|
Приказ
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22
мая 2007 г. N 355 Об утверждении и введении в действие
Методических указаний по проверке выполнения Основных правил учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации Приказываю: Утвердить и ввести в
действие с 25 июля 2007 г. прилагаемые Методические указания по проверке
выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в организации (РД
07-08-2007). Руководитель К.Б. Пуликовский Руководящие документы
РД 07-08-2007 Методические указания по проверке
выполнения основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в организации Зарегистрировано
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от
25 мая 2007 г. Регистрационный N 436 Введены
в действие с 25 июля 2007 г. I. Общие положения1. Методические
указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организации (далее - Методические указания)
разработаны в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N
401. 2. Методические
указания распространяют свое действие и являются обязательными для работников
центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и
непосредственное выполнение проверок, предусмотренных настоящим документом. 3. Методические
указания конкретизируют требования к работникам центрального аппарата и территориальных
органов Службы (на этапе подготовки к проведению инспекции и на этапе
проведения инспекции деятельности организаций) по проверке учета и контроля РВ
и РАО в организации. 4. В названиях глав
Методических указаний приведены в кавычках наименования соответствующих
разделов Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации НП-067-05,
(далее - Правила)*. 5. Перечень
сокращений, используемых в Методических указаниях, и их расшифровка приведены в
приложении
N 1. 6. Термины,
используемые в Методических указаниях, и их определения приведены в приложении N 2. II. Проверка требований, содержащихся в разделе 2 "Общие положения"7. С целью проверки
применения принципов учета и контроля РВ и РАО на практике работникам
центрального аппарата и территориальных органов Службы необходимо: По п. 2.2: Проверить, что
принципы учета и контроля, изложенные в подпунктах 2.2.1.-2.2.8., с надлежащей полнотой
отражены в соответствующих документах (инструкциях) организации, по этим
вопросам ведется инструктаж работников. Проверку практического применения
указанных принципов необходимо провести путем выборочной или полной проверки
оперативного учета и отчетности. По п. 2.2.3: Определить факт
наличия РВ и РАО во время инвентаризации путем проведения измерений. Проверить наличие
методик выполнения измерений (далее - МВИ), аттестованных в установленном
порядке для определения факта наличия РВ и РАО и зарегистрированных в
Федеральном реестре методик выполнения измерений; По п.п. 2.2.4 - 2.2.6: Проверить наличие
разработанной с учетом характера деятельности организации системы учетных и
отчетных документов (журналы, накладные, требования и т.д.), в соответствии с
которой: - учетные документы
содержат данные по каждому виду РВ и РАО, включая количество РВ и РАО в
организации и изменения количеств РВ и РАО в организации. - исправление ошибочно
сделанных записей в учетной документации (учетных данных) производится внесением
новой записи за новым номером с сохранением ошибочно сделанной записи с
отметкой ее как ошибочной, а не исправлением записи; - исправление отчетных
данных осуществляется только путем представления новых отчетных документов. По п.п. 2.2.7- 2.2.8: Проверить наличие и
реализацию документально закрепленного порядка, обеспечивающего: - своевременную
регистрацию РВ и РАО; - проведение
внутреннего административного контроля с целью своевременного выявления и
незамедлительного исправления ошибок при проведении учета и устранения причин
их возникновения. По п.п. 2.3 -2.5: Проверить наличие
документов, устанавливающих порядок учета и проверки наличия РВ и РАО на основе
отнесения их к соответствующим группам, предусмотренным Правилами, т.е.: - к группе ЗРИ с активностью,
превышающей значения, установленные приложением N 1 к Правилам; - к группе ОРИ на
основе одного радионуклида или смесей радионуклидов с удельной активностью,
превышающей значения, установленные приложением N 1 к Правилам; - к ядерным материалам
и тритию (кроме ядерных материалов, находящихся в ЗРИ), в количествах,
подлежащих учету в системе учета и контроля РВ и РАО и не подлежащих учету в
системе учета и контроля ядерных материалов. - к другим группам,
перечисленным в соответствующих подпунктах пунктов 2.3-2.5 Правил. Необходимо учитывать,
что инспектируемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также
ядерные материалы и, соответственно, может иметь две системы учета и контроля -
ядерных материалов и радиоактивных веществ. И наоборот, может иметь узкую
номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или
медицинской облучательной установки). С учетом этого должен строиться круг
проверяемых вопросов. Специальный вопрос,
который может представлять особую сложность - проверка достоверности
"пограничных" количественных критериев, в этом случае искусственно
может занижаться количество ядерных материалов, чтобы они не подпадали под
государственный учет и контроль ядерных материалов как ядерные материалы. Формула для пересчета
активности радиоактивного вещества в его массу приведена в приложении
N 3. 8. Проверка наличия
ЗРИ технически трудно осуществима. В большинстве случаев невозможно провести
визуальную идентификацию самого ЗРИ по соображениям радиационной безопасности.
Основное внимание должно быть уделено косвенным методам подтверждения наличия
ЗРИ, включая использование УИВ. III. Проверка требований, содержащихся в разделе 3 "Требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"9. По п. 3.1.1
необходимо: Проверить: - что в организации
имеется организационно-распорядительный документ о создании структурного
подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО; - что в положении о
структурном подразделении, осуществляющем учет и контроль РВ и РАО, отражены
его функции по предоставлению информации в систему государственного учета и
контроля РВ и РАО; - наличие приказов
организации о назначении в подразделениях организации, осуществляющих обращение
с РВ и РАО, должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в
подразделениях; - что в должностных
инструкциях ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях отражены
их обязанности по своевременному предоставлению информации в структурное
подразделение, осуществляющее учет и контроль РВ и РАО. 10. По п. 3.1.5
необходимо проверить, что в организации имеется инструкция по учету и контролю
РВ и РАО, утвержденная руководителем организации, и ее срок действия не истек.
В ней должны быть определены: - организация работ по
учету и контролю РВ и РАО, структура и состав работников (персонала), занятых
учетом и контролем РВ и РАО; - применяемые в
организации методики и средства измерений для учета и контроля РВ и РАО; - необходимость и
порядок применения УИВ к РВ и РАО; - перечень и формы
учетных и отчетных документов; - порядок
административного контроля выполнения в организации требований к учету и
контролю РВ и РАО; - порядок
расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО; - порядок подготовки и
допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю РВ и РАО; - сроки составления
СНК в организации; - порядок проведения
инвентаризаций; - процедуры оценки
потерь РВ и РАО. 11. По п. 3.1.6
необходимо проверить, что в организации, имеющей несколько подразделений,
осуществляющих деятельность с РВ и РАО, имеются инструкции о порядке учета и
контроля РВ и РАО в этих подразделениях, утвержденные руководителем
организации, и их срок действия не истек. В инструкции по учету и контролю РВ и
РАО в подразделении должны быть определены: - применяемые в
подразделении методики и средства измерений; - необходимость и
порядок применения УИВ к РВ и РАО; - процедуры учета и
контроля РВ и РАО, применяемые в данном подразделении. 12. По п. 3.1.7
необходимо проверить наличие приказов о назначении ответственных лиц за РВ и
ответственных за РАО в подразделениях, осуществляющих деятельность с РВ и РАО
(кладовщиков, ответственных хранителей и т.д.). 13. По п. 3.1.8
необходимо проверить, что передача РВ от ответственного лица другим лицам, а
также с одной технологической операции на другую или между сменами оформляется
документально (т.е. регистрируется в учетных документах). 14. По п. 3.1.9
необходимо проверить, что передача РАО ответственными лицами с одной технологической
операции на другую, перемещение РАО из одного пункта хранения в другой пункт
хранения, а также между подразделениями оформляется документально (т.е.
регистрируется в учетных документах). 15. По п. 3.1.10
необходимо проверить, что в организации: - потери РВ и РАО
измеряются или определяются с помощью расчетных методик, основанных на
результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований; - списание потерь
оформляется документально и регистрируется для РВ в приходно-расходном журнале,
а для РАО - в журнале учета. 16. По п. 3.2.1
необходимо проверить, что в организации ставятся на учет РВ и РАО с оформлением
установленной в организации учетной документации (паспортов, записей в
журналах, отдельных журналах учета РАО и т.д.) при: - производстве
(образовании); - получении от другой
организации; - поступлении на склад
готовой продукции ОРИ и ЗРИ; - переработке РАО (на
каждую установку или комплекс переработки РАО должен быть заведен отдельный
журнал учета РАО). Необходимо проверить,
что сведения, фиксируемые в учетной документации, соответствуют требованиям,
приведенным в приложениях 3-9 к Правилам. 17. По п. 3.2.2
необходимо проверить, что в организации в соответствующих документах (РДЭО, положениях,
инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок снятия с учета РВ: - при завершении
операции, связанной с расходованием РВ, разрешенной условиями действия лицензии
Службы; - при расходовании РВ
со сбросами (выбросами); - если имели место
потери РВ; - если в результате
радиоактивного распада РВ по своим характеристикам не подпадают под требования
раздела 2.3 Правил; - при переводе РВ в
категорию ядерных материалов; - при переводе РВ в
категорию РАО; - при передаче РВ
другой организации. 18. По п. 3.2.3
необходимо проверить, что в организации в соответствующих документах (РДЭО,
положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен и соблюдается порядок: - снятия с учета как
РВ ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы с переводом их в категорию РАО и с
соответствующими записями в приходно-расходном журнале учета РВ и в журнале
учета РАО с оформлением соответствующего акта; - продления
назначенного срока службы ЗРИ с записью в приходно-расходном журнале учета РВ. 19. По п. 3.3.2.1
необходимо проверить факт установки УИВ в местах доступа в помещения, камеры,
боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются РВ и РАО, а также на
учетные единицы. Следует обратить
внимание на то, что алюминиевые, пластмассовые и свинцовые пломбы,
устанавливаемые с помощью пломбира, не являются устройствами индикации
вмешательства, так как не имеют индивидуального номера или другого
идентификатора. Устройства индикации
вмешательства должны соответствовать требованиям национальных стандартов: - ГОСТ Р 51912-2002
"Устройства пломбировочные. Классификация"; - ГОСТ Р 51913-2002
"Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и
специального назначения. Общие технические требования"; - ГОСТ Р 52077-2003
"Пломбы индикаторные. Общие технические требования"; - ГОСТ Р 52259-2004
"Устройства пломбировочные электронные. Общие технические
требования". 20. По п. 3.3.2.2
необходимо проверить фактическую частоту проверок работоспособности и состояния
УИВ и документальную регистрацию результатов таких проверок. 21. По п. 3.3.2.3
необходимо проверить наличие программы использования УИВ, в которой должны быть
определены. - процедуры получения,
приемки, хранения, установки/снятия, проверки подлинности и уничтожения снятых
или недоброкачественных УИВ; - порядок отчетности и
отчетные формы по применению УИВ; - обязанности
персонала по применению УИВ; Программа применения
устройств индикации вмешательства в организации должна учитывать требования
национального стандарта ГОСТ Р 52326-2005 "Устройства пломбировочные.
Учет, контроль и утилизация". 22. По п. 3.4.1
необходимо проверить, что в организации разработана программа измерений,
утвержденная руководителем организации, и ее срок действия не истек. Указанная
программа должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. В ней должны
быть предусмотрены: - перечни методик
выполнения измерений; - перечни технических
средств; - перечни процедур
пробоотбора; - сведения о
периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений; - сведения о сроках и форме
представления результатов измерений. 23. По п. 3.4.2
необходимо проверить наличие МВИ и их надлежащее оформление. Построение,
содержание и изложение документов, регламентирующих МВИ, должны соответствовать
требованиям ГОСТ
Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений", ГОСТ
Р 8.594-2002 "Метрологическое обеспечение радиационного контроля.
Основные положения" и ОСТ 95 924-88 "ОСОЕИ. Требования к построению,
содержанию, изложению и оформлению методик анализа проб веществ и
материалов". 24. По п. 3.4.3
необходимо проверить наличие метрологической аттестации МВИ, выполненной в
соответствии с ГОСТ
8.315-97 "ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и
материалов. Основные положения" и ОСТ 95 10430-90 "Порядок проведения
метрологической аттестации методик анализа и методик выполнения измерений
свойств веществ и материалов". 25. По п. 3.4.4
необходимо проверить, что образцы для градуировки средств измерений и проверки
правильности результатов измерений (т.е. радионуклидные источники ионизирующего
излучения): - метрологически
аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ
8.315-97 "Стандартные образцы состава и свойств веществ и
материалов"; - имеют установленного
образца свидетельства об аттестации с указанием их наименования, типа,
аттестуемой величины и ее погрешности. 26. По п. 3.4.5
необходимо проверить наличие перечня средств измерений и соответствие его
содержания требованиям п. 3.4.5 Правил (наименование технического средства, его
тип, заводской номер). 27. По п. 3.4.6
необходимо проверить порядок поверки средств измерений в организации и наличие
не просроченных клейм поверки на средствах измерения, включенных в Перечень
средств измерений, используемых в системе измерений РВ и РАО. 28. По п. 3.4.7
необходимо проверить наличие программы контроля качества измерений и что
контроль качества измерений в рамках системы государственного учета и контроля
РВ и РАО осуществляется в соответствие с этой программой. 29. По п. 3.5.1.
необходимо проверить отправку организацией-отправителем в адрес организации-получателя
сопроводительной документации, а также паспортов на ЗРИ, ОРИ, РАО. 30. По п. 3.5.2
необходимо проверить соответствие данных о контейнерах с РВ и РАО, указанных в
сопроводительных документах на РВ и РАО, требованиям п. 3.5.2 Правил (типы и
идентификаторы печатей/пломб, брутто-массы контейнеров и другие необходимые
данные). 31. По п. 3.5.3
необходимо проверить, что при отправлении РВ и (или) РАО
организация-отправитель в течение одного рабочего дня сняла их с учета и
осуществила в течение трех рабочих дней отправку паспортов (формуляров,
сертификатов) на них (если они не были отправлены с грузом)
организации-получателю. 32. По п. 3.5.4
необходимо проверить наличие записи об отправлении РВ и/или РАО в
приходно-расходном журнале учета РВ или в журнале учета РАО
организации-отправителя. 33. По п. 3.5.5
необходимо проверить документы, в которых регистрируются результаты следующих
действий: - внешний осмотр и
проверка количества и целостности тары, соответствие идентификаторов и мест их
размещения данным сопроводительных документов; - проверка количества,
типа и целостности УИВ, примененных к транспортному средству и/или к таре с РВ
и РАО, соответствие мест их установки и идентификаторов данным сопроводительных
документов; - подтверждающие
измерения массы-брутто контейнеров с РВ и РАО, параметров РВ и РАО по методике
согласованной с организацией отправителем. Кроме того, в ходе
инспекций по проверке процедур передач ядерных материалов следует проверить: - своевременность (в
течение 3 рабочих дней) постановки на учет РВ и РАО; - соответствие
выполняемых персоналом процедур передачи порядку, установленному в организации. 34. По п. 3.5.6
необходимо проверить своевременность окончательной приемки и постановки на учет
РВ и (или) РАО (не позднее 10 суток после получения РВ и /или РАО и паспортов,
формуляров, сертификатов). 35. По п. 3.5.7
необходимо проверить документы, в которых регистрируются результаты следующих
действий: - внешнего осмотра и
проверки количества и целостности учетных единиц (контейнеров), соответствия
идентификаторов и мест их размещения данным сопроводительных документов; - фактического
проведения подтверждающих измерений РВ и РАО. Вид и объем
подтверждающих измерений должны отвечать требованиям, установленным документами
организации. Кроме того, должны
регулярно проводиться инспекции по проверке данных входного/выходного контроля
с использованием средств измерений, имеющихся в распоряжении организации и/или
Службы. 36. По п. 3.5.8
необходимо проверить наличие документально оформленных данных, полученных в
результате измерений, и соответствие их требованиям п. 3.5.8 Правил (сведения о
средствах и методах измерений, результаты измерений, типы и идентификаторы УИВ,
дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения). 37. По п. 3.5.9 необходимо
проверить наличие записей в приходно-расходном журнале учета РВ и РАО о
постановке на учет, сделанных на основании результатов входного контроля. 38. По п. 3.5.10
необходимо проверить, что в организации, в соответствующих документах
установлен и соблюдается порядок подготовки и направления в орган управления
системы государственного учета и контроля на региональном уровне, в орган
управления системы государственного учета и контроля на ведомственном уровне, в
Федеральное агентство по атомной энергии и в Службу информации о выявлении
организацией-получателем при сопоставлении с данными организации-отправителя
утраты, хищения, несанкционированного использования, или обнаружения недостачи
(излишка) РВ и/или РАО в течение 24 ч с момента установления вышеуказанных
фактов. 39. По п. 3.5.11
необходимо проверить, что информация о несанкционированном использовании РВ и
РАО содержит: - описание
обстоятельств, события и/или серии событий, связанных с РВ и/или РАО, в
отношении которых имело место несанкционированное действие; - идентификацию и
определение РВ и/или РАО; - исходные данные для
определения количественных характеристик РВ и/или РАО; - принятые меры и
программу последующих действий для разрешения возникших проблем. 40. По п. 3.6.1.2
необходимо проверить - проведение в организации первичной инвентаризация РВ и
РАО при ее регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и РАО. 41. По п. 3.6.1.3
необходимо проверить в организации: - проведение ежегодной
инвентаризации РВ; - проведение один раз
в пять лет инвентаризации РАО. 42. По п. 3.6.1.4
необходимо проверить, что в организации, в соответствующих документах
установлен и соблюдается порядок проведения внеочередной инвентаризация РВ и
РАО в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации
или реорганизации, полного прекращения работ с РВ и РАО, установления факта
хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или
хранения РВ и РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также
в иных случаях по решению руководителя организации. 43. По п. 3.6.2.1
необходимо проверить, что руководителем организации издан приказ о проведении
ФИ, в котором определены инвентаризационная комиссия, сроки подготовки и
проведения инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые
перемещении РВ и РАО на период инвентаризации без разрешения председателя
инвентаризационной комиссии, включая отправку и получение РВ и РАО (кроме
непрерывных технологических процессов образования и переработки РАО). 44. По п. 3.6.2.2.
необходимо проверить наличие в организации перечня документов, необходимых для
проведения инвентаризации. В перечень должны входить: - документы,
определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации (инструкции и методики); - учетные документы РВ
и РАО; - список наличного
количества РВ и РАО; - отчетные документы
по предыдущей инвентаризации РВ и РАО; - документы перевода
РВ и РАО в другую физическую форму, документы перевода РВ в категорию РАО; - документы на передачу
РВ и РАО; - документы о
расходовании РВ. 45. По п. 3.6.2.3
необходимо проверить, что перед инвентаризацией в организации проведена
соответствующая подготовка - учетные единицы были приведены в состояние,
удобное для проверки их наличия, целостности и идентификационных номеров. 46. По п. 3.6.2.4
необходимо проверить, что во время инвентаризации: - было проведено
измерение фактического количества и состава всех РВ и РАО с анализом полученных
результатов измерений и их документальному подтверждению; - было проведено
определение фактического наличного количества РВ и РАО (только для организаций
- изготовителей РВ); - был сформирован
список наличного количества РВ и РАО по учетным данным; - была осуществлена
проверка соответствия РВ, РАО и пунктов их хранения паспортным данным. 47. По п. 3.6.2.5
необходимо проверить, что в ходе инвентаризации были выполнены подтверждающие
измерения, соответствующие требованиям п. 3.6.2.5 Правил. Совокупность
подтверждающих измерений должна подтвердить отсутствие недостачи или излишка РВ
и РАО. Для неразборных
учетных единиц должны выполняться проверки: - соответствия типа
учетных единиц и идентификаторов учетных единиц паспортным данным; - целостности учетных
единиц; - наличия
ионизирующего излучения от учетных единиц. Для разборных учетных
единиц должны выполняться проверки: - соответствия типа
учетных единиц и идентификаторов учетных единиц паспортным данным; - целостности учетных
единиц; - соответствия типа и
состояние УИВ; - веса брутто учетных
единиц, объема жидких РАО или твердых РАО в учетной единице; - наличия
ионизирующего излучения от учетных единиц. 48. По п. 3.6.2.6
необходимо проверить, что по результатам инвентаризации был оформлен отчетный
документ - акт инвентаризации РВ и (или) РАО, соответствующий требованиям п.
3.6.2.6 Правил (рекомендуемая форма акта приведена в приложении 10 к Правилам). Необходимо проверить,
что в акте отражены: - результаты проверки
ведения учетной и отчетной документации, проверки наличия учетных единиц РВ и
(или) РАО и условий их хранения; - основные результаты
инвентаризации в соответствии с процедурами инвентаризации согласно пункту
3.6.2.4; - все выявленные
нарушения и недостатки в учете и контроле РВ и РАО, а также принятые в ходе
инвентаризации меры по их устранению; - предложения по
устранению выявленных нарушений и недостатков в учете и контроле РВ и РАО. 49. По п. 3.6.2.7
необходимо проверить, что в организации, в соответствующих документах
установлен и соблюдается порядок подготовки и направления в течение 24 часов с
момента установления фактов утраты, хищения, несанкционированного использования
или обнаружения недостачи (излишка) РВ и/или РАО информации в орган управления
системы государственного учета и контроля на региональном уровне, в орган
управления системы государственного учета и контроля на ведомственном уровне, в
Федеральное агентство по атомной энергии и в Службу. 50. По п. 3.6.2.8
необходимо проверить, что информация о несанкционированном использовании РВ и
РАО содержит: - описание
обстоятельств, события и/или серии событий, связанных с РВ и/или РАО, в
отношении которого имело место несанкционированное действие; - идентификацию и
определение РВ и/или РАО; - исходные данные для
определения количественных характеристик РВ и/или РАО; - принятые меры и
программу последующих действий для разрешения возникших проблем. 51. По п. 3.7.1
необходимо проверить, что в организации разработана система учетных документов,
которые содержат данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО, включая количество
РВ и РАО и изменения РВ и РАО в организации. Необходимо проверить, что учетные
документы отвечают требованиям установленным в приложениях 3-9 к Правилам. 52. По п. 3.7.2
необходимо проверить, что в организации в систему учетных документов входят: - подлинники
сопроводительных документов; - паспорта на ЗРИ, ОРИ
и РАО; - подлинники учетных
документов (приходно-расходные журналы учета РВ, журналы учета РАО); - электронные базы
данных; - паспорта на
хранилища; - результаты
экспертных оценок. 53. По п. 3.7.3
необходимо проверить, что в организации разработана система, обеспечивающая
хранение учетных документов в соответствии с требованиями п. 3.7.3 Правил. 54. По п. 3.7.4
необходимо проверить, что в организации разработана система отчетных
документов, отвечающая требованиям приказов Министерства Российской Федерации
по атомной энергии: - "Об утверждении
форм представления оперативной информации по учету и контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в системе государственного учета и
контроля" от 24.07.2000 г. N 449; - "О введении в
действие форм федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп
(радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность) и утверждении рекомендаций
по их заполнению" от 11.11.2002 г. N 538. 55. По п. 3.7.5
необходимо проверить, что отчетные документы организации направляются в
установленные сроки в информационные центры системы государственного учета и
контроля РВ и РАО (ведомственный, региональный, федеральный). 56. По п. 3.7.6.
необходимо проверить отчетные документы организации, которые направляются в
Службу по запросу. IV. Проверка требований, содержащихся в разделе 10 "Требования к работникам (персоналу), осуществляющим учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходовПо-видимому,
в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду разделе 4 57. По п. 4.1
необходимо проверить, что: - в организации
определен порядок обучения по выполнению процедур по учету и контролю РВ и РАО
и прохождения периодической проверки знаний для работников (персонала),
осуществляющих учет и контроль РВ и РАО и имеющих необходимую квалификацию; - работники
(персонал), осуществляющие учет и контроль РВ и РАО, проходят обучение по
выполнению соответствующих процедур и периодическую проверку знаний. 58. По п. 4.2
необходимо проверить, что: - периодичность
проведения переподготовки или повышение квалификации для работников,
ответственных за ведение учета и контроля РВ и РАО в организации,
устанавливается руководителем организации и не превышает одного раза в пять
лет. ______________________________ * В Методических указаниях приведены номера пунктов Правил,
подлежащих проверке. Приложение
N 1
Перечень сокращений и их расшифровкаЗРИ
- закрытый радионуклидный источник ОРИ
- открытый радионуклидный источник ОТВС
- облученная тепловыделяющая сборка РАО
- радиоактивные отходы РВ
- радиоактивное вещество РДЭО
- руководящий документ эксплуатирующий организации СНК
- список наличного количества РВ и РАО УИВ
- устройство индикации вмешательства ОЯТ
- отработавшее ядерное топливо ТУК
- транспортный упаковочный комплект Приложение
N 2
Термины и их определенияВ настоящем документе
используются следующие термины и определения: Закрытый
радионуклидный источник - источник излучения, устройство
которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую
среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан. Инвентаризация
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение
фактически наличного количества РВ и РАО в организации с последующей сверкой с
данными учетных документов. Контроль радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов - контроль за
наличием и перемещением РВ и РАО, включающий контроль доступа к РВ и РАО,
оборудованию и информации, наблюдение за РВ и РАО, проверку санкционированного
размещения и перемещения РВ и РАО. Облученная
тепловыделяющая сборка - облученная в ядерном реакторе и
извлеченная из него тепловыделяющая сборка, содержащая отработавшее ядерное
топливо. Открытый
радионуклидный источник - источник излучения, при использовании
которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую
среду. Отработавшее ядерное
топливо - ядерное топливо, облученное в активной зоне
ядерного реактора и окончательно удаленное из нее. Подтверждающие
измерения - измерения, результаты которых используются
для подтверждения всех или некоторых характеристик РВ и РАО. Радиоактивное вещество
- вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью,
на которые распространяются Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05). Радионуклид
- нуклид, обладающий радиоактивностью. Список наличного
количества радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
- перечень наличных РВ и РАО с указанием их количеств, составленный на основании
учетных данных. Упаковочный комплект
(транспортный упаковочный комплект) - совокупность
компонентов, необходимых для размещения и удержания радиоактивного содержимого. Устройство индикации
вмешательства - техническое устройство, имеющее индивидуальный
номер или другой идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного
использования без нарушения его целостности или изменения одного (нескольких)
поддающихся регистрации параметров и предназначенное для обнаружения
несанкционированного доступа к учетной единице. Учет радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов - определение
наличного количества РВ и РАО, составление, регистрация и ведение учетных и
отчетных документов. Учетная единица
радиоактивных веществ или радиоактивных отходов (учетная единица)
- поддающийся идентификации предмет, содержащий РВ или РАО, характеристики
которого регистрируются документом и (или) отдельной записью (строкой) в
учетных документах РВ или РАО, целостность которого остается неизменной в
течение определенного периода времени. Учетные данные
- характеристики РВ и РАО, используемые в учетных документах. Учетные документы
- документы, содержащие данные о наличии, количестве, составе, местонахождении
и состоянии РВ и РАО. Фактически наличное
количество радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
- измеренное или иначе определенное в соответствии с установленными
организацией процедурами количество РВ и РАО, фактически имеющееся в наличии в
данное время в организации. Приложение
N 3
Методика пересчета активности радиоактивного вещества в его массуПересчет активности
радиоактивного вещества в его массу проводится по следующей формуле: где А
- активность удельная (распад/сек - Бк.); N
- число радиоактивных атомов; Т1/2
- период полураспада (сек) Таблица 1. - атомная масса
(г/моль); m
- масса Na
- число Авогадро Na = 6,022 ´
1023 моль(-1) Таблица 1
______________________________ * Н.Н. Гусев, П.Д. Дмитриев Радиоактивные цепочки. Справочник. Энергоатомиздат 1988. Пример расчета массы: Расчет массы урана 238
с активностью 1,86 +5Бк. |
|