|
Письмо
Минфина РФ от 26 декабря 2006 г. N 03-06-02-02/154 Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее. 1. В соответствии с пунктом
1 статьи 36 Жилищного кодекса
Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном
доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном
доме, включающее земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с
элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания,
эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном
земельном участке. Согласно статье 15 Федерального
закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" доля в
праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна
размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном
доме, если принятым до вступления в силу данного Федерального закона решением общего
собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности
на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное. В этой связи в Правила
ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998
N 219, внесены изменения, согласно которым при регистрации права общей долевой собственности
на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном
доме, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(далее - Реестр) указывается размер доли в праве общей долевой собственности на
них, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме, согласно сведениям,
содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если помещение в многоквартирном
доме принадлежит нескольким лицам на праве общей долевой собственности, то в Реестре
указывается размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в
многоквартирном доме, пропорциональный размеру доли в праве общей собственности
на это помещение. Если в представленных на регистрацию документах не указан размер
доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме,
то в Реестр вносятся сведения о помещении, принадлежащем участнику общей долевой
собственности, и указывается, что доля в праве общей долевой собственности на общее
имущество в доме пропорциональна размеру общей площади этого помещения. Таким образом, если в Реестре
отсутствуют сведения о доле в праве общей долевой собственности на общее имущество
в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику помещения, то эта доля должна
определяться пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего участнику
общей долевой собственности. Рассмотрим на примере порядок
определения доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном
доме, а также порядок исчисления земельного налога, подлежащего уплате собственником
помещения в этом доме. Так, в многоквартирном
доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая и 10 трехкомнатных
квартир, каждая площадью 80 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом
этаже данного дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий ООО "Алмаз".
Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна
1 500 000 руб., а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального
образования в отношении данного земельного участка, составляет 0,3 процента от его
кадастровой стоимости. Для определения доли в
праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому
собственнику указанных выше помещений, определяем общую площадь этих помещений. Площадь магазина + площадь
всех двухкомнатных квартир + площадь трехкомнатных квартир = 150 кв. м + (55 кв.
м ´
10) + (80 кв. м ´
10) = 1500 кв. м. Доля в праве общей долевой
собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться
частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика,
и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае
равняется 1500 кв. м. Таким образом, согласно
поставленным условиям, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество
составит соответственно: для ООО "Алмаз"
150 кв. м:1500 кв. м = 0,1; для собственника двухкомнатной
квартиры 55 кв. м:1500 кв. м = 0,04; для собственника трехкомнатной
квартиры 80 кв. м:1500 кв. м = 0,05. Чтобы определить сумму
земельного налога, которую должны уплатить налогоплательщики (собственники магазина,
приватизированных квартир), необходимо определить налоговую базу для каждого из
них. Согласно пункту 1 статьи
392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база в отношении
земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для
каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка,
пропорционально его доле в общей долевой собственности. С учетом долей в праве
на общее имущество, рассчитанных в нашем примере, налоговая база будет равняться: для ООО "Алмаз"
1 500 000 руб. ´
0,1 = 150 000 руб.; для собственника двухкомнатной
квартиры 1 500 000 руб. ´
0,04 = 60 000 руб.; для собственника трехкомнатной
квартиры 1 500 000 руб. ´
0,05 = 75 000 руб. Сумма земельного налога,
которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной
для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным
органом муниципального образования. Так, для ООО "Алмаз"
она составит (150 000 руб. ´
0,3):100 = 450 руб. Для собственника двухкомнатной
квартиры сумма земельного налога будет равняться (60 000 ´
0,3):100 = 180 руб., а для собственника трехкомнатной квартиры она будет равняться
(75 000 руб. ´
0,3):100 = 225 руб. Порядок определения доли
в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирных домах,
под которыми находятся гаражи (индивидуальные или кооперативные), составляющие неотъемлемую
часть этого дома, то есть имеющие тот же адрес, что и многоквартирный дом, и связаны
с ним одним фундаментом, а также порядок исчисления суммы земельного налога в отношении
земельного участка, занятого этим многоквартирным домом, аналогичны порядку, приведенному
в рассмотренном выше примере. При этом в отношении кооперативного
гаража доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном
доме должна определяться отдельно для кооператива-организации и собственников боксов
гаража, в зависимости от принадлежащей им площади гаража. 2. В соответствии со статьей
374 главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объектом налогообложения
для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество,
переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление,
внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов
основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета. Согласно статье 1 Закона
Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" под приватизацией жилых
помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации
на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном
жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые
помещения, - по месту бронирования жилых помещений (утрачивает силу с 1 марта 2010
года). Передача жилых помещений
в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных
жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления,
а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми
закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными
учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан
жилищный фонд (статья 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1). При организации бухгалтерского
учета объектов приватизированного жилого фонда следует исходить из порядка, предусмотренного
письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 октября 1993 г. N 118 "Об
отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве",
в соответствии с которым организация-продавец списывает с баланса стоимость проданной
квартиры с одновременным отражением ее стоимости на забалансовом счете. Учитывая нормы статьи 37
Жилищного кодекса, в частности
о том, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном
доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное
помещение, в целях бухгалтерского учета на забалансовом (балансовом) счете приватизированных
(неприватизированных) квартир и общего имущества, приходящегося на эти квартиры,
их остаточная стоимость может быть определена расчетным путем на основании балансовой
(остаточной) стоимости жилого дома и доли площади приватизированного (неприватизированного)
жилого фонда (включая жилые и нежилые помещения, приходящиеся на приватизированные
(неприватизированные) квартиры) в общей площади жилого дома (жилые и нежилые помещения). Бюджетный учет приватизированных
квартир и доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном
доме собственников этих помещений осуществляется в бюджетных учреждениях в аналогичном
порядке. 3. По вопросу о применении
повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога (авансовых платежей по
налогу), определенных пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса, отмечаем, что в отношении
земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами для индивидуального
жилищного строительства, применение данных коэффициентов не предусмотрено. С.Д. Шаталов |
|