|
Повышение эффективности применения полимерно-битумных
вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС Л.М. Гохман,
к.т.н., Е.М. Гурарий, к.т.н., А.Р. Давыдова, к.т.н., К.И. Давыдова,
инженер, О.В. Гавриленко, инженер, Т.В.
Прокофьева, инженер, СоюздорНИИ Наряду с объективными причинами незначительных
объемов применения полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа
СБС - ПБВ в дорожном строительстве, по нашему мнению, не учитывается
возможность повышения эффективности его применения. В
тех случаях, когда применяется ПБВ, проектировщики и строители ориентируются
только на те минимальные требования, которые предъявляются ГОСТ
Р 52056-2003 к показателям его качества. Вместе с тем данное вяжущее за
счет варьирования соотношением компонентов - битума, полимера, пластификатора и
ПАВ может обладать теми показателями свойств, которые продиктованы не только
действующим ГОСТом, но и условиями эксплуатации покрытия, в котором оно
применяется. При этом имеются в виду как климатические условия, так и условия
движения. Кроме того, необходимо, по нашему мнению, исходить из того, что
никакое вяжущее, в том числе и данное, не может служить панацеей от всех
возможных дефектов, возникающих на покрытии. В связи с этим необходимо
комплексное решение проблемы, в которое должны входить и предложения по расчету
и конструированию дорожной одежды. В
данной статье рассмотрены предложения по комплексному решению вопроса,
позволяющего существенно повысить сроки службы дорожных, мостовых и аэродромных
покрытий, устраиваемых с применением ПБВ. Учитывая,
что рассматриваемое ПБВ разработано специально для дорожной отрасли, то и
показатели его свойств уже на стадии разработки и принятия проектного решения,
наряду с требованием соответствия ГОСТ
Р 52056-2003, должны включать специальные требования, связанные с
климатическими условиями и условиями эксплуатации покрытия. В первую очередь
это касается обеспечения требуемой температурной трещиностойкости покрытия. Для
этого необходимо ввести специальные требования к температуре хрупкости ПБВ по
Фраасу - она должна быть не выше температуры наружного воздуха наиболее
холодных суток района эксплуатации покрытия и назначаться в соответствии со
СНиП 23.01.99 с обеспеченностью 0,98 для дорог I и II категорий и 0,92 для III и более низких категорий дорог. Во-вторых,
для обеспечения максимально возможной теплостойкости и сдвигоустойчивости
покрытия температура размягчения ПБВ по методу «Кольцо и Шар» должна быть не
ниже расчетной температуры сдвигоустойчивости покрытия при скорости ветра,
равной нулю и назначаться по Приложению 1 «Руководства по применению
комплексных органических вяжущих (КОВ), в том числе ПБВ на основе
блоксополимеров типа СБС в дорожном строительстве», утвержденного Распоряжением
Минтранса России № ОС-134-р от 11.03.2003 г. В-третьих,
для того чтобы обеспечить требуемую теплостойкость и сдвигоустоичивость
покрытий с учетом интенсивности и условий движения, полагаем необходимым для
ПБВ, применяемых для дорог I и II категорий движения, а также мостов и
аэродромов, повысить требования к температуре размягчения на 2° С по сравнению
с требованиями Приложения 1 (см. предыдущий абзац). В-четвертых,
в целях обеспечения требуемой долговременной прочности считаем необходимым
увеличить для дорог I и II категорий движения, а также мостов и аэродромов
требования к показателям эластичности на 5% по сравнению с требованиями ГОСТ
Р 52056-2003. В-пятых,
в целях обеспечения требуемой коррозионной стойкости покрытий считаем
необходимым обеспечить хорошую адгезию не только с основными минеральными
материалами, применяемыми в составе полимерасфальтобетонных смесей, но и с
кислыми (со щебнем и песком) на уровне нормы «выдерживает по контрольному
образцу № 2» (ГОСТ
11508-74). Для этого необходимо введение ПАВ в собственно ПБВ или
применение блоксополимера типа СБС, содержащего ПАВ. Применяемые
в настоящее время добавки «Амдор-9», «Дорос-АП», «БП-3М». как и другие ПАВ с
активными аминогруппами, характеризуются специфическим неприятным запахом,
который в значительной степени сдерживает их широкое применение. Предлагаемые
нами адгезионные добавки ПАВ относятся к новому классу ПАВ двойного действия и
характеризуются наличием активных малеиновых групп. Эти ПАВ содержат в своем
составе малеинизированные низкомолекулярные полимеры, являющиеся продуктом
присоединения малеинового ангидрида к низкомолекулярным полибутадиену или
полиизопрену или к их смесям с побочными продуктами производства подсолнечных
масел. Наиболее
глубоко исследованный и опробованный на практике малеинизированный
низкомолекулярный полибутадиен «Техпрогресс-1» характеризуется рядом
преимуществ: не обладает резким специфическим неприятным запахом; практически
не имеет резкого неприятного запаха даже при нагреве; обладает высокой
пожаробезопасностью: его температура вспышки не ниже 200° С. Предлагаемые
к применению ПАВ нового класса с активными малеиновыми группами, в связи с
высокой реакционной способностью малеинового ангидрида, по-видимому, могут
образовывать, наряду с физическими, и химические связи вяжущих с поверхностью
минеральных материалов. Оптимальное содержание МНПБ в органических вяжущих
материалах (ОВМ), при том же эффекте, несколько ниже, чем для катионных ПАВ, и
составляет для ПБВ - 0,5-0,9%, а для битумов - 0,4-0,7% к массе ОВМ. В
целях вхождения на рынок России альтернативного поставщика блоксополимеров типа
СБС исследована возможность приготовления ПБВ на основе блоксополимеров марок
Enprene 701 и Enprene 611 российской фирмы «Эн Чуан Кэмикэл». Появление на
рынке альтернативных блоксополимеров типа СБС позволит увеличить как
ассортимент полимеров, так и снизить их стоимость, что должно привести к более
широкому применению ПБВ в дорожном строительстве. ПБВ,
полученные на основе блоксополимеров марок Enprene 701 и Enprene 611
(представленных в виде мягкой непластицированной крошки или дробленых гранул
размером менее 1,25 мм), отвечают требованиям ГОСТ
Р 52056-2003, при условии требуемой растворимости их в индустриальном
масле. При этом температура при определении их растворимости должна составлять
175-180° С, как и в процессе приготовления ПБВ на основе этих полимеров.
Полимерно-битумные вяжущие на основе Enprene 701 по сравнению с ПБВ с
использованием ДСТ-30Р-01 характеризуются более высокой теплостойкостью,
трещиностойкостью и растяжимостью, особенно при 0° С, меньшей склонностью к
старению, что позволит повысить долговечность, трещиностойкость и
сдвигоустойчивость полимерасфальтобетона. Комплексность
предлагаемого решения затрагивает и подход к расчету конструкции дорожной
одежды. Во-первых,
предлагается из расчета дорожной одежды исключить верхний слой покрытия
толщиной не менее 6 см, а требуемую, исходя из современных условий движения,
капитальность дорожной одежды обеспечивать за счет основания и нижних слоев
покрытия, а в случае ремонта и реконструкции - за счет слоев усиления. Во-вторых,
предлагается устраивать между верхним слоем покрытия и основанием дорожной
одежды трещинопрерывающую прослойку - подгрунтовку для обеспечения, с одной
стороны, совместной работы верхнего слоя покрытия со всей дорожной одеждой, а с
другой - исключить на покрытии образование отраженных трещин. В-третьих,
предлагается непосредственно за устройством верхнего слоя покрытия выполнять поверхностную
обработку высокой долговечности, возобновляемую каждые 5 лет, на основе ПБВ,
обеспечивающих этот срок службы за счет высокой адгезии, трещиностойкости,
теплостойкости и эластичности. Актуальность повышения безопасности движения
автомобилей за счет устройства поверхностной обработки, особенно в настоящее
время, не вызывает сомнения. Кроме того, такая поверхностная обработка
предохранит верхний слой покрытия от износа и значительно повысит его срок
службы, вплоть до нормативного срока службы дорожной одежды. В
этом случае при условии обеспечения требуемой капитальности дорожной одежды и
водоотвода можно говорить о возможности бездефектной эксплуатации верхнего слоя
покрытия в течение всего срока службы дорожной одежды - 15 и более лет, так как
он будет выполнять только ему одному присущую роль - обеспечивать возможность
движения автомобилей с максимальной крейсерской скоростью по покрытию с
требуемой ровностью, без выбоин, выкрашиваний, шелушений, сдвигов, колей, волн,
трещин, с требуемой шероховатостью и коэффициентом сцепления с колесом
автомобиля. В
дополнение к требованиям, регламентированным ГОСТ
Р 52056-2003 и ОСТ 218.010-98 к ПБВ, рекомендованы региональные требования
к ПБВ по температуре хрупкости по Фраасу и температуре размягчения по методу
«Кольцо и Шар». В
данной таблице, в качестве примера, приведены требования к этим показателям для
ряда регионов. Таблица. Региональные технические требования к ПБВ
В настоящее время разрабатывается ГОСТ Р на полимерасфальтобетон, в котором будут приведены специфические требования к этому материалу. На
основе проведенных исследований разработаны ОДМ
218.2.003-2007 «Рекомендации по использованию полимерно-битумных вяжущих
материалов на основе блоксополимеров типа СБС при строительстве и реконструкции
автомобильных дорог», утвержденные Распоряжением Росавтодора Минтранса от
01.02.2007 г. № ОБ-29-р. Наряду
с авторами данной статьи в разработке рекомендаций принимали участие сотрудники
ОАО «Техпрогресс Т»: В.Ф. Степанов, В.А. Нечиненный, сотрудник Воронежского
филиала ФГУП «ВНИИСК», доктор технических наук B.C. Глуховской. В
рекомендациях приведены способы приготовления и технические требования к ПБВ, в
том числе и на альтернативных блоксополимерах, а также к ПБВ с новым ПАВ. Приведены
принципы и методология подбора составов ПБВ, технологические особенности
приготовления, применения и подбора горячих полимерасфальтобетонных смесей,
технические требования к ним, включающие ряд новых показателей, характеризующих
их трещиностойкость, сдвигоустойчивость и усталостную прочность. Указаны
особенности применения и составы ПБВ для устройства поверхностных обработок и
трещинопрерываюших прослоек. Рекомендации
содержат разделы по техническому контролю, транспортированию и хранению ПБВ и
ПБВ с ПАВ, методам их испытаний, технике безопасности и охране окружающей
среды. (Журнал
«Автомобильные дороги» № 6 2007 г.) |
|