|
Приказ
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Об утверждении и введении в действие Положения
о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов Во исполнение пункта 3
распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 23 ноября 2005 г. N 77-р "Об организации надзора за системой государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" приказываю: 1. Утвердить и ввести в
действие с 15 июня 2007 г. прилагаемое Положение о надзоре за системой государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РД
07-09-2007). 2. Признать утратившим
силу с 15 июня 2007 г. распоряжение Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2005 г. N 77-р "Об
организации надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов". Руководитель К.Б.
Пуликовский Руководящие документы Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору "Положение о надзоре
за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов" РД 07-09-2007 Введено
в действие с 15 июня 2007 г. Зарегистрировано в
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору 11
мая 2007 г. Регистрационный номер
N 429 I. Общие положения1.
Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов (далее - Положение) разработано в соответствии: с Федеральным законом
от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии"; Положением о
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004
года N
401; Правилами организации
системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11
октября 1997 г. N 1298; Положением о
государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
в Российской Федерации, утвержденным Министерством Российской Федерации по
атомной энергии 11 октября 1999 г. В Положении учтены
нормы и рекомендации, изложенные в одобренном 8 сентября 2003 г. Советом
управляющих МАГАТЭ Кодексе поведения по обеспечению безопасности и сохранности
радиоактивных источников. 2. Положение
определяет цель организуемого и осуществляемого Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) и ее
территориальными органами государственного надзора (далее - надзор) за системой
государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов, основные принципы надзора, а также требования к организации и
осуществлению надзора, учету и анализу его результатов, применению санкций при
выявлении нарушений установленного порядка функционирования системы
государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов. 3. Настоящее Положение
распространяет свое действие на Службу и ее территориальные органы и обязательны
для исполнения работниками, на которых возлагаются организация и осуществление
надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов. 4. В Положении
используются термины и их определения, установленные в Положении о
государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
в Российской Федерации (см. п.
1 настоящего Положения), а также термины и их определения, приведенные в приложении. II. Надзор за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов5.
Надзор за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов осуществляется с целью выявления и предотвращения
нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, причин этих нарушений, факторов,
препятствующих осуществлению государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов, предотвращения неконтролируемого
распространения и использования радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. 6. Надзор за системой
государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
включает в себя: - получение и анализ
информации по вопросам функционирования системы государственного учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - проверку выполнения
требований к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - проверку выполнения
условий действия лицензий на деятельность в области использования атомной
энергии и условий действия разрешений Службы на право ведения работ по учету и
контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - проверку наличия
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Российской
Федерации путем проведения инспекций; - оценку соответствия
состояния системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов установленным требованиям; - принятие мер при
выявлении нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов и в функционировании системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. 7. Для достижения цели
надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов Служба в пределах своих полномочий: - получает и
анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ее составных
частей от организаций, осуществляющих деятельность, связанную с производством,
образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением,
транспортированием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; информация
может быть также получена от компетентных органов и сообщений в источниках
массовой информации или иных средствах информации (при условии, что
достоверность упомянутых публикаций и сообщений подтверждена компетентными
органами); - организует и
проводит инспекции состояния государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов, анализирует и обобщает результаты инспекций; - принимает меры,
направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных
нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и причин этих нарушений; - предоставляет
информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов органам государственной власти
Российской Федерации. 8. В основу
организации надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов положены следующие принципы: - независимость Службы
при выполнении своих функций от других государственных органов, а также от
организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии или
содействует ее использованию; - разграничение
ответственности сторон, осуществляющих деятельность в области использования
атомной энергии и государственный надзор за безопасностью ее использования: - открытость надзора
за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов (обеспечение доступности информации о системе и о надзоре
за ней, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную
или коммерческую тайну); - дифференцированный
подход к выбору объемов и форм надзора за системой государственного учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - взаимодействие
Службы с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
государственное управление использованием атомной энергии, государственное
регулирование безопасности при использовании атомной энергии, с Российской
академией наук, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления; - своевременность,
обоснованность и полнота использования мер воздействия, направленных на
устранение нарушений. 9. Осуществление
надзора не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций,
осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами,
и иных организаций по осуществлению учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов. 10. Надзор за системой
государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
осуществляется путем проверки выполнения требований к их учету и контролю
организациями, осуществляющими обращение с радиоактивными веществами и
радиоактивными отходами, информационно-аналитическими организациями, центрами сбора,
обработки и передачи информации по учету и контролю радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов, деятельность которых регламентируется нормативными
актами, обеспечивающими функционирование системы. Надзор за
информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и
передачи информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов осуществляется территориальными органами Службы, в установленных
границах надзорной и разрешительной (лицензионной) деятельности которых расположены
эти организации. III. Сбор и анализ информации для осуществлени надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов11. Служба создает и
ведет базы данных, необходимые для осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов. 12. Доступ должностных
лиц и работников Службы к информации организаций, к информации, содержащейся в
федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, в
информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи
информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном,
ведомственном и региональном уровне, осуществляется в соответствии с порядком,
установленным для этих организаций. Доступ должностных лиц
и работников Службы к материалам, составляющим государственную тайну,
осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 13. Информация,
получаемая Службой в ходе осуществления надзора за системой государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, используется
исключительно с целью, изложенной в пункте
5 настоящего Положения, с соблюдением предусмотренных законодательством
Российской Федерации требований по защите государственной и иной охраняемой
законом тайны, а также прав на интеллектуальную собственность. IV. Организация и проведение инспекций14. Состояние учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, имеющих
лицензии на право осуществления определенного вида (видов) деятельности в
области использования атомной энергии, проверяется, как правило, в процессе
комплексных, целевых и оперативных инспекций, проводимых в порядке надзора за
ядерной и радиационной безопасностью объектов использования атомной энергии. Состояние учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в вышеуказанных
организациях может также проверяться посредством специально предусматриваемых
целевых инспекций, проводимых работниками Службы, специализирующимися на осуществлении
надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов или на осуществлении надзора за радиационной
безопасностью на ядерно-опасных и радиационно опасных объектах (в последнем
случае - при условии предварительного обучения работников по вопросам,
являющимся предметами проверки). 15. Упомянутые в п. 14
Положения инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. Инспектируемая
организация должна быть уведомлена: - о плановой инспекции
- не позднее, чем за 15 дней до ее начала; - о внеплановой
инспекции - непосредственно перед ее началом. 16. Внеплановые
инспекции могут проводиться в связи с выявленными фактами утраты, хищения,
недостачи (излишка), несанкционированного использования радиоактивных веществ
и/или радиоактивных отходов, нарушений в их учете и контроле, а также в других
случаях по решению руководства Службы или ее территориального органа. 17. Наряду с
инспекциями, проводимыми в организациях, имеющих соответствующие лицензии
Службы, в отношении организаций, представивших заявления о выдаче им лицензий
на право осуществления в вышеуказанной области определенного вида (видов)
деятельности, предусматривается также специальный вид инспекции, имеющей целью
в процессе определения способности организации реализовать в установленном
порядке заявленный вид (виды) деятельности оценить ее фактические возможности в
части выполнения установленных требований к обеспечению правильности и
надежности учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (инспекция
в процессе рассмотрения заявления организации о выдаче ей лицензии). Инспекции указанного
выше вида должны проводиться должностными лицами и работниками Службы, имеющими
надлежащую профессиональную подготовку в сфере надзора за системой государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. 18. Проверка состояния
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов проводится за
всю инспектируемую организацию (во всех ее подразделениях, где осуществляются
соответствующие учет и контроль) и осуществляется с частотой: - в организациях,
осуществляющих обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами и
радиоактивными отходами и специальных пунктах хранения радиоактивных отходов -
не реже одного раза в год; - в иных организациях,
осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами
- не реже одного раза в два года. Инспекции должны
проводиться с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой
организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. 19. Каждая инспекция
должна включать в себя следующие этапы: - подготовка к
проведению инспекции и организация инспекции; - проведение
инспекции; - оформление
результатов инспекции. 20. Инспекция должна
включать проверку одного или нескольких из перечисленных ниже вопросов: - наличие в
организации федеральных норм и правил и руководящих документов для
осуществления деятельности с соблюдением требований к учету и контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов; - соответствие
ведомственных и региональных нормативных документов по учету и контролю
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов федеральным нормам и правилам; - соответствие
организационно-распорядительных документов организации требованиям к учету и
контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - выполнение
требований к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - выполнение условий
действия лицензий Службы; - выполнение ранее
вынесенных постановлений о наложении административных взысканий и выданных
предписаний Службы и ее территориальных органов; - проведение
расследований нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов (при необходимости с непосредственным участием); - наличие
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в местах их нахождения, в том
числе с использованием технических средств; - выполнение условий
действия разрешений Службы, выдаваемых руководящему персоналу объектов
использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов; - наличие системы
профессиональной подготовки персонала, осуществляющего деятельность по учету и
контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Конкретное содержание
проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой в установленном
Службой порядке. 21. Работники Службы в
ходе проведения инспекций могут при необходимости запрашивать и получать
дополнительные документы и материалы, необходимые для реализации целей
инспекций, а также получать объяснения должностных лиц и работников
инспектируемой организации по вопросам, непосредственно связанным с целями
инспекции. 22. При осуществлении
надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов по решению руководства Службы или ее территориальных
органов могут применяться технические средства. Применение технических средств
согласовывается с инспектируемой организацией в части безопасности их
использования. Использование
технических средств при проведении инспекций должно осуществляться специально
обученными для этих целей должностными лицами и работниками Службы при
соблюдении требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по
защите информации о радиоактивных веществах и радиоактивных отходах. Территориальные органы
и организации Службы должны поддерживать работоспособность принадлежащих им
технических средств, а также обеспечивать своевременную поверку средств
измерений, входящих в состав этих технических средств. При проведении
инспекции допускается использование технических средств инспектируемой
организации, в том числе применяемых персоналом этой организации. 23. О результатах
инспекции составляется акт, первый экземпляр которого после подписания его
инспектировавшими лицами передается руководителю инспектируемой организации. V. Применение законодательно установленных санкций при выявлении нарушений установленного порядка функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов24. При выявлении
нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов должностные лица и работники
Службы в пределах предоставленных им полномочий: - прекращают действие
разрешений Службы на право ведения работ в области использования атомной
энергии, выдаваемых должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с
радиоактивными веществами и радиоактивным отходами, отвечающим за организацию и
обеспечение учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - устанавливают по
основаниям и в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, временный запрет деятельности на
срок до 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов,
представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных
участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, где
осуществляется обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами; - выдают руководителям
и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о
приостановке работ, могущих привести к радиационной аварии или утрате
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - привлекают к
административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в
случаях, предусмотренных Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях; - направляют
правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской
Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм
и правил и условий действия лицензий, если нарушения содержат признаки преступлений
согласно уголовному законодательству Российской Федерации. VI. Учет и анализ результатов надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов25. Учет и анализ
результатов надзора осуществляется: - должностными лицами
и работниками подразделения территориального органа Службы, осуществляющего
надзор за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в
поднадзорных организациях; - подразделением
территориального органа Службы, ответственным за осуществление надзора за
учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - территориальным
органом Службы; - подразделением
центрального аппарата Службы, выполняющим функции организации и осуществления
надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов. 26. Анализ производится
на основе: - актов о результатах проведенных
инспекций; - предписаний об устранении
выявленных нарушений; - информации о состоянии
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих
обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами; - отчетных документов органов
управления, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, ведомственном и региональном
уровнях, информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи информации
и организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными
отходами, получаемых по запросам Службы; - отчетов организаций о
выполнении постановлений Службы и предписаний ее должностных лиц; - информации о выявлении,
предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов. По результатам анализа
надзора готовится заключение о состоянии системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. 27. Заключение о состоянии
системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов готовится территориальными органами и в целом Службой в сроки, предусмотренные
для подготовки годового отчета и полугодовой справки о состоянии регулирующей деятельности
и безопасности на поднадзорных объектах. 28. Заключение о состоянии
системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов формируется по результатам анализа: - организации деятельности
органов управления на региональном, ведомственном и федеральном уровнях и обеспеченности
необходимыми людскими, материальными и финансовыми ресурсами; - наличия и организации
деятельности (функционирования) информационно- аналитических организаций, центров
сбора и обработки информации на региональном, ведомственном и федеральном уровнях
и обеспеченности необходимыми людскими, материальными и финансовыми ресурсами; - своевременности представления
организациями информации о наличии и перемещении радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов; - результатов выполнения
задач, возложенных на органы управления и информационно-аналитические организации,
центры сбора и обработки информации на региональном, ведомственном и федеральном
уровнях с учетом выполнения их организациями, осуществляющими обращение с радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами: а) требований к учету и
контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; б) требований к обеспечению
сохранности радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в процессе обращения с
ними; в) своевременности и необходимости
мер при выявлении случаев утраты, хищения, несанкционированного использования, при
обнаружении недостачи (излишка) радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. 29. Учету и хранению в
соответствии с установленными сроками в Службе подлежат: - копии актов о результатах
проведенных инспекций; - копии предписаний об
устранении выявленных нарушений; - копии актов о результатах
расследования случаев утраты, хищения, недостачи (излишка), несанкционированного
использования радиоактивных веществ и/или радиоактивных отходов; - отчетные документы организаций,
получаемые по запросам Службы; - отчеты организаций о
выполнении постановлений Службы и предписаний ее должностных лиц и работников; - информация о выявлении,
предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов; - заключения о состоянии
системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов. Приложение
Термины и их определенияТребования к учету и контролю
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - совокупность
требований по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов,
устанавливаемых нормативными правовыми актами, федеральными и ведомственными нормами
и правилами и нормативными документами органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации; Нарушение в учете и контроле
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - недостача или
излишек, несанкционированное использование и/или незаконное перемещение радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов, в том числе через таможенную границу Российской
Федерации, ошибки в учетных или отчетных документах, повреждения, отказы средств
контроля доступа к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам, нарушения порядка
производства, использования и передач радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; Инспекция состояния учета
и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - инспекция)
- форма надзора, осуществляемого Службой, включающая проверку выполнения требований
к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, условий действия
лицензий, а также постановлений Службы и предписаний ее должностных лиц; Целевая инспекция
- инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации в целом или
по отдельным вопросам и проводится инспектором или группой инспекторов Службы и
привлекаемых, при необходимости, по согласованию специалистов других организаций
по программе, утвержденной в установленном Службой порядке; Оперативная инспекция
- инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов по отдельным вопросам в организациях,
в подразделениях и на рабочих местах организаций. Проводится инспектором или группой
инспекторов по плану или решению руководителя структурного подразделения Службы
или его территориального органа; Комплексная инспекция
- инспекция, которая предусматривает проверку деятельности организации по всему
(или большей части) комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции
Службы, включая проверку состояния государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов. Проводится комиссией в соответствии с программой
комплексной инспекции. Состав комиссии и программа комплексной инспекции утверждаются
в установленном Службой порядке; Технические средства
- средства измерений количества и состава радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов, средства контроля доступа к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам,
используемые при учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
и надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов. |
|