в них судов с ядерными
установками и радиационными источниками. При разработке документа рассмотрены и учтены
замечания и предложения Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору, Федерального агентства морского и речного транспорта
Министерства транспорта России, Российского Морского Регистра судоходства, РНЦ
"Курчатовский институт", Северо-Европейского межрегионального
территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФГУП
"Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова",
ОАО ЦКБ "Айсберг", ОАО "Мурманское морское пароходство". Нормативный документ прошел правовую
экспертизу в Минюсте России (письмо Минюста России от 12 февраля 2007 г. №
01/1115-АБ). 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий нормативный документ "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите работников (персонала) при радиационных авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства" устанавливает требования к планированию мероприятий по действиям и обеспечению защиты работников (персонала) в случае возникновения радиационных аварий и выхода ионизирующего излучения и (или) радиоактивных веществ за физические барьеры безопасности при эксплуатации ядерной установки судна в море и (или) в порту. 1.2. Настоящие Правила устанавливают требования: ■ к порядку разработки Планов
мероприятий по действиям и защите работников (персонала) при радиационных
авариях на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства, их согласования
и утверждения; ■ к организационно-техническим
мероприятиям, проводимым работниками (персоналом) судна (далее - работники),
эксплуатирующей организацией по поддержанию постоянной готовности к выполнению
Планов мероприятий по действиям и защите работников при радиационных авариях на
ядерной установке судна и (или) иного плавсредства (далее - судно) при
нахождении судна в море и (или) в порту (далее - судовой План мероприятий в
море и (или) судовой План мероприятий в порту - судовые Планы мероприятий); ■ к обновлению и пересмотру судовых
Планов мероприятий. 1.3.
Настоящие Правила распространяются на планирование мероприятий по действиям и
защите работников при радиационных авариях органами управления использованием
атомной энергии, эксплуатирующими организациями, работниками судов с ядерными
установками, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в
области использования атомной энергии, а также людьми, временно находящимися на
судне. 1.4. Настоящие Правила распространяются на эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ядерные установки судов и (или) иных плавсредств, в том числе плавучие энергоблоки с ядерными энергетическими установками. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1.
Эксплуатирующая организация планирует и обеспечивает готовность к действиям и
защите работников при радиационных авариях на ядерных установках судов.
Готовность к действиям работников при возникновении радиационных аварий должна
быть составной частью действующей в эксплуатирующей организации системы
управления безопасностью. 2.2. В целях обеспечения готовности к защите работников при радиационных авариях на ядерной установке судна эксплуатирующая организация должна разработать типовые судовые Планы мероприятий в море и (или) в порту для руководства ими работниками судов при составлении судовых Планов мероприятий на каждом конкретном судне с учетом специфики ядерных установок судна. 2.3. На
каждом судне, с учетом его специфики, разрабатываются судовые Планы мероприятий
на основе типовых Планов мероприятий, согласовываются с эксплуатирующей
организацией и утверждаются капитаном судна. 2.4. Для определения
единых общих организационных и технических подходов к разработке судовых Планов
мероприятий и подготовке работников судов к действиям в радиационно опасных
условиях эксплуатирующая организация, с привлечением при необходимости других
организаций, должна разработать руководство по борьбе за живучесть судна при
проектных и запроектных авариях. 2.5.
Руководство по борьбе за живучесть судна при проектных и запроектных авариях
должно определять: ■ основные направления ведения борьбы за
живучесть ядерной установки и судна в целом в условиях радиационной аварии; ■ методы оповещения о радиационной
аварии на судне и внешних организаций; ■ способы приведения ядерной установки в
безопасное состояние; ■ направления деятельности работников по
локализации радиационных аварий; ■ способы ведения борьбы за живучесть
судна в условиях радиационных аварий с соблюдением приоритета мер безопасности
работников; ■ методы восстановления физических барьеров
безопасности и работоспособности ядерной установки. 2.6.
Руководящий персонал судна и начальники служб судна выполняют функции
координирующего органа объектового уровня единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объектовой комиссии,
планирования и управления действиями работников судна по предупреждению, при
угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе при
радиационных авариях на ядерной установке. 2.7. При
разработке судовых Планов мероприятий должны учитываться результаты анализа
проектных и запроектных аварий ядерной установки, оценки вероятных путей их
протекания, анализа последствий радиационных аварий, в том числе результаты,
характеризующие наихудшие радиационные последствия, полученные при
проектировании и по опыту эксплуатации ядерных установок. 2.8. Для
каждого судна при нахождении его в море и (или) в порту должны быть
разработаны: ■ судовые Планы мероприятий; ■ инструкции по действиям работников в
аварийных ситуациях; ■ судовые расписания по сигналу тревоги
"Радиационная опасность"; ■ схемы оповещения о радиационной аварии. 2.9. В
судовых Планах мероприятий должны устанавливаться первоочередные действия, а
также общие мероприятия, выполняемые всеми работниками судна при возникновении
нарушений в эксплуатации ядерной установки, создающих радиационную опасность.
Форма судовых Планов мероприятий определяется эксплуатирующей организацией. 2.10. В эксплуатирующей организации и на судах должны быть определены распорядительными документами должностные лица, ответственные за общее и непосредственное руководство проведением мероприятий по планированию и обеспечению готовности к действиям и защите работников при радиационных авариях на ядерной установке, их конкретные обязанности и порядок замещения этих должностных лиц. 2.11.
Эксплуатирующая организация, в пределах своей компетенции, разрабатывает
положение о порядке подбора, подготовки, допуска к работе, аттестации,
переподготовки, повышения и поддержания квалификации работников судов,
определяющее организацию функционирования системы комплектования экипажей судов
и поддержания квалификации членов их экипажей на требуемом уровне. 2.12. Эксплуатирующая организация должна поддерживать укомплектованность экипажа судна, в реакторные установки которого загружено ядерное топливо, обеспечивающую выполнение всех действий по защите работников и выполнение судовых Планов мероприятий. 2.13. Для
отработки действий работников в условиях радиационных аварий эксплуатирующая
организация должна разрабатывать программы и методики подготовки, проведения
тренировок и учений на ядерных установках судов, контролировать качество их
выполнения. Периодичность тренировок и учений (плановых и внезапных) должна
обеспечивать поддержание готовности работников к действиям при радиационных
авариях на установленном уровне. 2.14. Руководители тренировок и учений по отработке практических действий работников в условиях радиационных аварий, проводимых на судне в море и (или) в порту индивидуально и (или) во взаимодействии с работниками порта, должны регистрировать проведение мероприятий с указанием достигнутых результатов в соответствующих документах. 2.15. Для
выполнения судовых Планов мероприятий должностными лицами судна необходимо
обеспечить: ■ изучение и выполнение работниками
возложенных на них обязанностей; ■ размещение в установленных местах
средств индивидуальной защиты (в том числе запасных), медицинских
индивидуальных аптечек с противорадиационными препаратами и с инструкциями по
их применению, дозиметров и радиометров, рабочие диапазоны которых должны
соответствовать максимальным радиационным последствиям аварий; ■ исправность основных и дублирующих
технических средств систем (элементов), важных для безопасности ядерной
установки и систем связи; ■ учет всех людей, находящихся на судне; ■ определение помещений для работников,
подвергшихся радиационному воздействию; ■ прогнозирование возможного повышенного
облучения работников, обслуживающих ядерную установку, которые могут быть
привлечены к выполнению аварийных работ. 2.16.
Судовой План мероприятий в порту должен быть согласован с Планом мероприятий по
защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его
акватории (далее - Портовый аварийный план), в части оповещения об аварии,
периодичности предоставления последующей информации о состоянии ядерной
установки и судна, координации действий при реализации совместных мероприятий
по ликвидации радиационных аварий. Состояние ядерной установки судна в
порту должно соответствовать требованиям документа, определяющего правила
радиационной безопасности морских портов при заходе и стоянке в них судов с
ядерными установками и радиационными источниками. 2.17. Для
оказания помощи и оперативного принятия мер по ликвидации радиационных аварий и
их последствий на ядерной установке судна должны привлекаться силы и средства
(при необходимости): ■ эксплуатирующей организации; ■ организации морской спасательной службы
Федерального агентства морского и речного транспорта; ■ профессиональные аварийно-спасательные формирования Росатома в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации (локализации) радиационных аварий на ядерной установке судна и (или) иного плавсредства. 2.18.
Капитану судна с аварийной ядерной установкой должна быть предоставлена эксплуатирующей
организацией информация о направлении на судно аварийно-спасательных
формирований, их составе и руководителях, опознавательных знаках средств
доставки. 2.19. Руководители
аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, прибывшие на
судно с аварийной ядерной установкой, участвуют в ликвидации радиационной
аварии и ее последствий, координируя свои действия с капитаном судна в
соответствии с документом, определяющим взаимодействие с организациями,
предоставляющими помощь при чрезвычайных ситуациях. 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮСудовые Планы мероприятий должны основываться на исходных
данных, характеризующих готовность судна и ядерной установки к обеспечению
безопасной работы технических средств и содержать разделы: ■ исходные данные; ■ мероприятия и действия по защите
работников при радиационных авариях на ядерной установке судна в море; ■ особенности судового Плана мероприятий
в порту. 3.1. Исходные данные
3.1.1. В качестве исходных данных
должна использоваться информация, определяющая: ■ укомплектованность экипажа судна
работниками, обслуживающими ядерную установку и имеющими разрешения на право
ведения работ в области использования атомной энергии; ■ техническое состояние систем (элементов)
ядерной установки нормальной эксплуатации и систем (элементов) безопасности,
состояние запасов рабочих сред, средств индивидуальной защиты, радиационного и
дозиметрического контроля, медицинского обеспечения, соответствие анализов
рабочих сред контуров ядерной установки требованиям эксплуатационных
документов; ■ результаты проведенных плановых
осмотров и ремонтов систем (элементов) ядерной установки, включая физические
барьеры безопасности; ■ результаты комплексной и функциональной проверок систем (элементов) ядерной установки и устранения выявленных нарушений; ■ обеспеченность непрерывного контроля и
регистрации параметров и условий работы ядерной установки в соответствии с
требованиями эксплуатационных документов; ■ время прибытия на рабочие места
работников по сигналу тревоги "Радиационная опасность"; ■ данные
о системе радиационного контроля судна, в том числе: - об аппаратурном обеспечении измерений
концентраций радиоактивных аэрозолей и газов, а также гамма и нейтронных излучений
согласно судовой картограмме; - о возможностях индивидуального
дозиметрического контроля в нормальных и аварийных режимах работы ядерной
установки. 3.1.2. В эксплуатационные документы
должны быть внесены данные о радиационной обстановке на судне, в том числе: ■ о радиационной обстановке в помещениях
контролируемой и наблюдаемой зон; ■ о выполненных измерениях при нормальных
условиях эксплуатации ядерной установки, результатах расчетных оценок при
проектных и запроектных авариях; ■ о результатах прогноза последствий
проектных и запроектных аварий, включая результаты расчетной оценки
радиационной обстановки в случае аварии с наихудшими радиационными
последствиями; ■ о сценариях, рассмотренных в проекте ядерной установки, радиационных аварий и по опыту эксплуатации ядерных установок с указанием: -
расчетного количества поступающих радионуклидов; -
длительности поступления радиоактивных веществ; -
расчетных уровней радиоактивного загрязнения поверхностей помещений; - оценки
индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения работников; - оценки
количества пострадавших, которым потребуется медицинская помощь; ■ об
оценке вариаций радиационной обстановки на судне и в акватории судна в
зависимости от погодных условий. 3.2. Мероприятия и действия
по защите работников при радиационной аварии на ядерной установке судна в море
Раздел должен содержать организационно-технические
мероприятия и действия по защите работников при радиационной аварии на ядерной
установке, порядок действий при выполнении работ в условиях радиационной аварии
и состоять из приведенных ниже подразделов, в которых необходимо представлять
информацию по следующим направлениям. 3.2.1. Идентификация
аварийного состояния ядерной установки судна. Необходимо представлять: ■ порядок идентификации работниками
ходовой вахты аварийного состояния ядерной установки и возможных радиационных
последствий; ■ схему докладов работников о нарушениях
пределов и условий безопасной эксплуатации ядерной установки; ■ действия по восстановлению нормальной
эксплуатации ядерной установки, определению возможных причин, характера и места
радиационной аварии; ■ условия, при которых реакторная
установка немедленно переводится в подкритическое состояние. 3.2.2.
Условия подачи на судне сигнала тревоги "Радиационная опасность". Должны быть указаны: ■ значения превышений пределов уровней
радиации в помещениях и контурах ядерной установки, при достижении которых
принимается решение об объявлении на судне сигнала тревоги "Радиационная
опасность"; ■ нарушения пределов и (или) условий
безопасной эксплуатации ядерной установки, при возникновении которых реакторная
установка должна быть переведена в подкритическое состояние и режим
расхолаживания; ■ перечень должностных лиц судна, имеющих право отдавать распоряжение о подаче на судне сигнала тревоги "Радиационная опасность". 3.2.3.
Оповещение о радиационной аварии на ядерной установке судна. Должны быть приведены: ■ порядок оповещения работников судна; ■ списки должностных лиц, принимающих решение об оповещении внешних организаций, и лиц, ответственных за оповещение и его контроль выполнения; ■ список оповещаемых
организаций и схема их оповещения с указанием номеров абонентов и видов связи,
по которым должно производиться оповещение, а также способов подтверждения о
приеме переданных сообщений; ■ данные об осуществлении средствами
связи (основными и резервными) экстренного оповещения организаций и устойчивой
связи с судном; ■ данные
о поднимаемых на судне международных сигналах о радиационной аварии.
Информация, представляемая в сообщении о радиационной аварии на ядерной
установке судна, должна быть достаточной
для оценки состояния ядерной установки и судна и количества пострадавших (при
их наличии). 3.2.4.
Обеспечение безопасности судна. Необходимо указывать: ■ способы оценки безопасности судна при потере (ограничении) хода из-за аварии на ядерной установке; ■ условия, при которых необходимо
продолжение работы аварийной ядерной установки в целях обеспечения безопасности
судна в зависимости от конкретной ситуации; ■ способы оценки сохранения управляемости
судна при использовании резервных и аварийных средств движения и оценки времени
работы резервных и аварийных энергоисточников по запасам органического топлива; ■ способы
оценки энергопотребностей общесудовых систем (элементов) безопасности, в том
числе водоотливных средств, обитаемости и поддержания жизнедеятельности
работников. 3.2.5.
Перевод ядерной установки в безопасное состояние. Необходимо описывать: ■ аварийные ситуации, предельные значения
параметров, при которых реактор переводится в подкритическое состояние
немедленно, с докладом в главный командный пункт; ■ действия по переводу ядерной установки в
режим расхолаживания (аварийного расхолаживания при необходимости) из
центрального поста управления и (или) поста аварийного расхолаживания; ■ действия, выполняемые работниками, при нарушении
алгоритма автоматического переключения технических средств перевода ядерной
установки в режим расхолаживания (аварийного расхолаживания), варианты
обеспечения теплоотвода от активной зоны реактора; ■ способы определения подкритичности
реактора при заклинивании части органов компенсации реактивности в
промежуточных положениях по высоте активной зоны; ■ способы опускания органов компенсации реактивности в нижние положения и удержания реактора в подкритическом состоянии; ■ способы поддержания запаса подпиточной
(проливочной) воды. 3.2.6.
Локализация радиационной аварии. Необходимо указывать способы оценки
состояния физических барьеров безопасности, в том числе: ■ прямые и косвенные способы оценки
состояния физических барьеров безопасности; ■ способы обнаружения нарушений
физических барьеров безопасности и их локализации; ■ способы оценки состояния технических
средств сохранения и поддержания эффективности физических барьеров
безопасности. 3.2.7.
Обеспечение радиационной безопасности работников судна. Необходимо описывать: ■ организацию и техническое обеспечение
мониторинга радиационной обстановки на судне; ■ порядок установления загрязненных
помещений и количества находящихся в них работников, поддержания их
жизнедеятельности и эвакуации; ■ организацию планирования, (в
соответствии с действующим законодательством), повышенного облучения
работников, занятых выполнением мероприятий по ликвидации радиационной аварии; ■ порядок применения препаратов
индивидуальных противорадиационных аптечек; ■ порядок сбора, определения экипировки и
подготовки работников аварийной партии и групп для общей и радиационной
разведки и выполнения аварийных работ в зоне радиационной аварии; ■ организацию
эвакуации и определения маршрутов вывода работников из зоны радиационной аварии; ■ организацию
радиационного обследования работников, эвакуированных из зоны радиационной
аварии; ■ порядок контроля и учета индивидуальных
доз облучения работников, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации
последствий радиационной аварии; ■ порядок использования средств
индивидуальной защиты и личной гигиены; ■ контроль загрязнения средств
индивидуальной защиты, одежды и кожных покровов в местах выхода из зоны
радиационной аварии, а также сбора загрязненных средств защиты и одежды и
безопасного временного хранения; ■ оценку экспресс-методами количества
радионуклидов, поступивших внутрь организма работников, подвергшихся
радиационному воздействию, выявление лиц, подлежащих дополнительному
обследованию биофизическими методами и спектрометрией тела; ■ организацию проведения санитарной
обработки работников, места и порядок ее проведения, организацию специальной
обработки при нарушениях целостности кожи и слизистых оболочек, развертывания
дополнительных санпропускников (при необходимости). 3.2.8. Разведка
радиационной и общей обстановки в зоне аварии. Необходимо указывать: ■ состав групп разведки радиационной и
общей обстановки, их оснащение; ■ порядок
инструктажа, постановки задач по спасению работников, осмотра фактического
состояния систем (элементов) реакторной установки, подготовки и ввода в
действие систем (элементов) реакторной установки, замеров параметров
радиационной обстановки, а также порядок входа в зону радиационной аварии для
выполнения заданий, пребывания в ней и выхода из зоны радиационной аварии; ■ организацию формирования из аварийной
партии спасательных групп, групп разведки радиационной и общей обстановки и
санитарной партии (группы) для оказания медицинской помощи работникам,
эвакуированным из зоны радиационной аварии; ■ порядок
санитарной обработки и дезактивации выведенных из зон радиационной аварии
работников и членов спасательных групп; порядок
обработки и обобщения результатов осмотра зоны радиационной аварии, ■ фактических замеров характеристик
радиационной обстановки в зоне радиационной аварии, полученных группами
разведки радиационной и общей обстановки для представления информации на
главный командный пункт. 3.2.9.
Медицинская помощь пострадавшим. Должны быть указаны: ■ места расположения медицинских постов
оказания помощи; ■ комплектация пунктов медицинской помощи
имуществом, медицинскими средствами, препаратами, в том числе индивидуальными
противорадиационными аптечками, препаратами стабильного йода, другими
противорадиационными препаратами; ■ порядок проведения йодной профилактики
и применения противорадиационных препаратов; ■ порядок оказания первой медицинской
помощи пострадавшим и их сортировки; ■ порядок эвакуации пострадавших (при их
наличии); ■ порядок экстренной госпитализации
работников, получивших индивидуальную дозу облучения свыше 1 3в; ■ порядок направления на медицинское
освидетельствование работников, получивших индивидуальную дозу облучения,
превышающую в 5 раз предел дозы, установленной нормами радиационной
безопасности; ■ порядок предоставления информации о
результатах медицинского обследования работников судна и оказания экстренной
медицинской помощи руководству эксплуатирующей организации, а также
руководителям организаций (при необходимости), с которыми осуществляется взаимодействие
при проведении аварийных работ; ■ организация и проведение проверок
продуктов питания и питьевой воды. 3.2.10.
Оценка состояния аварийной ядерной установки. Должны быть описаны способы оценки технического состояния аварийной ядерной установки после перевода ее в безопасное состояние с учетом: ■ уточненных
данных о результатах разведки радиационной и общей обстановки в зоне
радиационной аварии; ■ технического состояния систем
(элементов) ядерной установки, в том числе: физических барьеров безопасности; систем (элементов) ядерной установки,
важных для безопасности (управляющих, защитных, локализующих и обеспечивающих);
анализа состояния запасов технологических сред. Необходимо представлять оценку
возможности: ■ проведения частичной дезактивации
помещений и оборудования для периодического обслуживания систем (элементов)
ядерной установки; ■ эксплуатации систем (элементов) ядерной
установки после устранения причин аварии, восстановления пределов и условий
нормальной эксплуатации, в том числе путем уменьшения резервирования и снижения
уровней мощности работы ядерной установки. 3.3.
Особенности судового Плана мероприятий в порту 3.3.1. В судовом Плане мероприятий в порту должны быть учтены
требования, определяемые администрацией порта, к организации оповещения об
аварии на ядерной установке судна, взаимодействия с аварийной партией порта, а
также буксировки судна с аварийной ядерной установкой на удаленную якорную
стоянку (при необходимости). Взаимодействие работников порта с судном с
аварийной ядерной установкой, привлечение организаций и ведомств к ликвидации
радиационных аварий осуществляется в соответствии с Портовым аварийным планом. 3.3.2. Требования судового Плана мероприятий в порту к действиям по защите работников судна и ликвидации радиационных аварий на ядерной установке аналогичны требованиям к действиям, выполняемым на аварийной ядерной установке при нахождении судна в море и приведенным в пп. 3.2.1-3.2.11. 3.3.3.
Судовой План мероприятий в порту должен определять: ■ порядок использования средств связи и
системы оповещения (соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с
портовым телефонным коммутатором; прямой линии связи с администрацией порта;
применение радиотелефонных средств); ■ постоянное нахождение на борту капитана
судна или лица, его замещающего, и установленного количества работников для
проведения аварийных мероприятий в случае радиационной аварии; ■ готовность к обеспечению буксировки и
маршрут следования судна с аварийной ядерной установкой на удаленную якорную
стоянку, а также перечень плавсредств, которые могут осуществить такую
буксировку; ■ состав аварийных партий, места их сбора
и оснащение; ■ оценку
радиационной обстановки на судне и на прилегающей территории порта,
установление радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки; ■ маршруты эвакуации работников судна, не
участвующих в противоаварийных мероприятиях; ■ мероприятия по радиационному контролю и
оказанию медицинской помощи работникам судна и работникам порта, подвергшимся
радиационному воздействию, мероприятия по их санитарной обработке; ■ порядок использования береговых средств
пожаротушения и проведения других противоаварийных мероприятий, включая подачу
электроэнергии с берега; ■ предоставление информации о любом
пожаре на борту судна портовым пожарным командам, о принятии совместных с
портовыми пожарными командами противопожарных мер и уведомлении о радиационной
опасности работников портовых пожарных команд, участвующих в ликвидации пожара
(при его возникновении); ■ охрану судна (с учетом местных
условий), исключающую возможность бесконтрольного доступа на судно посторонних
лиц, портовой или другой местной охраной (при необходимости); ■ определение технических и
организационных мер по защите судна от внешних воздействий. 3.3.4.
Схема оповещения администрации порта о радиационной аварии, разработанная на
судне, должна быть согласована с администрацией порта. 3.3.5.
События, действия работников и распоряжения при радиационной аварии на ядерной
установке судна следует регистрировать в вахтенных журналах, как в центральном
посту управления, так и на главном командном пункте судна установленными
техническими средствами регистрации. 3.3.6. До начала расследования аварии специальной комиссией капитан судна должен утвердить технический акт об аварии. 3.3.7. С
целью классификации радиационной аварии на ядерной установке судна, выработки
рекомендаций по ликвидации ее последствий должна быть выполнена окончательная
идентификация аварии комиссией, назначенной органом управления использованием
атомной энергии по принадлежности судна и Федеральным агентством по атомной
энергии, в определенные ими сроки, с уведомлением органа государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии. 4. ОБНОВЛЕНИЕ И ПЕРЕСМОТР СУДОВЫХ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ4.1. На
судне с ядерной установкой должно быть определено должностное лицо,
ответственное за обновление и пересмотр судовых Планов мероприятий и обеспечение
их постоянного соответствия выполняемым судном задачам, составу работников
судна. 4.2. Судовые Планы мероприятий следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Их необходимо пересматривать при введении нормативных документов, вносящих изменения в аварийное планирование федерального и ведомственного уровней и эксплуатирующей организации, практику использования судна с ядерной установкой, изменения в системе оповещения, технического состояния и характеристик судна, повышения опыта работников, фамилий должностных лиц. 4.3.
Часто меняющуюся информацию судовых Планов мероприятий (персональный состав,
номера телефонов и др.) необходимо обновлять с установленной периодичностью. 4.4.
Эксплуатирующая организация контролирует регулярность обновления и пересмотра
судовых Планов мероприятий. 4.5. При
проведении работ по подготовке к выводу из эксплуатации ядерной установки судна
судовые Планы мероприятий составляются и утверждаются до приведения ядерной
установки в ядерно- и радиационно безопасное состояние. |
|