|
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ» МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СБОРНИК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ЛОТКОВ НА АВТОДОРОГАХ МОСКВА 1972 Содержание Сборник технологических карт разработан отделом
внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительстве
автомобильных дорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнитель инж.
Т.П. Багирова) по материалам Челябинской, Ростовской, Калужской, Харьковской и
Ташкентской НИС. Редактор
инж. О.Н. Добровольский Сборник технологических карт
разработан на основе применения методов научной организации труда и
предназначен для использования при разработке проектов производства работ и
организации труда на объектах. Сборник содержит две
технологические карты: Карта № 1. «Устройство сборных
водопропускных лотков вдоль подошвы откоса из телескопических блоков». Карта № 2. «Устройство сборных
водопропускных лотков (водосбросов) из железобетонных прямоугольных блоков». В обеих технологических картах
предусматривается устройство входных и выходных оголовков (раструбов) из
сборных железобетонных блоков. Водопропускные лотки устраивают
та дорогах I, II и III технической категории с продольным уклоном
более 30 %, а также на отдельных сложных пересечениях для обеспечения
поверхностного водоотвода. Расположение водопропускного лотка определяют по
проекту, в составе которого должен быть план соответствующего участка
автомобильной дороги с нанесенной осью лотка и указанием высотных отметок. Работы по устройству
водопропускных лотков следует начинать с низовой стороны. При наличии грунтовой
воды следует устраивать приямки для сбора и откачки воды. При производстве работ следует
соблюдать требования следующих нормативных документов и пособий. 1. «Инструкция по сооружению
земляного полотна автомобильных дорог» М.,
Транспорт, 1964 г. 2. СНиП III-Д.5-62 «Правила организации строительства и
производства работ. Приемка в эксплуатацию». М., Госстройиздат, 1963 г. 3. СНиП III-B.3-62*
«Бетонные и железобетонные сборные конструкции. Правила производства и приемки
монтажных работ». М., Госстройиздат, 1968 г. 4. СНиП III-Б.5-62* «Земляные работы» М., Госстройиздат,
1967 г. 5. «Правила техники безопасности
при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., Транспорт,
1969 г. Во всех случаях применения
сборник технологических карт должен быть привязан к конкретным условиям
производства работ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ водопропускных ЛОТКОВ ВДОЛЬ ПОДОШВЫ ОТКОСА ИЗ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИХ БЛОКОВI.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
В карте предусматривается
применение сборных телескопических блоков длиной 1,5 м (рис. 1)
для устройства лотка и готовых блоков для входного и выходного раструбов. Рис.
1. Телескопический лоток: 1 - упорная шпора; 2 - монтажные петли До устройства лотка должны быть
закончены полностью работы по отсыпке и отделке земляного полотна, подготовлен
проезд и места стоянок автокрана. Телескопические блоки должны быть доставлены к месту работ и разложены с
помощью автокрана вдоль траншеи; в местах устройства раструбов должны быть
сложены соответствующие блоки. Щебень для устройства щебеночной подготовки
доставляют заблаговременно автомобилями-самосвалами и выгружают около входного
и выходного раструбов, а при большой длине лотка еще и около промежуточных
упоров. II.
УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Устройство лотков заключает следующие работы: отрывка котлованов под входной и выходной раструбы и траншею под лоток
экскаватором с зачисткой вручную; устройство щебеночной подготовки под раструбы и промежуточные упоры; установка блоков лотка и раструбов автокраном; засыпка пазух грунтом и планировка откоса в зоне лотка экскаватором с
трамбованием грунта. Котлованы под раструбы и траншею для лотка отрывают экскаватором па
автомобильном ходу, оборудованным обратной лопатой с зачисткой вручную. Вынутый из котлованов и траншеи грунт выгружают за внешней бровкой
лотка, а при устройстве лотка в кювете выемки вынутый грунт погружают на
автосамосвал и вывозят в кавальер. После ручной зачистки дно траншеи планируют под рейку так, чтобы оно имело
проектный уклон. На дне траншеи делают разбивку положения упорных шпор блоков
лотка и отрывают под них поперечные траншеи. При лотках большой протяженности
через каждые 10 блоков отрывают траншеи для упоров. Под блоки упоров раструбов
и промежуточных упоров траншеи следует отрывать на 15 - 20 см шире для возможного регулирования
положения блока в плане. На входном и выходном раструбах должны быть
спланированы откосы для установки раструбных стенок. Щебеночную подготовку слоем 10 см
делают под верхний и нижний раструбы и под блоки упоров, выравнивая
щебень под рейку и уплотняя его ручной трамбовкой. После устройства щебеночной
подготовки проверяют нивелиром отметки ее поверхности. Монтаж лотка начинают с нижнего раструба (рис. 2), устанавливают с
помощью автокрана блоки уторов, на них укладывают плиты лотка раструба, а затем
устанавливают стенки раструба. Рис. 2. Общий вид лотка из
телескопических блоков: 1 - щебеночная подготовка; 2 - нижний упорный блок входного оголовка; 3 - верхний упорный блок входного оголовка- 4 - телескопические блоки; 5 - входные раструбные стенки; 6 - плита лотка входного раструба; 7 - выходные раструбные стенки; 8 - упорные блоки выходного раструба; 9 - плиты лотка выходного раструба После проверки положения блоков швы между ними заполняют
цементно-песчаным раствором. Первый блок лотка стропят за четыре монтажные петли, подают автокраном к траншее, опускают до
высоты 1 м над грунтом и
разворачивают по продольной оси. Затем блок, удерживая навесу, вводят узким
концом в нижний раструб до упора, при этом упорная шпора блока должна попасть в
подготовленную траншею. Следующие блоки узким концом
вводят в конец предыдущего блока до упора и опускают на дно траншеи. Перед установкой последнего
блока лотка устанавливают нижний упорный блок верхнего раструба и, после его
рихтовки, устанавливают последний блок лотка так, чтобы упорная шпора блока
вошла в паз упорного блока. После установки всех блоков
лотка производят окончательное выравнивание блоков с помощью автокрана, а затем
собирают верхний раструб. Сперва устанавливают верхний упорный блок, затем
укладывают плиту лотка и стенки раструба, заполняют швы между ними
цементно-песчаным раствором. Засыпку пазух между лотком и
откосами траншеи делают экскаватором, оборудованным скребком. Вслед за засыпкой
пазух уплотняют грунт пневмотрамбовкой. III.
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Земляные работы по отрывке
котлованов под раструбы и траншеи под блоки лотка должны быть выполнены до
монтажных работ. Блоки должны быть
заблаговременно доставлены к месту работ. У котлована выходного раструба
выгружают блоки выходного раструба и несколько блоков лотка (в зависимости от
величины вылета стрелы автокрана). Остальные блоки лотка выгружают вдоль
траншеи у мест стоянок автокрана, а у котлована верхнего раструба выгружают
блоки верхнего раструба. Блоки должны быть сложены так, чтобы они не мешали
проезду автокрана. Щебень для щебеночной подготовки
разгружают у обеих раструбов и промежуточных упоров. Земляные работы по устройству
траншеи лотка выполняет звено рабочих в составе: машиниста экскаватора 6 разр.,
и землекопов: 3 разр. - 1, 2 разр. - 2. Землекопы выполняют работы по
грубой планировке траншеи и котлованов после работы экскаватора с копанием
траншей под упорные шпоры и под упоры, а затем окончательно планируют дно
траншеи под рейку с приданием уклона. Монтаж блоков выполняет звено в
составе: машиниста автокрана 5 разр. и монтажников конструкций: 4 разр. - 1, 3
разр. - 2. В процессе выполнения работ
монтажник конструкций 4 разр. дает указания машинисту автокрана на подъем и
опускание блоков, следит за их правильной установкой. Монтажники конструкций 3 разр.
стропуют блоки и направляют их к месту укладки, а также устраивают щебеночную
подготовку. Для отрывки траншеи и
котлованов, засыпки пазух грунтом с уплотнением и окончательной планировки
поверхности около лотка привлекаются: машинист экскаватора 6 разр., машинист
компрессора 4 разр. и землекоп 3 разр. IV.
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПО УСТРОЙСТВУ
ВОДОПРОПУСКНОГО ЛОТКА (4 ЛОТКА)
V.
КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА УСТРОЙСТВО ВОДОПРОПУСКНОГО ЛОТКА
ДЛИНОЙ 105 м С ДВУМЯ РАСТРУБАМИ
VI.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫА. Потребность основных материалов
Б. Машины, оборудование, инвентарь
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ водопропускных ЛОТКОВ (ВОДОСБРОСОВ) ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ БЛОКОВI.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
В карте предусматривается
применение железобетонных блоков прямоугольного сечения размером в свету
0,8×0,55 м, длиной 3 - 4 м для устройства лотка и готовых
блоков для входного и выходного оголовков. До устройства лотка должны быть
закончены работы по устройству проезжей части и планировке откосов насыпи. II.
УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Водопропускной лоток состоит из
лотка на откосе насыпи и двух оголовков - входного (водоприемника) и выходного
(гасителя) (рис. 3). Устройство лотка включает
следующие основные работы: отрывка траншеи по откосу насыпи
под блоки лотка и котлованов под блоки оголовков; устройство щебеночной подготовки
под оголовки; установка блоков лотка и блоков
оголовков; заделка швов на стыках блоков; засыпка пазух грунтом с
планировкой откосов по обеим сторонам лотка; трамбование грунта пазух. Траншею по откосу и котлованы
для оголовков отрывают экскаватором на автомобильном ходу марки Э-4010. С нижней стоянки отрывают нижнюю
часть траншеи и котлован под блок выходного оголовка. Затем экскаватор
перемещают на земляное полотно и с верхней стоянки отрывают верхнюю часть
траншеи и котлован под блок входного оголовка. После работы экскаватора
землекопы вручную зачищают дно траншеи и котлованов с планировкой под рейку. Рис. 3. Общий вид водопропускного лотка: 1 - асфальтобетонное покрытие; 2 - дождеприемная решетка; 3 - входной оголовок (водоприемник); 4 - бордюр; 5 - блоки лотка; 6 - выходной оголовок (гаситель); 7 - плиты перекрытия входного оголовка Щебеночную подготовку слоем 10 см устраивают под блоки оголовков,
распределяя щебень, планируя его под рейку и трамбуя вручную. При устройстве
щебеночной подготовки входного оголовка делают вырубку в покрытии для
размещения водоприемной части блока входного оголовка. Перед монтажными работами все
блоки лотка осматривают для проверки соответствия их марок, фактических
размеров, а также годности элементов для укладки их в сооружение. Монтаж блоков выполняют
автокраном с двух стоянок: с нижней стоянки устанавливают блок выходного
оголовка (гасителя). После этого нижний блок лотка стропят за четыре монтажные
петли, расположенные либо на дне, либо на стенках блока, подают автокраном к
траншее, опускают до высоты 1 м над
грунтом и разворачивают по продольной оси. Затем блок опускают на дно траншеи
и, удерживая навесу, вводят нижний конец в окно оголовка, центрируют по оси и
опускают на дно траншеи. Второй блок лотка с нижней стоянки устанавливают в
таком же порядке впритык к первому блоку. После установки блоков с нижней
стоянки автокран перемещают на верхнюю стоянку к входному оголовку и
устанавливают блоки верхней части лотка. Последним устанавливают блок входного
оголовка и перекрывают его плитами. При установке блоков с нижней и
верхней стоянок автокран устанавливают на аутригеры. Если при большой длине откоса
для установки блоков лотка вылет стрелы автокрана недостаточен, то блоки
автокраном подают в верхнюю часть траншеи, опускают в траншею, по дну которой
уложены лаги и вручную с помощью ломов спускают блок к месту установки. Верхние
блоки устанавливают автокраном. После установки блока входного оголовка на нем
устанавливают дождеприемные решетки и два бортовых камня. Бортовые камни
устанавливают на цементном растворе, которым заделывают швы между камнями. Швы на стыках блоков лотка
конопатят паклей, пропитанной битумом. Швы в стенках с внутренней стороны лотка
перекрывают дощечками, смазанными битумом или глиняным раствором и
закрепленными распорками. Затем эти швы заполняют цементно-песчаным раствором с
уплотнением шуровкой. Распорки и дощечки снимают через 1 - 2 дня. Швы в днище
после конопатки заполняют цементным раствором. Планировку откосов по обе
стороны лотка с одновременной засыпкой пазух грунтом производят экскаватором
марки Э-4010, оборудованным скребком. Грунт в пазухах уплотняют пневматической
трамбовкой марки ТР-4 или ТР-6. После планировки и уплотнения грунта в пазухах
стенки лотка должны возвышаться над поверхностью откоса на 5 - 10 см. III.
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Земляные работы по отрывке
котлованов под блоки оголовков и траншеи под блоки лотка должны быть выполнены
до монтажных работ. Блоки должны быть
заблаговременно доставлены на место работ. У котлована выходного оголовка
выгружают блок выходного оголовка и 1 - 2 блока лотка (в зависимости от
величины вылета стрелы автокрана, применяемого для монтажа блоков), остальные
блоки лотка, блок входного оголовка, плиты перекрытия входного оголовка,
бортовые камни и решетки дождеприемников выгружают у входного оголовка. Блоки
должны быть сложены так, чтобы они не мешали подъезду автокрана. Монтажные
петли должны быть сверху. Щебень для щебеночной подготовки
разгружают у обеих оголовков. На участок работ должны быть
доставлены материалы для конопатки швов - пакля, битум, песок, цемент, доски
для опалубки, а также битумный котел для разогрева битума. Работы по устройству водопропускного
лотка выполняет бригада в составе: машиниста автокрана 6 разр., монтажников
конструкций: 4 разр. - 2, 3 разр. - 2 и землекопов: 3 разр. - 1, 2 разр. - 1. Землекопы образуют отдельное
звено и выполняют работы по зачистке котлованов и траншеи под рейку. Монтажник 4 разр. производит
конопатку и заделку швов. В его обязанность входит также подготовка материалов
(пакли, битума, цементного раствора) к работе. Монтаж блоков выполняет звено в
составе: машиниста автокрана 6 разр. и монтажников конструкций: 4 разр. - 1, 3
разр. - 2. В процессе выполнения работ
монтажник 4 разр. дает указания машинисту автокрана на подъем и опускание
блоков, следит за правильной установкой блоков. Монтажники 3 разр. стропуют
блоки и направляют их по месту укладки. В необходимых случаях выправляют
положение блоков ломами, устраивают щебеночную подготовку, разбирают дорожное
покрытие у входного оголовка, заделывают место сопряжения после установки блока
входного оголовка, участвуют в установке бортовых камней и решеток дождеприемников. Для отрывки траншеи и
котлованов, планировки откосов и засыпки пазух грунтом с уплотнением
кратковременно привлекаются: машинист экскаватора 6 разр., машинист компрессора
4 разр. и землекоп 3 разр. IV.
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА УСТРОЙСТВО ВОДОПРОПУСКНОГО
ЛОТКА ДЛИНОЙ 105 м С ДВУМЯ РАСТРУБАМИ
V.
КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО ВОДОПРОПУСКНЫХ ЛОТКОВ (ВОДОСБРОСОВ) ИЗ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БЛОКОВ (НА 4 ЛОТКА ДЛИНОЙ 20 м КАЖДЫЙ С ОГОЛОВКАМИ)
VI.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫА. Основные материалы
Б. Машины, оборудование и приспособления
|
|