|
Работы отдела типологии по корректировке Московских городских
строительных норм Т.С. СКОБЕЛЕВА, руководитель
отдела типологии Е.А. ЛЕПЕШКИНА, науч. сотрудник, канд. экон. наук Отдел типологии ГУП МНИИТЭП в 2006 г. начал подготовку
изменений к трем нормативным документам, завершить работу планируется в первом
полугодии 2007 г. Основанием изменения МГСН 4.18-99
«Предприятия бытового обслуживания» послужило постановление правительства Москвы от 12.04.05 г. №
200-ПП «Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в г.
Москве до 2008 г.». Постановление
отметило количественную и качественную динамичность потребительского спроса на
виды услуг и актуальность совершенствования нормативной базы в соответствии с
современным состоянием сферы бытовых услуг. В МГСН 4.18-99
«Предприятия бытового обслуживания» отмечается ряд недостатков: - отсутствие в номенклатуре современных типов
социально значимых предприятий и требований к их проектированию; - отсутствие требований к проектированию и
размещению предприятий бытового обслуживания в нестационарных или некапитальных
сооружениях; - неточность формулировок требований к встраиванию
предприятий; - неактуальность некоторых положений, связанных с
исчезновением отдельных видов услуг или принципиальным изменением технологий
при их оказании и т. д. В основу корректив легла измененная и расширенная
номенклатура типов предприятий с учетом новаций в видах услуг, соотнесенная с
последними законодательными и нормативными документами в сфере бытового
обслуживания: постановлениями правительства Москвы от 12.04.05 г. № 200-ПП, от
26.09.06 г. № 724-ПП, дополнением к МГСН 1.01-99 от 26.09.06 г., Санитарными
нормами и правилами и т.д. В качестве основного типологического признака
предприятия предлагается не отдельный вид, а отраслевая группа услуг, что
отвечает реалиям сегодняшнего дня. Многообразие форм обслуживания, высокие
темпы освоения инновационных технологий не должны сдерживаться излишней
регламентированностью архитектурно-планировочных и инженерных решений.
Изменения и дополнения должны обеспечить оптимальные проектные решения
основного функционального звена, вокруг которого в соответствии с возникающим
спросом могут развиваться новые виды услуг. Так, например, введенные в номенклатуру комплексные
предприятия типа «Мультисервис» включают в себя две основные типологические
группы: производственные помещения, использующие промышленное оборудование, и
помещения, не использующие такое оборудование. Данная структура позволила
сформулировать основные принципы размещения «Мультисервисов» во встроенных,
встроенно-пристроенных помещениях и отдельно стоящих зданиях, избежав
громоздкой привязки к перечню конкретных видов услуг, требующей дополнительных
ограничений и пояснений. Откорректирована номенклатура встраиваемых в жилые дома предприятий, изменены и дополнены разделы, регламентирующие размещение предприятий, освещенность, вентиляцию, санитарно-гигиенические требования для парикмахерских, мини-химчисток и мини-прачечных и т.д. Серьезной переработке подвергся раздел «Пожарная безопасность». Две другие работы отдела типологии посвящены
проблеме проектирования учреждений образования. В рамках совместной работы с НИиПИ Генплана Москвы
отдел типологии МНИИТЭП выполнил «Предложения по корректировке МГСН
1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г.
Москвы». Предложения разработаны с учетом опыта проектирования МНИИТЭП
общеобразовательных школ и дошкольных детских учреждений в соответствии с
действующими нормативными документами. Проведен анализ технико-экономических показателей
проектов повторного применения школ и детских садов, а также проблем,
возникающих при размещении зданий в условиях стесненной застройки. Выявлена
противоречивая тенденция увеличения объема зданий в соответствии с нормативными
требованиями в условиях сокращения площади участков для строительства, которое
связано с дефицитом территорий в городе. При этом требования к организации
участков в настоящее время не изменены. Противоречия отмечены и в самих нормативных
документах федерального и городского уровня. Так, в федеральных нормах для школ
требуется участок из расчета 50 м2 на учащегося, что в пересчете для
школы на 550 мест составляет 2,75 га. В МГСН
1.01-99 приведена норма 15-20 м2, что для школы той же
вместимости потребует всего лишь 1,1 га. В МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные
учреждения», разработанных ФГУП «ИОЗ», требуется принимать площадь участков
по МГСН
1.01-99, т.е. 1,1 га, однако для размещения площадок рекомендуется площадь
участка без учета здания принимать не менее 3 га. В задачу отдела типологии входило определение
условий применения проектов зданий дошкольных и общеобразовательных учреждений,
разработанных МНИИТЭП в соответствии с действующими нормативными документами.
Для их размещения рекомендовано выделять участки не меньшей площади, чем
указано в проектах. Требуется также выполнять предпроектные разработки
планировочной организации участков, согласованные со всеми заинтересованными
организациями. В случае вынужденного выделения участка меньшей площади такое
требование обеспечит последующее согласование проекта. Очевидно, что вопросы проектирования зданий образовательных учреждений для стесненной застройки необходимо рассматривать системно, учитывая градостроительные факторы. Школьные здания с расширенным составом помещений и павильонным объемно-планировочным решением должны проектироваться индивидуально для конкретных адресов. Необходимость того или иного типа учреждения определяется социальным спросом, существующей сетью учреждений образования, наличием в микрорайоне физкультурно-спортивных центров, возможностью оказания части образовательных услуг в учреждениях, размещенных в первых этажах жилых домов и т. д. В ряде случаев проблему проектирования и размещения учреждений образования в сложных градостроительных условиях можно решить благодаря типологическим новациям, возможность осуществления которых должна быть предусмотрена в нормативных документах. В рамках совместной работы с ФГУП «ИОЗ» отдел
типологии разработал предложения по изменению и дополнению МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные
учреждения». Предложения направлены на решение проблемы проектирования
зданий школ для условий затесненной застройки. Предлагается проектирование
отдельных элементов физкультурно-спортивной части школы, рассчитанной на
обслуживание населения микрорайона, в составе физкультурно-оздоровительного
комплекса, расположенного в пределах пешеходной доступности. Более корректно
формулируется требование по неизменности размеров площадок при уменьшении
площади участка. Рекомендуется увеличить высоту этажа в зданиях
школ. Пристроенные объемы предлагается располагать на уровне цокольного этажа с
обеспечением естественного освещения через световые фонари. На основании писем
Роспотребнадзора внесен ряд уточнений в требования к проектированию залов. Изменения в действующие нормативные документы,
предлагаемые отделом типологии ГУП МНИИТЭП, направлены на решение актуальнейших
для Москвы проблем проектирования социально значимых объектов городской
инфраструктуры - учреждений образования и предприятий бытового обслуживания
населения. (Журнал «Промышленное и гражданское строительство»
№ 5 2007 г.) |
|