|
Нарушения
правил охраны труда и промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных
кранов Н.А. Шишков, эксперт по подъемным сооружениям Ростехнадзора Практика эксплуатации автомобильных кранов показывает,
что аварии при их работе и несчастные случаи происходят там, где не соблюдаются
федеральные законы РФ, правила и другие нормативные документы по охране труда и
промышленной безопасности, не организован или неудовлетворительно
осуществляется производственный контроль за соблюдением требований безопасности
при работе кранов на опасных производственных объектах. Аварийные ситуации возникают по причине
неисправности или отказов механизмов и приборов безопасности, разрушений
деталей и металлоконструкций, а также в результате нарушения инструкций по
охране труда персоналом, обслуживающим краны, несоблюдения нормативных или
эксплуатационных документов. ПРОИСШЕСТВИЕВ ОАО "Пензаводмелиорация" 16
февраля 2006 г. для погрузки и перевозки частей разобранного экскаватора
ЭО10011 из карьера по разработке глины для кирпичного завода были привлечены
автомобильный кран КС-3577-3 (грузоподъемностью 14 т) и автомашина КамАЗ с
полуприцепом. Основные части разобранного экскаватора - ходовая часть,
лебедочная муфта, стрела с ковшом, узел подъема экскаватора и другие детали -
находились на площадке карьера. Автомобильный кран КС-3577-3 был установлен
рядом с разобранным экскаватором таким образом, что при зацепке (строповке)
груза платформа крана должна поворачиваться относительно продольной оси крана
примерно на 90° влево. Машинист автокрана С., осмотрев груз и
место производства работ, несмотря на отсутствие схемы строповки, попросил
находившихся рядом газорезчиков помочь застропить части экскаватора для
погрузки, так как стропальщика не было. После погрузки одного узла в полуприцеп
КамАЗа газорезчики застропили лебедочную муфту экскаватора (массой 8,3 т). При
данной грузовой характеристике перегруза автокрана не было. Уверенный в
исправном состоянии крана и в том, что в зоне действия крана нет людей, но не
убедившись в этом, машинист крана приступил к подъему груза. Во время подъема лебедочной муфты
экскаватора произошел излом по всему периметру неподвижной секции стрелы
коробчатого типа на расстоянии 400 мм от оси крепления, при этом стрела стала
падать с разворотом в левую сторону на 45° в сторону кабины автокрана. В
соединении поворотной платформы крана и проушины штока гидроцилиндра подъема
стрелы образовался сплошной разрыв. Вследствие разворота стрелы зона ее возможного
падения увеличилась. Услышав треск и увидев падение стрелы,
находившиеся на месте погрузочных работ рабочие побежали в сторону от падающей
стрелы. Но ее оголовок задел газорезчика Н., находившегося возле
газорезательного оборудования, и травмировал его. При падении стрела также
деформировала кабину машиниста автокрана (рисунок). На прибывшем автомобиле
скорой помощи пострадавший Н. был доставлен в Сердобскую центральную районную
больницу, где от полученных травм скончался. В ходе расследования несчастного
случая на производстве установлено,
что автомобильный кран КС-3577-3 изготовлен в 1990 г. на Ивановском крановом
заводе. Владелец автокрана - ООО "Мелиоводстрой", в соответствии с
договором аренды кран арендован Сердобским филиалом ОАО "Пензаводмелиорация".
Кран в Управлении Ростехнадзора по Пензенской области не зарегистрирован.
Технический паспорт автокрана отсутствует. Автомобильный кран отработал
нормативный срок службы - 13 лет. Экспертное обследование (диагностирование),
включая полное техническое освидетельствование, специализированной организацией
не проводилось. Место аварии автомобильного крана КС-3577-3 В соответствии с заключением
экспертизы ООО Пензенского регионального научно-технического центра по
сварочному производству и промышленной безопасности ООО "НТЦ Сура"
разрушению стрелы крана КС-3577-3 предшествовала длительная эксплуатация, в
процессе которой на ней образовались трещины. Ремонтные работы по устранению
дефектов проводились с многочисленными нарушениями правил: - не проведены все необходимые и
предписанные правилами операции по устранению трещин; - технология выполнения сварочных работ
была грубо нарушена; - для ремонта металлоконструкций был
выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный
к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов и
эксплуатации в данной климатической зоне и др. Расследованием аварии также установлено,
что в ОАО "Пензаводмелиорация" отсутствует производственный
контроль за соблюдением требований безопасности на опасном производственном
объекте: - допущена эксплуатация автомобильного
крана, отработавшего нормативный срок службы, не зарегистрированного в
территориальных органах Ростехнадзора; - неудовлетворительная организация
производства погрузочных работ, выразившаяся в нахождении людей в опасной зоне
работы крана; - на участке работ крана отсутствуют
технические карты погрузки деталей экскаватора на автомашину и схемы строповки
груза; - к строповке груза допущены не
подготовленные в качестве стропальщиков и не обученные по охране труда
рабочие-газорезчики; - на участке производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. Нарушены требования следующих законодательных и нормативных правовых актов.
Выводы Авария автомобильного крана КС-3577-3
стала возможной по причине несоблюдения руководителями, специалистами и
обслуживающим кран персоналом ОАО "Пензаводмелиорация" Федерального
закона от 21.07.97 № 116-ФЗ, правил, инструкций и других нормативных документов
по охране труда и промышленной безопасности. 1. В ОАО "Пензаводмелиорация"
не было разработано положение о производственном контроле, не назначена служба производственного
контроля, производственный контроль не проводился. 2. Допущена эксплуатация грузоподъемного
крана, незарегистрированного в территориальных органах Госгортехнадзора,
отработавшего нормативный срок службы, без проведения экспертного обследования
специализированной организацией и получения разрешения на пуск его в работу от
территориальных органов Госгортехнадзора. 3. Эксплуатирующая организация ОАО
"Пензаводмелиорация" не обеспечила содержание грузоподъемного крана в
исправном состоянии. Ремонтные работы по устранению дефектов (трещин) в
конструкции стрелы крана, образовавшихся в процессе длительной эксплуатации,
проводились с нарушениями технологии сварочных работ. Для ремонта
металлоконструкций был выбран материал, не удовлетворяющий требованиям
прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных
конструкциях грузоподъемных кранов и эксплуатации в данной климатической зоне. 4. На участке производства работ не было
назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, в
результате чего были допущены нарушения обслуживающим персоналом (крановщиком)
Типовой инструкции РД
10-74-94. Для производства работ по погрузке узлов разобранного экскаватора
на автомашину не назначены стропальщики, При отсутствии стропальщика крановщик
должен прекратить работу, но вместо этого он сам привлек к строповке груза лиц,
не имеющих прав стропальщика. (Журнал «Справочник специалиста по охране труда» № 3
2007 г.) |
|