|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ
ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Москва-1971 В
"Методических рекомендациях" приведены требования для проектирования
(конструирование, расчет резиновых компенсаторов и их закрепления) исходя из
условий прочности и долговечности резины. Даны указания по определению
расчетных нагрузок и воздействий, а также по расчету окаймления швов и его анкеровки.
Описана технология изготовления компенсаторов и устройства деформационных швов,
а также изложены требования по контролю качества работ. Рекомендуются
три типа резиновых компенсаторов: тип К-8 (расчетная деформация 45 мм) и К-11
(расчетная деформация 25 мм) с механическим креплением резины к металлу; тип
К-10 (расчетная деформация 45 мм) с горячим креплением резины к металлу в
процессе ее вулканизации. Предисловие
В связи с
быстрым ростом интенсивности и скорости движения на автомобильных дорогах, а
также увеличением нагрузки на колесо предъявляются все более высокие требования
к надежности конструкций деформационных швов автодорожных мостов. Обследование
большого количества мостов показало, что применяемые конструкции различных деформационных
швов в основном не удовлетворяют требованиям эксплуатации. Проведенными
Союздорнии исследованиями установлено, что наилучшими технико-эксплуатационными
качествами обладают швы с резиновыми компенсаторами. Результаты исследований
легли в основу "Методических рекомендаций по проектированию и устройству
деформационных швов с резиновыми компенсаторами для автодорожных и городских
мостов пролетами до 42 м". В
"Методических рекомендациях" приведены требования к конструированию и
расчету резиновых компенсаторов, исходя из условий прочности и долговечности
резины, описаны способы их закрепления, технология изготовления компенсаторов и
устройства деформационных швов. Химической
промышленностью СССР выпускаются в большом количестве долговечные, светоозоностойкие
марки резины, которые можно успешно использовать для деформационных швов
автодорожных мостов. При разработке
"Методических рекомендаций" были использованы результаты исследований
НИИРП и проектные работы Союздорпроекта, Гипротрансмоста и Белгипродора, учтен
опыт изготовления деформационных швов с резиновыми компенсаторами Воронежским
мостовым заводом, заводом мостостроительного оборудования, Мостостроем-5,
Мостотрестом и Волжским заводом РТИ, а также зарубежный опыт. "Методические
рекомендации" составил инж. В.И. Шестериков под руководством канд. техн.
наук С.Н. Пшеничникова. Все замечания и
предложения просьба направлять по адресу: Московская обл., Балашиха-6,
Союздорнии. ЗАМ. ДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ Ю.Л. МотылевНазначение и область применения1.
"Методические рекомендации" распространяются на проектирование и
устройство деформационных швов с резиновыми компенсаторами, расположенными в
уровне проезжей части автодорожных и городских мостов, Их применяют при
величине относительных смещений смежных концов пролетных строений от 10 до 90
мм (пролеты до 42 м*)) в климатических районах страны с абсолютно
минимальной температурой воздуха не ниже -55°С, принимаемой по СНиП II-А.6-62. _____________________ *)
Методика определения перемещений дана в приложении. Материалы2. Для
компенсаторов используют резину марки 7НО-68-1 в соответствии с ТУ-38-5-1166-64
Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.
Рецептуру резины принимают согласно условиям эксплуатации, соответствующим
группе 1 категории А "Рекомендаций по принципам выбора и построения
рецептуры для резинотехнических изделий в тропическом исполнении" НИИРП №
51-PM-26-48-66. Условия
эксплуатации деформационных швов (на открытом воздухе, при непосредственном
воздействии солнечной радиации, при резких перепадах температур) должны
указываться при составлении договора с заводом РТИ. 3. Стальные
детали деформационных швов изготавливают из стали марки Ст.3 спокойной,
полуспокойной и кипящих плавок в соответствии с ГОСТ 380-60. В деформационных швах пролетных строений мостов, эксплуатируемых в условиях низких температур (северное исполнение), стальные детали швов выполняют из марок стали в соответствии с требованиями "Указаний по проектированию, изготовлению, монтажу и приемке стальных конструкций железнодорожных, автодорожных и городских мостов, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур (северное исполнение)" ВСН 145-68 (Минтрансстроя и МПС СССР). 4. Для
герметизации зазоров между стальными элементами швов применяют герметики,
представляющие собой материал пастообразной консистенции, вулканизирующийся при
нормальной температуре воздуха. Рекомендуется
применять тиоколовые герметики марки УТ-38 ("Инструкция" НИИРП №
И-51-14-46-67), автомобильную пасту ПА (ТУ 38-ЗГ № 335 Казанского завода СК)
или тиоколовый герметик пониженной вязкости марки Г-1 ("Гидром-1"),
изготовляемый для дорожного строительства Казанским заводом СК. Способ
употребления герметизирующих мастик, требования, предъявляемые к упаковке,
транспортировке и хранению, приведены в "Технических указаниях по
устройству деформационных швов в цементобетонных дорожных покрытиях" ВСН
159-69. 5. Для защиты
от коррозии металлических элементов деформационных швов рекомендуется
применять: а)
органосиликатный материал ВН-ЗДТС (СТУ-30-2943-66) с отвердителем
полибутилтитанатом ПБТ (ТУ-ГХК № РУ-1950-62) или тетрабутоксититанатом ТБТ
(МРТУ 609-2866-66); б) битумы марок
БНД-130/200, БНД-90/130, БНД-60/90 (ГОСТ 11954-66) или битумные лаки; в) лаки
эпоксидные (ВТУМ 646-55) или этинолевые (ВТУ-МХП-126-54), а также эмали на
основе этинолевых лаков; г) красители
(для грунтовки и окраски верхних слоев) в соответствии с требованиями СНиП III-Д.2-62. Проектирование деформационных швов с резиновыми компенсаторамиКонструктивные требования и схемы рекомендуемых конструкций швов
6. В мостах
пролетами до 42 м применяют деформационные швы с механическим (тип К-8 и К-10)
или горячим (тип К-11) креплением резиновых компенсаторов к металлу. Конструкция швов должна предусматривать возможность замены резиновых компенсаторов. Верх компенсаторов в сжатом состоянии должен быть ниже верха проезжей части или на уровне с ним. 7. Окаймляющие
шов стальные элементы (окаймление) должны быть надежно заанкерены в несущей
конструкции, а также в выравнивающем слое и продольных швах между балками. Гидроизоляция,
во избежание попадания под нее влаги, должна подниматься перед швами и
заводиться под горизонтальные полки или козырьки. 8. Анкеровка
окаймления швов в зависимости от оформления концевых участков балок
осуществляется: а) приваркой
ребер жесткости к стальным пластинам, заанкеренным в плите или прикрепленным к
плите болтами; б)
омоноличиванием в недобетонированных концевых участках плит. Диаметр болтов,
прикрепляющих окаймление к пролетному строению, принимают не менее 16 мм, а шаг
болтов - не более 400 мм. Анкерные
стержни окаймления выполняют из арматуры диаметром 12 с шагом не более 250 мм. 9. В месте
примыкания покрытия проезжей части к окаймлению необходимо устраивать зазор, заполняемый
резино-битумной или полимерно-битумной мастиками, изготовляемыми в соответствии
с требованиями ВСН 159-69. Допускается заполнение зазора герметиком. 10. Шов с
резиновыми компенсаторами К-8 (расчетное перемещение 45 мм) состоит из
заполнения, окаймления, анкеровки. Заполнение шва - включает резиновые
компенсаторы, стальные пластины, к которым прикрепляют резину, и приспособления
для крепления резины: прижимы, шпильки, гайки (рис. 1). Рис. 1. Схемы
конструкций деформационных швов с компенсаторами типа К-8 и окаймлением в виде
уголков (а) или вертикальных полос (б): 1 - стальной лист заполнения; 2 - прерывистый сварной шов; 3 - компенсатор; 4 - прижим; 5 - окаймление; 6 - зазор между асфальтобетонным покрытием и окаймлением, заполняемый мастикой; 7 - покрытие; 8 - защитный армированный слой бетона; 9 - гидроизоляция; 10 - выравнивающий слой; 11 - бетон омоноличивания окаймления; 12 - опорная пластинка; 13 - анкерный болт; 14 - фиксатор; 15 - закладная пластина; 16 - анкеровка закладной пластины; 17 - накладка; 18 - гайка, прикрепляющая прижим; 19 - цементобетонный прилив Заполнение шва
с двумя резиновыми компенсаторами в поперечном сечении включает дополнительно
распределительный короб и опорные плиты (рис. 2). Рис. 2.
Схема конструкции деформационного шва с двумя компенсаторами типа К-8: 1 - окаймление; 2 - пластина заполнения; 3 -
резиновый компенсатор; 4 - распределительная коробка; 5 - прижим; 6 - упор; 7 -
ребро жесткости окаймления; 8 - зазор между покрытием и окаймлением,
заполняемый мастикой; 9 - покрытие; 10 - защитный армированный слой; 11 -
гидроизоляция; 12 - выравнивающий слой; 13 - арматура плиты; 14 -
недобетонированная часть плиты (штраба), омоноличиваемая после установки
окаймления; 15 - анкерный стержень вдоль шва; 16 - пазуха для размещения конца
опорной плиты; 17 - ограничитель; 18 - резиновая прокладка; 19 - опорная плита Чтобы обеспечить возможность замены резиновых компенсаторов, стальные пластины заполнения поверху приваривают к окаймлению прерывистым швом участками длиной 30-40 мм с шагом 150 мм. Вместо заполнения с компенсаторами К-8 в зазоры между окаймлением можно устанавливать резино-металлические компенсаторы типа К-10 (см. таблицу).
Примечание. В прямоугольники взяты размеры принятые для
рекомендуемых компенсаторов. Шов с резиновыми компенсаторами типа К-11 (расчетное перемещение 25 мм) состоит из съемной верхней плиты, прикрепленной болтами к окаймлению, компенсатора, зажатого между окаймлением и плитой, и анкеровки окаймления (рис. 3). Рис. 3.
Схема конструкции деформационного шва с компенсатором типа К-11: 1
- компенсатор; 2 - прижимная плита; 3 - прутки-упоры; 4 - прокладка; 5 -
окаймление с окнами для укладки бетона; 8 - зазор между асфальтобетонным
покрытием и швом, заполняемый мастикой; 7 - стальной козырек; 8 -
цементобетонное покрытие; 9 - двухслойное асфальтобетонное покрытие; 10 -
защитный армированный слой бетона; 11 - гидроизоляция; 12 - выравнивающий слой;
13 - выпуски арматуры; 14 - болт ; 15 - анкерная втулка 11. Шов в
бордюре и тротуаре является продолжением шва проезжей части. На конце шва
предусматривают водосливную воронку. При повышенных тротуарах швы по верху
тротуарных плит перекрывают скользящим стальным листом, прикрепленным одним концом
жестко к тротуару и опирающимся другим концом на окаймление через резиновую
прокладку толщиной 2-5 мм. Во избежание попадания воды и грязи под тротуарные
блоки их торцевые поверхности со стороны шва закрывают. Разрыв в
бордюре перекрывают декоративным стальным листом. 12. Допускается
применение в деформационных швах компенсаторов других размеров или
компенсаторов в виде плоской ленты, изгибаемой перед установкой в шов, и
круглого шланга, разрезаемого вдоль образующей. При этом размеры компенсаторов
должны соответствовать требованиям таблицы. Расчет деформационных швов 13. Окаймление рассчитывают на воздействие вертикальной нагрузки и катков, применяемых при укатке асфальтобетонного покрытия. Временную нагрузку принимают с динамическим коэффициентом 1+М=2. Для швов с окаймлением в виде уголков по прочности горизонтальной полки устанавливают требуемую ширину ребер жесткости поперек шва и расстояние между ними вдоль шва. При расчете предполагают, что бетон внутри окаймления не работает. Анкеровку
окаймления рассчитывают на горизонтальные усилия от воздействия: а) ножа
бульдозера, применяемого для очистки снега и грязи с проезжей части (2 т на 1
пог. м шва); б) смерзания
пластин заполнения (2 т на 1 пог. м шва). 14. В
деформационных швах с компенсаторами К-8 расстояние между шпильками для
насаживания прижимов принимают не более 300 мм и проверяют расчетами по
прочности прижима и деформации резины. а) Расчет по
прочности прижима производят на усилие отпора резины на 1 пог. см: где Р -
усилие отпора резины, кГ/см; t - толщина резины, см; Δ0
- просвет между упором и стальным листом (без компенсатора, рис. 4,а), см; Δ1
- деформация конца консоли прижима шириной 1 см от усилия отпора резины (рис.
4,б): (2) (3) G = 8 кГ/см2 статический модуль сдвига резины; d - диаметр упора, см; E = 2,1·106 кГ/см2; Y - момент инерции сечения консоли прижима шириной 1 см, см4/см. б) Расчет по деформации
резины выполняют из условия обжатия резины упором над шпилькой на величину не
более 0,4 t, а между шпильками - не менее 0,2 t: Δ0 + Δ1 ≥ 0,6·t; (4) Δ0 + Δ1 + Δ2 ≤ 0,8·t, (5) где Δ2 - деформация прижима между шпильками
от усилия отпора резины (рис. 4,в). Рис. 4. Схемы для расчета прижимов: а - схема прижима; б - деформации прижима над шпилькой от усилия отпора; в - деформация прижима между шпильками; 1 - прижим; 2 - пластина заполнения; 3 - упор; 4 - шпилька; 5
- гайка; 6 - направление усилия отпора резины 15. В
конструкциях деформационных швов с компенсаторами К-11 расстояние между болтами
вдоль и поперек оси шва определяют из условия прочности болтов на растяжение от
усилия отпора резины. Расчетное сопротивление болтов принимают 1400 кГ/см2.
Усилие отпора при сжатии резины одним прутком-упором определяют по формуле (1), принимая Δ1 = 0; d =
0,4 см. 16. Для компенсаторов с размерами, отличными от рекомендуемых, допускаемые деформации сжатия определяют исходя из того, что в верхних волокнах резины появляются растягивающие деформации, не превышающие 10%. (6) где Δсж
- допускаемая деформация сжатия компенсатора; Д0 - диаметр закругленной части
компенсатора (см. таблицу); Аmin
- минимальная допускаемая ширина компенсаторa в сжатом состоянии (минимальный
размер в свету между стальными элементами в уровне проезжей части). 17. Допускаемые
деформации растяжения компенсаторов (при раскрытии шва) определяют из условия: (7) тогда Δр = Аmax - Д0, (8) где Δр - допускаемая деформация
растяжения компенсатора; Аmax -
максимальная допускаемая ширина компенсатора в растянутом состоянии
(максимальный размер в свету, между стальными элементами в уровне проезжей
части). Устройство деформационных швов с резиновыми компенсаторамиИзготовление компенсаторов,
контроль качества 18. Резиновые
компенсаторы типа К-8 и К-11 изготавливают на заводах РТИ или в специализированных
цехах либо неформовым способом отрезками длиной не менее 2,8 м с вулканизацией
на плоских (для компенсатора К-11) или профилированных (для компенсатора К-8)
противнях, либо формовым способом в пресс-формах с непрерывной вулканизацией
резины. Противни
изготавливают из листов алюминия или пластичных алюминиевых сплавов марок АМгМ,
АВМ (ГОСТ 4784-65)
толщиной 1-2 мм. Длина противней не должна превышать 3 м, ширина 0,55 м. Вес
противней не должен превышать 30 кг. 19.
Резино-металлические компенсаторы К-10 изготавливают либо неформовым способом с
последующей вулканизацией в камерах, во время которой происходит крепление
резины к металлу, либо формовым способом в пресс-формах отрезками длиной не
менее 1 м. Поверхность
стальных листов в местах крепления к резине не должна иметь окалин и ржавчины. Всю оснастку
(противни, пресс-формы) для резиновых и резино-металлических компенсаторов
изготавливает заказчик по рабочим чертежам, составленным заводом РТИ или
согласованным с ним. 20. Качество
резиновых изделий контролирует ОТК завода РТИ или специализированного цеха,
изготавливающего компенсаторы. У каждой детали
проверяют толщину резины, которая должна находиться в пределах допуска +1,0-0,5
мм. Качество
поверхности контролируют также на всех деталях. На внешних поверхностях
компенсаторов не допускаются раковины, пузыри, вмятины более 1 мм, а также
трещины, проколы и вырывы в резине. 21. Резиновые и
резино-металлические компенсаторы поставляют партиями в вязанках или упаковках
весом не более 30 кг. Каждое
упаковочное место должно иметь ярлык с указанием завода-изготовителя, типа
компенсатора, даты изготовления, номера технических условий, по которым
изготовлены компенсаторы, количества деталей в упаковочном месте. Наличие
штампа ОТК о приемке деталей обязательно. Каждая партия
изделий сопровождается паспортом с указанием количества упаковочных мест,
полного веса деталей в партии и наименования поставляемых деталей. В партию
подбираются детали одного наименования. 22. При
хранении резиновые компенсаторы должны быть защищены от воздействия солнечных
лучей, а также кислот, щелочей и других разрушающих резину веществ. Они должны
храниться на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. Стыковка компенсаторов в
переносном вулканизаторе (на основе „Инструкции", НИИРП № И-11-2-64) 23.
Конструкция вулканизатора (рис. 5). Вулканизатор
состоит из двух блоков, между которыми размещают резину. Верхний и нижний блоки
имеют нагревательные спирали, вмонтированные в промежуточные панели, которые
расположены между формой и крышками вулканизатора. Поверхности формы и верхней
панели, соприкасающиеся с резиной, полируют. Спирали в
верхнем и нижнем блоках вулканизатора соединены в последовательную цепь с помощью
контактных клемм. В нагревательных спиралях поддерживается постоянная
температура с помощью термореле, отлаженного на расчетную температуру
терморегулятором и прижимной лапкой. Рис. 5. Схема переносного вулканизатора: 1 - контактные клеммы; 2 - промежуточные панели; 3 - форма; 4 - крышка; 5 - гайки; 6 - винт для разъединения блоков; 7 - направляющая шпилька; 8 - термореле; 9 - нагревательные спирали; 10 - терморегулирующий винт; 11 - провод; 12 - компенсатор; 13 - прижимная лапка Блоки
вулканизатора ориентируются по шпилькам и скрепляются между собой откидными
болтами с гайкой. Переносной вулканизатор работает от сети переменного тока 50
гц напряжением 220 в. Терморегулирующая
часть вулканизатора аналогична имеющейся в электроутюге марки УТ-50 (ГОСТ 307-58). 24. Подготовка резины. Перед стыковкой
концы компенсаторов обрезают на половину толщины на участке длиной 50 мм для стыковки
внахлестку или на участке длиной l ≥ 5t (t
- толщина резины) для стыковки "на ус". Стыкуемые
поверхности обрабатывают наждачной бумагой средней крупности и обезжиривают
бензином или ацетоном. 25. Стыковка. В вулканизаторе
стыкуют компенсаторы К-8. Допускается стыковка плоских или разрезанных круглых
резиновых элементов. Концевые участки компенсаторов соединяют вместе через прослойку сырой резины толщиной 2 мм марки 7-НО-68-1 или НО-68-1, помещают в вулканизатор и фиксируют в таком положении путем предварительного прижатия верхнего блока к нижнему с помощью винтов. Вулканизатор
прогревают в течение 5 мин, после чего помещают под пресс и обжимают на
расчетную величину. Величина нормальных напряжений на резину при обжатии должна
быть не менее 30 кГ/см2 (при стыковке компенсаторов К-8 это
соответствует усилию на вулканизатор 2,5 т). Винтами фиксируют нагруженное
положение, после чего вулканизатор снимают с пресса и включают в сеть. Резину
выдерживают в вулканизаторе при температуре 154±9°С в течение 25 мин. Время с момента
изготовления сырой резины до ее применения не должно превышать 6 месяцев. Устройство швов 26. Стальные
элементы швов изготавливают в специализированных цехах мостостроительных
организаций и поставляют стройкам без резиновых компенсаторов или в комплекте с
ними. Стальные
пластины заполнения для швов с компенсаторами К-8 изготавливают одним монтажным
элементом на всю длину шва. Допускается сборка пластин заполнения из отдельных
отрезков длиной не менее 3 м на строительной площадке. Кривизну (саблевидность)
пластин заполнения принимают при длине до 5 м 0,001Z (Z - длина элемента). При
большей длине пластин (> 9,5 м) выгиб или провисание пластин на половине
длины шва не должен превышать 6 мм. 27. Резиновые
компенсаторы К-8 и К-11, изготовленные отрезками по 2,8 м, перед сборкой шва
стыкуют в ленту на всю длину шва. Стыковку осуществляют горячим способом в
переносном вулканизаторе (п. 23). Резину
стыкуют внахлестку или "на ус". Резино-металлические
компенсаторы К-10 стыкуют между собой при установке в зазор. Порядок сборки
заполнения швов с компенсаторами К-8 приведен на рис. 6. Заполнение
изготавливают одним монтажным элементом на всю длину шва. Рис. 6. Порядок сборки
заполнения шва: 1 - пластина заполнения; 2 - шпилька; 3 - прижим; 4 -
компенсатор; 5 - гайка; 6 - шайба; 7 - упоры. 28. При
установке деформационных швов порядок работ и технология зависят от типа
окаймления и способа его анкеровки. При этом возможна раздельная установка окаймления
и заполнения или установка всего шва в сборе. 29. Монтаж шва
с компенсаторами К-8 одним монтажным элементом. При окаймлении в виде уголка
(см. рис.
2,а) и наличии закладных пластин в плитах необходимо соблюдать следующий
порядок работ: а) окаймление с
заполнением устанавливают в проектное положение с помощью монтажных рам,
допускающих регулировку положения в вертикальном направлении и обеспечивающих
расположение окаймления соседних пролетных строений в одном уровне, после чего
приваривают накладки к ребрам жесткости и закладным пластинам, убирают раму; б)
омоноличивают окаймление, укладывают гидроизоляцию и защитный слой бетона. К
окаймлению со стороны пролета устанавливают доску толщиной 15 мм (промазанную
битумом или обернутую в промасленную бумагу) и укладывают нижний слой
асфальтобетонного покрытия; в) нижний слой
покрытия у швов уплотняют металлическими трамбовками и заглаживают
металлическими утюгами или, если ширина пролетного строения позволяет
развернуться катку, поперечными проходами катков (в соответствии с требованиями
"Технических указаний по проектированию и сооружению пролетных строений
автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без
оклеечной гидроизоляции" ВСН
85-68). После этого укладывают и уплотняют верхний слой асфальтобетонного
покрытия; г) доску между
покрытием и окаймлением вынимают и образовавшийся зазор заполняют
резино-битумной или полимерно-битумной мастикой. Допускается заполнять пазухи в
окаймлении и зазор между окаймлением и покрытием литым асфальтом с размером
крупных зерен 5-10 мм, а также герметиком. При наличии на
концах пролетных строений анкерных болтов перед монтажом шва на свежий бетон
выравнивающего слоя устанавливают опорные пластины с выверкой их по нивелиру. В
тех случаях, когда толщина выравнивающего слоя превышает 3 см, бетон усиливают
арматурными сетками. Опорные пластины закрепляют гайками не ранее чем через 3
дня после их установки при нормальных условиях твердения бетона выравнивающего
слоя. После этого диафрагмы окаймления приваривают к опорным пластинам. 30. Раздельная
установка окаймления и заполнения: а)
устанавливают окаймление с устройством проезжей части в соответствии с п. 29
(рис. 7,а); Рис. 7. Установка окаймления шва с помощью рамы (а) и положение заполнения в процессе установки в шов (б): 1 - несущий уголок; 2
- втулка; 3 - винт-фиксатор; 4 - болт лапчатый; 5 - регулировочный болт; 6 -
заполнение шва; 7 - строповочные петли; 8 - установочные стержни б) приваривают
строповочные петли к пластинам заполнения, после чего их устанавливают между
окаймлением без компенсаторов для выверки, подгонки и предварительной сварки.
Объединенные между собой пластины вынимают из окаймления, заваривают монтажные
швы с последующей зачисткой; в)
состыкованный на всю длину шва резиновый компенсатор прикрепляют к пластинам
заполнения. После сборки заполнения окончательно затягивают гайки крепления
прижимов от середины монтажного элемента к краям, после чего проверяют
герметичность заполнения контрольной заливкой воды и составляют акт; г) к пластинам
заполнения приваривают установочные стержни (не менее 8 стержней по длине
пластины), с помощью которых устанавливают пластины в зазор между фиксаторами и
уголками окаймления. 31.
Деформационные швы с двумя компенсаторами К-8 (см. рис.
2) устраивают в пролетных строениях с недобетонированной плитой проезжей
части. При этом окаймление шва устанавливают в проектное положение с помощью
монтажных рам вместе с распределительной коробкой и опорными плитами. 32. Способ
изготовления окаймления и порядок работ при устройстве швов с компенсаторами
типа К-10 аналогичны приведенным выше для швов с компенсаторами К-8. При
монтаже заполнения торцы стальных пластин и резину в пределах стыков
промазывают герметиком. Стальные
пластины компенсаторов К-10 после установки их в шов сваривают между собой
поверху. 33. Независимо
от метода монтажа, типов окаймления и способов их анкеровки при устройстве
деформационных швов с резиновыми компенсаторами К-8 и резино-металлическими
компенсаторами типа К-10 необходимо соблюдать следующие правила: а) перед
установкой заполнения соприкасающиеся боковые поверхности пластин и окаймления
промазывают герметиком или другим герметизирующим зазор материалом (мастики,
грунтовые краски и т.д.) слоем толщиной не более 1 мм. Пластины прижимают к
окаймлению и приваривают поверху прерывистым швом. Длина сварного шва 30-40 мм
с шагом 150 мм. Зазоры между пластинами заполнения и окаймления не должны
превышать 1 мм; б) для
предохранения резины при сварке и резке металла резиновый компенсатор закрывают
асбестовыми листами или мокрыми опилками. 34. При
устройстве швов с компенсаторами типа К-11 (см. рис. 3)
в мостах с асфальтобетонным покрытием нижний слой укладывают после
омоноличивания окаймления, а верхний слой - после установки компенсаторов и прижимных
плит. 35. Расстояние
между элементами окаймления деформационных швов принимают в соответствии с
установочными размерами, приведенными в проекте в зависимости от температуры
воздуха. 36. Ровность
покрытия проезжей части мостов в местах расположения деформационных швов должна
удовлетворять требованиям, приведенным в СНиП III-Д.5-62. Допускается
отклонение по высоте окаймления соседних пролетных строений не более 3 мм, а по
расстоянию между окаймлениями против указанных в проекте - не более ±1 мм. Покрытие
проезжей части должно находиться в одном уровне с верхом окаймления, в пределах
±3 мм допускаются отклонения. Приложение
Определение перемещений концов пролетных строенийПеремещения при
различных условиях опирания определяют по формулам, приведенным в таблице, где
αв, αn - угол поворота опорного
сечения от временной нагрузки и ползучести; αn
= 0,003 радиана при l < 16 м, αn
= 0,006 радиана при l ≥ 16 м; Н1, Н2 -
расстояния от нейтральной оси балки до верха проезжей части и до оси вращения
неподвижных опорных частей; для неподвижных стаканных опорных частей ось
вращения принимают в центре резиновой прокладки, для тангенциальных - по низу
балки; δnв, δnн, δу
- деформации ползучести по верхним и нижним волокнам балок и деформации усадки
(по СН 365-67); α0
- коэффициент линейного расширения (по СН 200-62); l - длина балок; Т0 - температура установки
деформационного шва; Тmax
- максимальная температура для заданной местности; Tmin - a)
абсолютно минимальная температура для стальных мостов; б) минимальная среднесуточная
температура для сталежелезобетонных мостов и железобетонных с толщиной
элементов пролетных строений до 80 см; в) средняя температура самой холодной
пятидневки для железобетонных мостов с толщиной элементов пролетных строений
более 80 см. Значения
температур принимают по СНиП II-А.6-62.
Условные обозначения: ● - подвижная опорная часть; ▲ - неподвижная опорная часть; ▬ - резиновая опорная часть Примечание. Положительные значения соответствуют
раскрытию шва отрицательные - сжатию. Содержание
|
|