|
На какой нормативной базе проектировать и строить международные аэропорты
в России В.В. Ливитина, зам. начальника ФГУ «Главгосэкспертиза
России» Б.П. Мамонтов, зам. начальника отдела объектов транспортного комплекса А.В. Митрошин, гл. специалист В Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы
России (2002-2010 годы)» отмечается особая роль гражданской авиации, которая с
одной стороны, является подотраслью транспорта, реализующей транспортные
услуги, а с другой - осуществляет важнейшую функцию интегратора страны,
обеспечивая транспортную связь между центром и отдаленными регионами, где
наземные транспортные коммуникации либо отсутствуют, либо развиты чрезвычайно
слабо. Следует отметить, что к таким регионам относится более 60 % территории
России. Для реализации поставленных в программе задач предусматривается
обеспечение сбалансированного развития основных производственных комплексов
аэропортов и наращивание производственных мощностей зданий и сооружений
объектов наземной инфраструктуры. В 2002-2010 гг. намечено ввести в
эксплуатацию 33 искусственные взлетно-посадочные полосы, 37 аэровокзалов общей
пропускной способностью 38,4 тыс. пассажиров в час, складов горюче-смазочных
материалов общей емкостью 590 тыс. м3, свыше 20 ангаров и ангарных
корпусов для технического обслуживания и мойки воздушных судов. Должно быть
завершено строительство новых комплексов аэропортов Омск (Федоровка) и
Сыктывкар-2, осуществлены замена светосигнального оборудования в 27 аэропортах
и строительство грузовых терминалов в 22 аэропортах. Инвестиции, выделяемые за счет средств федерального бюджета, намечено направлять на реконструкцию объектов государственной собственности, а также на строительство и реконструкцию аэропортов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Приоритетное развитие должны получить аэропорты Московского авиационного узла, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и аэропорты, используемые в системе международных транспортных коридоров. Наибольший объем проектной документации, рассмотренной ФГУ
«Главгосэкспертиза России», приходится на долю проектов реконструкции ИВПП,
мест стоянок воздушных судов и рулежных дорожек. В результате экспертизы данного вида проектной документации было
установлено наличие серьезной проблемы, присущей многим действующим аэропортам.
Это повсеместное обводнение оснований существующих аэродромных покрытий
(аэропорты городов Норильск, Домодедово, Пермь, Благовещенск, Якутск,
Южно-Сахалинск, Магадан и др.), что свидетельствует об отсутствии или
недостаточности действий аэродромных служб и руководства авиапредприятий по
эксплуатационному содержанию водосточно-дренажных сетей. Проектировщикам было
указано, что при разработке проектов реконструкции взлетно-посадочных полос и
мест стоянок воздушных судов также не уделяется должного внимания решению
проблем, связанных с обводнением аэродромной одежды и естественного грунтового
основания. Особо тщательной проработки требуют вопросы расширения существующих
аэропортов, в том числе обоснование объемов воздушных перевозок и типов
воздушных судов на расчетный срок, оценка эксплуатационных возможностей
существующих сооружений аэровокзального комплекса. Взлетно-посадочные полосы российских аэродромов построены в основном
20-30 лет назад и требуют значительных затрат на поддержание их
эксплуатационных свойств, в связи с чем на указанные цели предусматривается
приоритетное направление капитальных вложений за счет федеральных средств. Наличие на покрытиях ИВПП разрушений и дефектов с положительной
динамикой нарастания и непринятие мер по их сдерживанию и ликвидации ставят под
угрозу эксплуатацию аэродромов и способны привести к приостановке работы
крупных и важных авиапредприятий, в связи с чем при рассмотрении проектов
реконструкции (восстановления) аэродромных покрытий ФГУ «Главгосэкспертиза
России» уделяло особое внимание этим вопросам. Вместе с тем необходимо отметить, что качество и конструктивная
безопасность возводимых зданий и сооружений аэропортов зависят не только от
квалификации и профессионального мастерства проектировщиков и строителей. Строительство, как наиболее ресурсо- и материалоемкая отрасль экономики
должно опираться на регулярно обновляемую базу нормативно-правовых документов.
Нормативные документы, регламентирующие отдельные сферы строительного
производства, следующие: строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП, РНиП); национальные и международные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р, СТ СЭВ, ИСО); пособия к СНиП и ГОСТ; правила безопасности (ПБ); санитарные правила и нормы (СанПиН); гигиенические нормы (ГН); правила и нормы противопожарной безопасности (ППБ, НПБ); правила и инструкции по охране труда (ПОТ, ТОИ); руководящие документы в строительстве (РД, РДС); методические документы и указания в строительстве (МДС, МДК, МУ); ведомственные нормы и правила (ВН, ВНП, ВНТП, ВСН, ВСП, ОСТ); территориальные строительные нормы (ТСН, МГСН). В существующей нормативно-технической документации даны требования,
которые регламентируют весь процесс строительного производства: начиная с
предпроектной проработки и инженерных изысканий, непосредственно проектирования
и заканчивая возведением объектов или сооружений с их последующей
эксплуатацией. Основой СНиПов являются принципиальные и обоснованные
требования, направленные на обеспечение необходимой несущей способности и
функциональной значимости зданий, строений и сооружений. Естественно, что нормативно-техническая документация (НТД),
разработанная 15-20 и более лет назад, несмотря на вносимые изменения, поправки
и дополнения, постепенно устаревает. Появляются новые материалы и технологии,
разрабатываются более прогрессивные подходы к использованию территорий на базе
новой инфраструктуры, к градостроительству, строительству линейных сооружений и
пр. В этой связи вступивший в силу с 1 июля 2003 г. Федеральный закон от
27.12.2002 г. № 184-ФЗ
«О техническом регулировании» коренным образом изменил ситуацию в сфере
обновления и разработки новой НТД для строительства, и в частности: сегодня вся продукция должна подчиняться только трем нормативным
документам - техническому регламенту, национальному стандарту, стандарту
предприятий, причем два последних носят рекомендательный характер; вызывает озабоченность п. 7 ст. 46 ФЗ, касающийся требований к
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты на
сегодняшний день не приняты, а старые прекращают свое действие; минимизация требований, предъявляемых к безопасности строительства, при
комплексном процессе возведения объекта (аналогичном выпуску штучной продукции
на фабрике) в сложном многофункциональном организме строительной отрасли, где
возможны нештатные ситуации, приведет к негативным последствиям; в силу императивности большинства положений ФЗ часть законодательных и
иных нормативных правовых актов РФ, касающихся сферы применения ФЗ,
противоречат его положениям в той или иной мере (некоторые положения ГК, УК, КоАП, а также законы РФ о
защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения, ряд постановлений Правительства РФ и др.). Необходим четкий порядок определения перечня требований, подлежащих обязательному
исполнению в переходный период (01.07.2003-01.01.2010 гг.). К сожалению, по состоянию на 1 июня 2007 г. ни один технический
регламент в области строительства не прошел все стадии согласования, принятия и
утверждения в установленном порядке. Принятый Федеральный закон от 1 мая 2007
г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом
регулировании» внес определенные положительные коррективы, в частности: введено
понятие «свод правил» с соответствующим определением, которым легализованы
СНиПы, СанПиНы, ВСНы и т.д.; предусмотрено, что технические регламенты могут
приниматься либо федеральным законом, либо постановлением Правительства РФ;
уточнен порядок финансирования за счет средств федерального бюджета работ по
реализации положений данного ФЗ и др. К сожалению, ФЗ предписана до 1 января
2010 г. разработка только одного строительного регламента - «О безопасности
зданий и сооружений». Поскольку юридически закон «О техническом регулировании» не отменил ни
одного СНиПа, то сегодня проектировщики, эксперты и строители работают по
действующей нормативной базе. Так, в соответствии с п. 1 ст. 46 закона
обязательному исполнению подлежат СНиПы, принятые Госстроем России в 2001-2003
гг. и ранее. Старая система СНиПов работает с провалами и сбоями, вызванными чисто
историческими причинами. Отклонения от норм вызваны тем, что в целом ряде
случаев работать строго по действующим СНиПам практически нельзя. Устарели не
только отдельные нормы и целые документы, но и сам состав нормативной базы.
СНиПы неадекватны новым условиям как тип нормативного документа; для простых
объектов они слишком подробны и, наоборот, слишком общи для сложных и опасных
объектов. Старый подход к разработке нормативных документов не успевает за
новыми технологиями и решениями. Поэтому в течение ряда лет многие положения
СНиПов применяются строителями и органами надзора выборочно, по договоренности,
что приводит к потерям материальных и финансовых ресурсов, а в некоторых
случаях и к гибели людей. Следует отметить и определенные позитивные изменения, внесенные законом
от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ, которыми, в частности, установлено, что до дня
вступления в силу соответствующих технических регламентов правительство и
федеральные органы исполнительной власти в целях, соответствующих целям
принятия регламентов, и в пределах своих полномочий могут вносить изменения в
ранее применяемые нормативные правовые акты. Хотя и здесь могут возникнуть
неясности с полномочиями и условиями, аналогичными требованиям и порядку
разработки регламентов. Каков же выход из данной ситуации? Принять за основу европейские нормы
и стандарты нет оснований, так как, даже по отзывам крупных европейских ученых,
нормативная база строительства в бывшем СССР и сегодня в России является
наиболее проработанной и надежной. Значит, следует модернизировать национальную
нормативную базу с учетом эффективных критериев, заложенных в европейские нормы
и стандарты. Чрезвычайно актуально решение данной проблемы и для сферы модернизации
и строительства новых российских аэропортов. К сожалению, в этой области, где в последние годы наблюдается
нарастание количества аварий, обновление нормативно-технической базы еще не
развернуто. В силу хронического недофинансирования и поредевшей армии
проектировщиков обновлением нормативных документов заниматься практически
некому. Специалисты ФГУ «Главгосэкспертиза России» при рассмотрении
документации из года в год отмечают все большее снижение качества проектной
документации. Что же необходимо сделать в подобной ситуации? Естественно, не
пытаться глобально решить в аэропортостроении все проблемы сразу, а
сосредоточить усилия проектировщиков, экспертов и строителей на первоочередных
задачах. В том числе: разработать структуру нормативных документов в сфере аэропортостроения,
которая предусматривала бы использование отдельных документов Организации
международной гражданской авиации (ИКАО) в качестве национальных нормативных
документов; гармонизировать документы ИКАО в качестве национальных нормативных
документов; в соответствии с принятой структурой составить план разработки и
переработки отечественных норм и правил с обеспечением необходимого
финансирования; вводить в действие новые нормативно-правовые документы по мере их
разработки. БСТ,
№ 10, 2007 г. |
|